Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:35, реферат
Биография и социологические теории Р.Мертона и А.Шюца
Глава 1 Роберт Мертон
Глава 2 Альфред Шюц
Список использованной литературы
титульник
оглавление
Глава 1
Роберт Мертон………………………………………………………………
Глава 2
Альфред Шюц ………………………………………………………………. 12
Список использованной литературы ………………………………………. 19
глава 1
Роберт Мертон
1. Биография Р. Мертона.
Роберт Кинг Мертон родился в 1910 г. в Филадельфии, в семье рабочего. В 1931 г. он окончил университет в Темпле, штат Филадельфия, и получил стипендию для защиты докторской диссертации в Гарвардском университете, где на формирование его взглядов оказали влияние такие крупные ученые, как Питирим Сорокин, основатель социологического факультета в Гарварде, Толкотт Парсонс, впоследствии возглавивший структурно-функциональное направление в социологии, и Джордж Сартон, выдающийся историк науки. В 1936 г. Мертон защитил свою докторскую диссертацию "Наука, техника и общество в Англии XVII века", опубликованную в 1938 г. После трех лет обучения в Гарвардском университете и двух лет в университете Тулана, штат Нью-Орлеана, он стал профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке, где и работал в течение 38 лет, вплоть до ухода на пенсию в 1979 г. В эти годы совместно с Полем Ф. Лазарсфельдом он стал основателем знаменитого Бюро прикладных социологических исследований.
В 1957 г. Роберт Мертон был избран президентом Американской социологической ассоциации, получил самый почетный титул в сообществе американских социологов, а в 1968 г. стал членом Национальной академии наук. Одновременно он являлся президентом различных академических обществ и иностранным членом многих академий наук. Мертон был награжден многочисленными почетными степенями крупнейших университетов Соединенных Штатов и Европы. Его работы явились значительным вкладом в развитие различных социологических дисциплин: общей теории, социологии отклоняющегося поведения, социологии науки, социологии профессий, медицинской социологии, социологии средств массовой информации. Мертон является одним из авторов, наиболее часто цитируемых в современной социальной науке. Умер Мертон в 2003 году.
2.Систематическая теория
Что представляет собой его система? Теорией какого уровня она является? Два обстоятельства, в которых отчасти повинен и сам Мертон, могут ввести нас в заблуждение.
Во-первых, выступая против схоластической, формалистической "высокой теории" Парсонса и его последователей, Мертон в своих ранних работах не проводил четких границ между способом и уровнем теоретизирования. Основываясь на эмпирически обоснованной и эмпирически подтвержденной теории, он вместе с тем подразумевал, что она может быть применена на среднем уровне всеобщности как теория "среднего радиуса действия". Но, как заметил Стинчкомб, "в споре между Парсонсом и Мертоном всеобщность отождествляется с пространностью. Мертон, имея верную точку зрения на пространность, был не прав в оценке общей теории. Но на самом деле все как раз наоборот. Общая теория Мертона более совершенная, чем теория Парсонса, поэтому с эмпирической точки зрения его работа плодотворнее".
Во-вторых, в своих теоретических исследованиях, будучи убежденным, что "общая теория" является "преждевременной", он предпочел оставаться на среднем уровне, разрабатывая многочисленные промежуточные теории, такие, как теории отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, референтных групп, социологической амбивалентности, бюрократической структуры, научных сообществ и многие другие, не стремясь к- всеобъемлющему объяснению социальных структур и процессов. В действительности в работах Мертона содержится, хотя и не сформулированная явно, общая теория. По словам Р. Будона, в работах Мертона гораздо больше систематической общей теории, чем он сам когда-либо признавал. В них содержится определенная система взглядов на общество, определенное представление о социальном порядке и социальном изменении.
3. Цели и задачи социологии.
Две формулировки Мертона наиболее точно отражают суть предмета: задачей социолога является "ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения"; цель социологии заключается в значительной мере в выяснении того, "как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу. Таким образом, очевидно, что предметом социологии является, по Мертону, социальная структура, которую необходимо изучать во всем многообразии различных ее аспектов: генетического (как она возникла) и функционального (как она влияет на поведение людей), статического (как она функционирует) и динамического (как она изменяется). Определяющей чертой социологии является сфокусированность на социальной структуре.
Это становится еще более очевидным, когда мы рассматриваем подход Мертона к проблеме демаркации, особенно к способу разграничения социологии и психологии. В чем коренится различие между этими двумя взаимодополняющими и равноценными областями знания? С точки зрения Мертона, разница состоит в том, что именно каждая из этих наук рассматривает как проблематичное, а что - как заданное. Для психолога социально-структурный аспект изначально определен как контекст индивидуального поведения, в то время как последнее является проблематичным. Для социолога, наоборот, в центре анализа находится структура социального окружения, а индивидуальные особенности и психологические процессы рассматриваются как данное и анализ их не входит в компетенцию социолога.
Определение социологии как науки, сфокусированной на социальной структуре, позволяет высказать предположение об онтологическом кредо Мертона, о наиболее фундаментальных предпосылках его теории. Очевидно, что он рассматривает общество как реальность sui generis, обладающую специфическими особенностями и закономерностями по отношению к свойствам, присущим индивидам, и закономерностям индивидуального поведения. Социальная реальность является сверхиндивидуальной, изначально имея первостепенное значение для индивидов, но, будучи зависимой от них, не является сверхиндивидуальной. Социальная структура включает в себя людей и их действия, при этом не являясь их простой совокупностью. Это может быть названо интериндивидуальной реальностью, производной от различных отношений между группами индивидов, или же системной реальностью, состоящей из различных социальных совокупностей индивидов, связанных между собой системой взаимоотношений. Такая онтологическая концепция - разновидность структурного реализма - позволяет избежать и материализации, столь типичной для метафизического холизма, и атомизации социальной реальности, которая имеет место в различных формах теоретического (или метафизического) индивидуализма.
4. Функционализм или структурализм.
Основываясь на данной онтологической концепции, Мертон выявил и разработал два специальных направления социологического анализа: функциональный и структурный анализ. Для него "суть функционализма состоит в объяснении явлений путем установления их последствий для больших структур, в которые они включены". После публикации его знаменитой "Парадигмы для функционального анализа", где в общих чертах он наметил поразительно ясный, глубоко переработанный вариант функционализма, применимый для концептуализации социального конфликта и социального изменения, в Мертоне стали видеть олицетворение функционализма. Поэтому, когда четверть века спустя он написал книгу "Структурный анализ в социологии", в которой было представлено соответствующее социологическое направление, некоторые рассматривали это как решительный разрыв с функциональным анализом, отказ от прошлых убеждений и создание принципиально нового направления.
Позиция же Мертона весьма определенна: "Разновидность функционального анализа в социологии со временем эволюционировала в разновидность структурного анализа". Функциональный анализ выявляет последствия социального явления для его дифференцированного структурного контекста; структурный анализ устанавливает детерминанты явления в рамках его структурного контекста. Очевидно, что эти направления являются двумя сторонами одной медали, рассматривающими два вектора отношений между социальным явлением и его структурным окружением. Не существует противоречия между Мертоном-функционалистом и Мертоном-структуралистом; оба теоретических направления слились воедино.
Идея Мертона о социальной структуре, находящаяся в центре его функциональных исследований, включает четыре определяющих критерия. Сфокусированность на отношениях, связывающих различные компоненты общества, прослеживается уже в раннем определении социальной структуры, сформулированном задолго до структурной революции или структурного уклона в современной науке: "Под социальной структурой следует понимать организованный контекст социальных отношений, в которые вовлечены члены общества или группы". Акцент на "смоделированный", регулярный, повторяющийся характер отношений является одним из центральных тезисов, красной нитью пронизывающих работы Мертона; термин "смоделированный" - одно из излюбленных его определений. Третий составной критерий социальной структуры - концепция глубокого, скрытого, базового уровня (соответствующая концепция латентных функций в функциональном анализе) - является единственным аспектом в теории Мертона, прямо подверженным логически-лингвистическому структурализму Якобсона, Леви-Стросса и Чомски. По словам Мертона, "аналитически целесообразно различать поверхностный и латентный уровни социальной структуры".
Но, наверное, самым важным для Мертона в понятии социальной структуры является четвертый критерий - идея сдерживающего или вспомогательного влияния, которое социальная структура оказывает на реальные социальные явления. Концепция "структурного контекста" и особенно "структурного сдерживания", как ограничивающая эффективное поле деятельности, появляется в ранней "Парадигме для функционального анализа": "Я убежден, что структура сдерживает индивидов, помещенных в нее для развития культурных потребностей, моделей социального поведения и психологических склонностей". В другой работе он писал: "Поведение есть не просто результат индивидуальных особенностей, но продукт интеракции последних и смоделированных ситуаций, в которых оказывается индивид. Именно эти социальные контексты и оказывают значительное влияние на степень действительной реализации способностей индивида".
Но структурный контекст оказывает не только негативное, но и позитивное влияние, облегчая, воодушевляя, стимулируя определенные выборы действующих лиц и сил: "Социальная структура отфильтровывает культурные ценности, делая поведение в соответствии с ними возможным для обладателей социальных статусов в рамках этого общества и трудным или невозможным для других... Социальная структура является барьером или, наоборот, открытой дверью для поведения согласно культурным мандатам".
5. Социальная структура. Сложность и конфликт.
В рамках общей теории, основанной на двух направлениях - структурном и функциональном, Мертон разработал более конкретную концепцию социальной структуры. Две особенности делают ее безошибочно узнаваемой, как принадлежащей именно Мертону. Во-первых, она рассматривается как сложная и многомерная, включающая в себя множество компонентов, элементов, пунктов, объединенных в различные типы систем или взаимозависимостей. Существуют статусы, роли, ролевые и статусные установки, нормы, ценности, институты, коллективы, группы, организации, интересы, распределяющиеся по многочисленным уровням. По словам Мертона, "даже простая на первый взгляд социальная структура чрезвычайно сложна". Второй особенностью социальной структуры, по Мертону, является акцент на асимметричные отношения: конфликты, противоречия, дисфункции, отклонения, напряжения, амбивалентность. Мертон подчеркивает, что "для структурного анализа первостепенное значение имеет тот факт, что социальные структуры порождают социальный конфликт, будучи до определенной, исторически сложившейся степени, лабиринтами социальных статусов, страт, организаций и сообществ, которые имеют общие, хотя и потенциально конфликтные, интересы и ценности".
Центральной идеей Мертона является рассмотрение индивидов как структурно обусловленных, закрепленных в системе социальных отношений. Структурное размещение индивида и есть его социальный статус; "признаваемая позиция в социальной системе, занятая предназначенными индивидами" (например, врач, студент, домашняя хозяйка, отец). Каждый статус, являясь основным строительным блоком социальной структуры, имеет три основных аспекта. К ним относится смоделированный набор социальных (общепринятых) экспектаций в отношении требуемого поведения любого индивида. Это нормальный аспект статуса, сформулированный в концепции ролевой установки Мертона. Аналогично каждый социальный статус имеет соответствующий набор шансов, возможностей, ресурсов, льгот, доступных для индивидов. Это его вероятностный аспект. Наконец, каждый статус имеет соответствующий набор смоделированных убеждений, взглядов, жизненных принципов, типичных для определенной группы индивидов. Это идеальный аспект статуса.
Теперь можно перейти непосредственно к социальной структуре как основе социального мира, абстрагируясь от индивидов, занимающих статусы и выполняющих роли, и попытаться определить ее измерения и компоненты.
В одном из своих первых аналитических опытов Мертон различал концепцию культурной структуры и концепцию социальной структуры в узком смысле: "Данное окружение индивидов может быть рассмотрено с точки зрения вовлечения культурной структуры, с одной стороны, и социальной структуры - с другой". Обе эти категории разработаны и конкретизированы в более поздних его работах. Культурная структура характеризуется только нормативными терминами - система норм, ценностей, ролей и институтов. Аналогично положение о социальной структуре в узком смысле постепенно обогащалось понятием "вероятностной структуры", основанной на представлениях о "жизненных возможностях" и "узаконенных имущественных интересах". Это следует понимать как иерархию различных возможностей доступа к ресурсам, льготам, ценностям (богатство, власть, престиж, образование и т. д.). Думается, правомерно утверждать, что Мертон различает нормативное и вероятностное измерения социальной структуры.
Но в ряде его работ вырисовывается еще и третье измерение. Он упоминает о "состоянии общественного мнения" или "преобладающем мировоззрении", а также говорит о перспективе и взглядах как "результате социальной позиции", вводит основное различие между отношениями и фактическим поведением, между публично демонстрируемыми и сугубо личными отношениями. Эти различия относятся к сфере социального сознания, которое является структурным, а не психологическим измерением. Мертон не вводит специального термина для этой сферы, поэтому сами назовем ее идеальной структурой.