Роль лидерства в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли лидерства в управлении.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Политическое лидерство
Роль лидерства в системе управления организацией
Лидер как составная часть эффективного управления
Формирование института лидерства в организации

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 70.05 Кб (Скачать)

Введение 
 
 
 

Интерес  к  лидерству  возник  еще  в  глубокой  древности.   Феномен

лидерства на протяжении веков волновал  сознание  многих  исследователей.  В начале двадцатого  столетия  началось  изучение  управления.  Руководство  и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах  был  предпринят  ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

      Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:

      - наличием довольно скупых исследований  в некоторых сферах лидерства;

      - низким   уровнем    профессионализма    некоторых    современных

руководителей,   что   влечет   за   собой   неэффективность    деятельность

организации.

       Изучение  проблемы  лидерства   необходимо   для   выработки   методов

эффективного  руководства, отбора и формирования лидеров.

       Руководитель  должен  уметь   ставить  задачи,   определять   средства

достижения цели и методы контроля. Успешное руководство  в значительной  мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

      Из  вышесказанного  ясно,  что   проблемы  руководства  и  лидерства в

организации на  данный  момент  стоят  довольно  остро,  и  поэтому  большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.

Начиная с 70- х  годов интерес к изучению  лидерства  начал  расти  еще

больше, о чем  свидетельствует появление работ  Дж.  Мак  -  Грегора  Бернса,

Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.

      До недавнего времени в нашей  стране не было условий   для  формирования лидеров и спроса на них, а  следовательно,  не  было  исследования  проблем, связанных  с  лидерством.  В  связи  с  этим  большинство  работ  в  области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

       Однако  в  настоящее  время   появляются  труды   российских   ученых,

затрагивающие проблемы лидерства. ( Например,  книга  Р.Л.Кричевского  “Если вы -  руководитель”  об  элементах  психологии  менеджмента  в  повседневной работе руководителя и лидера в организации,  а  по  технологии  лидерства  - коллективная работа авторов  московского  центра  политических  исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.) 

Объект  исследования - феномен лидерства и процесс его изучения в истории философии и современной науке.

Предмет исследования - ценностные теории лидерства, разрабатываемые в современной зарубежной философии и социально - политических науках.

Целью курсовой работы является выявление роли лидерства в управлении. 
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:

  • Понятие и содержание лидерства
  • Современные теории лидерства
  • Политическое лидерство
  • Роль лидерства в системе управления организацией
  • Лидер как составная часть эффективного управления
  • Формирование института лидерства в организации

Обзор литературы

В отечественной  историографии отношение к проблеме лидерства, круг изучаемых в этой связи вопросов постоянно менялись. Так в 70-е годы прошлого века эта проблема изучалась главным образом психологами в отношении малых групп (А.Вендов, И.П.Волков, В.Д.Гончарова, Ю.И.Емельянов, Е.С.Кузьмин, Б.Д.Парыгин, Ю.П.Степкина и др.).

С середины 80-х  годов интерес к проблеме лидерства, особенно политического, в нашей  стране значительно вырос. Появились  работы, в которых анализировалась  деятельность лидеров советской  эпохи (Э.Баталов, Ф.Бурлацкий, И.В.Злобин, Г.Д.Левин, В.Маслов, И.Бестужев-Лада, А.Венгеров, П.Волобуев, И.Диков, Р.Медведев, Ю. Поляков,

В 80-90 годы проявились работы, в которых дан философский  анализ различных аспектов лидерского процесса (в работах Е.А.Дунаева, В.В.Форсовой, А.И.Кравченко, М.Ю.Ананченко, П.Е.Овсянкина и ряда других авторов ).

Среди наиболее крупных западных школ, которые внесли существенный вклад в разработку проблем лидерства в XX веке можно  назвать: психоаналитическую (З.Фрейд, А.Адлер, К.Г.Юнг), изучавшую бессознательные  факторы процесса лидерства; йельскую (Г.Лассуэл, Б.Скиннер, У.Уайт), исследовавшую  особенности сознания политических лидеров; франкфуртскую (Т.Адорно, Г.Маркузе, Э.Фромм), разработавшую концепцию  «авторитарной личности» и анализировавшую  проблему взаимоотношений харизматических  лидеров и их последователей.

На протяжении прошлого столетия происходили значительные изменения во взглядах на межсубъектные  взаимоотношения участников лидерского процесса, в частности на роль и  участие последователей в управлении организацией и на проявление власти в коллективе. Об этом свидетельствуют  работы У.Берка, Р.Кантера, Р.Пасскаля и  Э.Атоса, М. Сетсуо, Д.Кипниса, Р.Бирстеда, К.Миллера и Р.Монж, Л.Хоффмана, Р.Берка, Н.Майера, М.Малдера, П.Гудмена, П.Поттса, Р.Портера, Д.Брасса и ряда других авторов.

 
Работа состоит  из содержания,  введения,  теоретической части (которая включает в себя понятие и типологию лидерства, политическое лидерство, руководство и лидерство), практической части, заключения и списка литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие и типология лидерства

      Лидерство можно назвать одним  из уникальных феноменов  политической  и общественной  жизни,  связанным  с  осуществлением  властных  функций.   Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все  сферы жизнедеятельности.

       Концепции  лидерства  могут   быть  разделены  в  зависимости  от  их

теоретических оснований на три группы:

       1.  Исходящие  из  того,  что   лидерство  -   универсальный   феномен

человеческой  деятельности, что и закономерности его  функционирования  едины во всех сферах общества.

      2. Отождествляющие лидерство с  руководством и  управлением,  при  этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое  и  достаточное условие  лидерства;  деятельность  лидера  предстает   как   необходимое   и достаточное  условие  лидерства,  как  административная  специфика   явления сводится  преимущественно  к  правовым  регулятивам  поведения  должностного лица.  Лидерство  как  социальный  институт   отождествляется   с   органами государственной власти.

      3. Рассматривающие лидерство как   специфическое  явление  общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым  принципам. Лидерство осуществляется  через  функционирование  конкретного  механизма  - одного из необходимых политических институтов.

      Древние представления о лидерстве  включали в себя качества таких   лиц,

как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.

      В античности лидерство носило  личностный характер,  представляя   собой влияние, основанное на авторитете конкретного  индивида,  его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к  отношениям  “учитель -   ученик”,   поскольку   политическая   жизнь   связывалась   с   решением мировоззренческих вопросов.1

     

     

В средневековой  Европе  влияние  лидера  основывалось  не  столько  на

личных  достоинствах,  сколько  на  способности  к  руководству   конкретной общностью. От лидера требовалось  в  основном  умение  сплотить  группу  для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

       В  современном  обществе  лидерство  (в  особенности  политическое)

представляет  собой способ  построения  власти,  основанный  на  интеграции различных социальных  слоев  (групп)  посредством  специфических  механизмов вокруг выдвигаемой лидером  программы  решения  различных  проблем  и  задач общественного развития.

      Лидерство по  своей  природе   способно  сплотить  людей   в  совместных

усилиях, причем осуществлять  эту  задачу  в  течение  длительного  времени,

постепенно решая  задачи, подчиненные общей цели.

      Существуют различные классификации  феномена лидерства.

      В соответствии  с  учением   М.Вебера  о  способах  легитимации   власти

лидеров подразделяют на:

      -традиционных лидеров, которыми  обычно являются вожди племен,  монархи и т.д. Их авторитет основан на традиции, обычае;

      -рационально  -  легальных,  или   рутинных  -  это  лидеры,  избранные

демократическим путем;

      -харизматических -  лидеров,  наделенных,  по  мнению  масс,  особой

благодатью, выдающимися  качествами, необычайной способностью к  руководству. Харизма  складывается  из  реальных  способностей  лидера  и  тех   качеств, которыми его наделяют последователи [2]. Примером харизматических  лидеров  были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.

      В основе первого типа  лидерства   лежит  привычка,  второго  -  разум,

третьего - вера и эмоции.

      

       Дж. Мак-Грегор  Бернс   разделяет   лидеров   на   две   категории:

преобразователи и дельцы. Лидеры  -  преобразователи,  имеющие  определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя  реализации  своих воззрений. Лидеры  -  дельцы,  напротив,  действуют  по  принципу  “здесь  и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях,  без  формирования  глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.

      Ранее Парето разделял лидеров  примерно по  тем  же  признакам,  что  и

Бернс, на “львов”  и “лис”.

      Анализ Бернса являет собой значительный шаг  вперед  по разграничению между лидерами, но все же он  остается  ограниченным,  поскольку  ясно,  что реальность  гораздо  богаче  и  ее  нельзя  “комфортно  разместить”  в  двух категориях.

      Существует также  деление лидеров на обычных (“реальных”) и  великих

( как великих  “героев,  так  и  великих  “злодеев”).  Реальные  лидеры  не

оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается,  что только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.

      На основе характера лидеров  разделяют  на  “активно  -  позитивных”  и

“активно - негативных”, а также на  “пассивно  -  позитивных”  и  “пассивно-

негативных”.

      В современной  политологии   нередко  называются  четыре  собирательных образа лидера:

      1. Лидера - знаменосца отличает собственное  видение  действительности,

наличие идеи, увлекающей массы.2

      2. Лидер - служитель стремится  выступать в роли  выразителя  интересов

своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует  от их имени.

      3. Лидер - торговец способен привлекательно  преподнести  свои  идеи  и

убедить людей  в их преимуществе.

      4. Лидер -  пожарный  ориентируется   на  решение  наиболее  актуальных

проблем в обществе, насущные требования момента. [11]

      В реальной жизни эти четыре  образа  лидерства  обычно  встречаются  в

сочетании у  различных людей в разных пропорциях.

      Американский социолог  В.Стоун   отметил,  что  политическое  лидерство

высокого уровня по сравнению с  лидерством  в  небольшой  группе  имеет  ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.

      1. Лидерство “лицом к лицу”  осуществляется в  небольших   группах,  где

все участники  процесса имеют возможность взаимодействовать  между собой.

Информация о работе Роль лидерства в управлении