Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление роли лидерства в управлении.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе:
Понятие и содержание лидерства
Современные теории лидерства
Политическое лидерство
Роль лидерства в системе управления организацией
Лидер как составная часть эффективного управления
Формирование института лидерства в организации
Введение
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен
лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых
- низким уровнем профессионализма некоторых современных
руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность
организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов
эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства
достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в
организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще
больше, о чем
свидетельствует появление
Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
До недавнего времени в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых,
затрагивающие
проблемы лидерства. ( Например, книга
Р.Л.Кричевского “Если вы - руководитель”
об элементах психологии менеджмента
в повседневной работе руководителя
и лидера в организации, а по
технологии лидерства - коллективная
работа авторов московского центра
политических исследований “Никколо
М “ “Имидж лидера”.)
Объект исследования - феномен лидерства и процесс его изучения в истории философии и современной науке.
Предмет исследования - ценностные теории лидерства, разрабатываемые в современной зарубежной философии и социально - политических науках.
Целью курсовой
работы является выявление роли лидерства
в управлении.
Цель работы позволила сформулировать
следующие задачи, которые решались
в работе:
Обзор литературы
В отечественной
историографии отношение к
С середины 80-х годов интерес к проблеме лидерства, особенно политического, в нашей стране значительно вырос. Появились работы, в которых анализировалась деятельность лидеров советской эпохи (Э.Баталов, Ф.Бурлацкий, И.В.Злобин, Г.Д.Левин, В.Маслов, И.Бестужев-Лада, А.Венгеров, П.Волобуев, И.Диков, Р.Медведев, Ю. Поляков,
В 80-90 годы проявились работы, в которых дан философский анализ различных аспектов лидерского процесса (в работах Е.А.Дунаева, В.В.Форсовой, А.И.Кравченко, М.Ю.Ананченко, П.Е.Овсянкина и ряда других авторов ).
Среди наиболее
крупных западных школ, которые внесли
существенный вклад в разработку
проблем лидерства в XX веке можно
назвать: психоаналитическую (З.Фрейд,
А.Адлер, К.Г.Юнг), изучавшую бессознательные
факторы процесса лидерства; йельскую
(Г.Лассуэл, Б.Скиннер, У.Уайт), исследовавшую
особенности сознания политических
лидеров; франкфуртскую (Т.Адорно, Г.Маркузе,
Э.Фромм), разработавшую концепцию
«авторитарной личности» и
На протяжении прошлого столетия происходили значительные изменения во взглядах на межсубъектные взаимоотношения участников лидерского процесса, в частности на роль и участие последователей в управлении организацией и на проявление власти в коллективе. Об этом свидетельствуют работы У.Берка, Р.Кантера, Р.Пасскаля и Э.Атоса, М. Сетсуо, Д.Кипниса, Р.Бирстеда, К.Миллера и Р.Монж, Л.Хоффмана, Р.Берка, Н.Майера, М.Малдера, П.Гудмена, П.Поттса, Р.Портера, Д.Брасса и ряда других авторов.
Работа состоит
из содержания, введения, теоретической
части (которая включает в себя понятие
и типологию лидерства, политическое лидерство,
руководство и лидерство), практической
части, заключения и списка литературы.
1. Понятие и типология лидерства
Лидерство можно назвать одним
из уникальных феноменов
Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их
теоретических оснований на три группы:
1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен
человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества.
2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти.
3. Рассматривающие лидерство как
Древние представления о
как жрецы, короли, королевы, духовные лица и политики.
В античности лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь связывалась с решением мировоззренческих вопросов.1
В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на
личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.
В современном обществе лидерство (в особенности политическое)
представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.
Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных
усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени,
постепенно решая задачи, подчиненные общей цели.
Существуют различные
В соответствии с учением М.Вебера о способах легитимации власти
лидеров подразделяют на:
-традиционных лидеров,
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные
демократическим путем;
-харизматических - лидеров, наделенных, по мнению масс, особой
благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи [2]. Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум,
третьего - вера и эмоции.
Дж. Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории:
преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.
Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и
Бернс, на “львов” и “лис”.
Анализ Бернса являет собой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях.
Существует также деление лидеров на обычных (“реальных”) и великих
( как великих “героев, так и великих “злодеев”). Реальные лидеры не
оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои (либо злодеи) определяют ход истории.
На основе характера лидеров разделяют на “активно - позитивных” и
“активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно-
негативных”.
В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:
1. Лидера - знаменосца отличает
наличие идеи, увлекающей массы.2
2. Лидер - служитель стремится выступать в роли выразителя интересов
своих сторонников, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
3. Лидер - торговец способен
убедить людей в их преимуществе.
4. Лидер - пожарный ориентируется на решение наиболее актуальных
проблем в обществе, насущные требования момента. [11]
В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются в
сочетании у различных людей в разных пропорциях.
Американский социолог В.Стоун отметил, что политическое лидерство
высокого уровня по сравнению с лидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить два самостоятельных типа лидерства.
1. Лидерство “лицом к лицу” осуществляется в небольших группах, где
все участники
процесса имеют возможность