Роль государственного регулирования рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить роль государственного регулирования рынка труда.
Задачи:
- изучить государственное регулирование рынка труда в России;
- провести оценку роли государственного регулирования рынка труда в России.
При написании данной работы я использовал следующие методы: диалектический, системный, сравнительный, статистический и т.д.

Содержание

Введение ............................................................................................................
Глава 1. Государственное регулирование рынка труда .................................
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования рынка труда ..
1.2. Механизм государственного регулирования рынка труда в России ....
1.3. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России ...............................
Глава 2. Практическая часть: оценка роли государственного регулирования рынка труда .......................................................................................
2.1. Исследование государственного регулирования рынка труда России ..
2.2. Итоги проведенного исследования оценки роли государственного регулирования рынка труда ........................................................................................
Заключение .........................................................................................................
Список литературы ...........................................................................................

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Государственный сектор экономики в настоящее  время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь  образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

     Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

     Повышаются  требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь  принимаемых на работу. Сокращается  возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

     В результате спада производства, порождаемого разрывом экономических связей, ухудшается экономическая конъюнктура, происходит накопление потенциала безработицы.

     Выделяются  целые "очаговые" территории многократно  превышающие средние показатели уровней безработицы по стране.

     Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана  и особенно актуализируется в  связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

     В этой связи особую роль играет составление  региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование  ситуации и выработка системы  мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

     Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. 

 

     Заключение

     Из  вышесказанного можно сделать следующие  выводы.

     Регулирование рынка труда представляет собой  особую форму и сферу регулирующего  воздействия государства на социально-экономические  процессы. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

     В современных условиях экономического и социального развития необходимость  государственного регулирования рынка труда не вызывает сомнений. Особо следует подчеркнуть, что те меры, которые предпринимает государство, воздействуя на рынок труда, должны отвечать интересам и наемных работников, и предпринимателей. Государство на рынке труда должно выступать в качестве законодателя и арбитра, не отдавая предпочтений ни той, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным с точки зрения гармонизации социально - трудовых отношений, создания реальных предпосылок, обеспечивающих подлинное равенство сторон на рынке труда.

     Главные, социально значимые цели регулирования  рынка труда:

     - снижение уровня безработицы;

     - поддержание оптимального соотношения  между спросом и предложением  рабочей силы (а значит, и косвенное  установление ее цены).

     Для достижения всех этих целей требуется  создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых  норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ.

     Государство должно стать "катализатором" в  сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных органов власти в обеспечении максимальной и  эффективной занятости. Многое можно  сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей силы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

     Государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

     Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана  и особенно актуализируется в  связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

     В этой связи особую роль играет составление  региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование  ситуации и выработка системы  мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

     Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда. 
 

     Список  литературы

     1. Конституция Российской Федерации  (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009;

     2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011) "О занятости населения  в Российской Федерации" // Российская  газета, N 84, 06.05.1996;

     3. Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок  труда: основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели // Экономика и управление, №5, 2008;

     4. Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура  рынка труда // Человек и труд, №1, 2007;

     5. Кашепов А.В. Рынок труда в  России: регулирование, прогнозы. М.: Труд, 2009;

     6. Кейнс Д.М. Общая теория занятости. М.: Труд, 2000;

     7. Котляр А. Теоретические проблемы  занятости остаются актуальными.  М.: Столица, 2006

     8. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова  А.П. Рынок труда и занятость  населения. Челябинск: Стан, 2004;

     9. Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: АТС, 2009;

     10. Лившиц А.Я. Введение в экономику.  М.: Высшая школа, 2007;

     11. Нуреев Р.М. Основы экономической  теории. М.: Норма, 2008;

     12. Смит А. Исследование о природе  и причинах богатства народов.  М.: Экономика, 2007;

     13. Шишкин А.Р. Экономическая теория. М.: Владос, 2006;

     14. Шарашников Б.М. Рынок и занятость.  М.: Аспект, 2005;

     15. Экономика: учебник / под редакцией  А.И. Архиповой, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаковой. М.: Проспект, 2009. 
 
 
 
 
 

Аллагулов Р., Аллагулова Н. Рынок труда: основные понятия, концепции, взаимосвязи и показатели // Экономика и управление, №5, 2008;

Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка  труда // Человек и труд, №1, 2007;

Кашепов А.В. Рынок  труда в России: регулирование, прогнозы. М.: Труд, 2009;

Кейнс Д.М. Общая  теория занятости. М.: Труд, 2000;

Котляр А. Теоретические  проблемы занятости остаются актуальными. М.: Столица, 2006

Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок  труда и занятость населения. Челябинск: Стан, 2004;

Кураков Л.П. Экономическая теория. М.: АТС, 2009;

Лившиц А.Я. Введение в экономику. М.: Высшая школа, 2007;

Нуреев Р.М. Основы экономической теории. М.: Норма, 2008;

Шишкин А.Р. Экономическая  теория. М.: Владос, 2006;

Шарашников Б.М. Рынок и занятость. М.: Аспект, 2005;

Экономика: учебник / под редакцией А.И. Архиповой, А.Н. Нестеренко, А.К. Большаковой. М.: Проспект, 2009.

Информация о работе Роль государственного регулирования рынка труда