Роль государственного регулирования рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить роль государственного регулирования рынка труда.
Задачи:
- изучить государственное регулирование рынка труда в России;
- провести оценку роли государственного регулирования рынка труда в России.
При написании данной работы я использовал следующие методы: диалектический, системный, сравнительный, статистический и т.д.

Содержание

Введение ............................................................................................................
Глава 1. Государственное регулирование рынка труда .................................
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования рынка труда ..
1.2. Механизм государственного регулирования рынка труда в России ....
1.3. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России ...............................
Глава 2. Практическая часть: оценка роли государственного регулирования рынка труда .......................................................................................
2.1. Исследование государственного регулирования рынка труда России ..
2.2. Итоги проведенного исследования оценки роли государственного регулирования рынка труда ........................................................................................
Заключение .........................................................................................................
Список литературы ...........................................................................................

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Его вмешательство может быть административным или экономическим. Влияние на продолжительность рабочего времени и оплату единицы рабочего времени  обычно носит административный характер, в большинстве развитых стран государство регламентирует максимальную продолжительность рабочей недели и минимальную заработную плату. Эти нормы являются ориентиром при заключении трудового договора между предпринимателями и работниками4.

     Таким образом, государственная политика в области занятости в России призвана охватывать регулирование  заработной платы, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства, оказание помощи безработным в организации собственного дела, создание сети предприятий защищенной занятости для инвалидов, организацию переподготовки работников, организацию общественных работ, выплату пособий по безработице. 

     1.3. Необходимость и  возможность регулирования  рынка труда на  современном этапе  развития рыночной  экономики в России

     К основным рычагам саморегулирования  рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного  спроса на него и его предложение и конкуренция.

     На  рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень  заработной платы увеличивает предложение  труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

     Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются  налоговые поступления и т.д5.

     В процессе саморегулирования рынка  труда не менее важна роль прибыли  предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь  из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда).

     Доход фирмы является экономической основой  ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени  успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

     Из  этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей  цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п6.

     Цена  труда также колеблется в зависимости  от спроса и предложения труда  на рынке. Но здесь нужно учитывать  и то, что спрос на труд предприниматель  предъявляет когда найм работников дает ему прирост доходов после  продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

     Таким образом механизм саморегулирования  рынка труда приводит его к  такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы.

     Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма т.е. политики невмешательства  государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства»7. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» - личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.

     Но  в работах Дж.М. Кейнса8 эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

     Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

     Достижение  оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости - неотъемлемая составная  часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных органов для согласования путей решения проблем занятости9.

     Перспективы занятости определяются динамикой  и уровнем экономической эффективности  производства, поэтому более рациональное использование работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого резерва рабочей силы.

     Глава 2. Практическая часть: оценка роли государственного регулирования рынка  труда

     2.1. Исследование государственного  регулирования рынка  труда России

     Главные, социально значимые цели регулирования  рынка труда:

     - снижение уровня безработицы;

     - поддержание оптимального соотношения  между спросом и предложением  рабочей силы (а значит, и косвенное  установление ее цены).

     Для достижения всех этих целей требуется  создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ.

     Для оценки роли государственного регулирования  рынка труда проведем анализ уровня безработицы за последние десять лет.  

 
%
Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
10   10,2               10,2    
9                        
8 8,8   8,6               8,7  
7       7,7 7,3       7,6     7,1
6           6,8 6,1 6,4        
 

     Как видно на графике, рост безработицы наблюдался в 2001 и 2009 года, что обусловлено экономическими кризисами в данные периоды.

     Наименьший  процент безработицы за последние 11 лет наблюдался в 2006 году.

     Проведем  оценку также спроса и предложения  на рынке труда.

     Предложение труда — количество часов, которое население желает работать с целью получения доходов. Количество нанимаемых предпринимателями работников определяется реальной заработной платой. Предложение труда находится в прямой зависимости от величины реальной заработной платы. Кроме того, предложение труда определяется рядом неэкономических факторов. Такими факторами являются:

     1. Общая численность населения. 

     О динамике общей численности населения, о сегодняшних и будущих трудовых ресурсах страны судят по показателям  рождаемости, смертности, естественного прироста населения, продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни россиян достигла своего наименьшего значения в 1994 г. — 64 года, в 1997 г. она увеличилась до 66,9 года. В 2011 году она составляет 66,6 года.

     В странах третьего мира этот показатель — 62 года, в развитых — 75 лет. Сегодня в России смертность населения превышает его рождаемость. Последствия такой демографической ситуации скажутся на рынке труда через 18—20 лет, когда родившиеся сегодня дети вступят в трудоспособный возраст. По прогнозам, уже в ближайшие годы Россию ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн человек.

     2. Численность активного трудоспособного  населения. Трудовые ресурсы —  часть населения страны, обладающая  физическими и умственными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. Большую часть трудовых ресурсов составляет население в трудоспособном возрасте:

     - В России нижняя граница трудоспособного  возраста — 16 лет, а верхняя  составляет 60 лет у мужчин и  55 лет у женщин;

     - В США границы трудоспособного возраста для мужчин и женщин находятся в пределах 16—64;

     - В Великобритании для мужчин  — 16—64, для женщин 16—59 лет. 

     В среднем по России доля трудоспособного  населения составляет 57 %, достигая максимума в районах Крайнего Севера (до 67 % в Магаданской и Камчатской областях) и минимума — в районах с высокой рождаемостью и большой долей детей (Дагестан — 52 %).

Информация о работе Роль государственного регулирования рынка труда