Результаты и перспективы развития государственной социальной политики на региональном уровне (на основе анализа реализации приоритетног

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучение развития государственной социальной политики на региональном уровне на основе анализа реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Кировской области.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты социально - экономических процессов, а именно их понятие и сущность, а также специфику на региональном уровне;
2. дать характеристику субъектам по реализации проекта и результатам его реализации;
3. выявить проблемы и риски по реализации проекта и дать предложения по совершенствованию его реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические аспекты изучения социально-экономических процессов………………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и сущность социально-экономических процессов……………………...5
1.2 Специфика на региональном уровне.………………………………………….......11
2. Основные субъекты и результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Кировской области…………………………………………….14
2.1 Актуальность, причины введения, цели и задачи ПНП «Здоровье»…………….14
2.2 Субъекты реализации ПНП «Здоровье» ..…………………………………………17
2.3 Основные направления и результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».....…………………………………………………………………..19
3. Перспектива по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».32
3.1 Основные проблемы и риски при реализации проекта...…………………………32
3.2 Предложения по совершенствованию реализации ПНП «Здоровье»....………....34
Заключение………………………………………………………………………………36
Библиографический список…………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИСЭПП.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

     Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда.

     Характер  стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

     Основными элементами социального процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

     Субъектом социальных процессов могут выступать и социальные системы. Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представляемую в виде либо непрерывного кумулятивного процесса, либо — цикла.

     Причины являются неотъемлемым элементом социальных изменений, выступая фактором их проявления. Если инициатор процесса может быть скрыт от внимания исследователей, то причина органично присуща процессу и составляет его внутренний источник. Потенциальными причинами социальных процессов можно назвать:

  • природные причины — истощение ресурсов, загрязнение природной среды, катаклизмы и пр.;
  • демографические причины — колебания численности населения, перенаселенность, миграции, процесс смены поколений;
  • изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс;
  • социально-политические причины — конфликты, войны, революции, реформы; привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т. д.

     Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социальных процессов является научное сообщество — сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель — определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

     Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

   Происходящие в социальной сфере процессы, в ходе которых решаются различные проблемы, нередко называются не просто социальными, а социально-экономическими, что указывает на существенную внутреннюю связь собственно социальных и собственно экономических процессов.

Социально-экономические и политические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них — труд, второе — грабеж или эксплуатация труда других. Первое — экономическое средство, второе — политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно — государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.

     Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов — роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

     Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или - общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумулирующих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие стереотипы.

     1.2 Специфика на региональном уровне

     Российская  Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ - построение социально ориентированной рыночной экономики.

     Российская  государственная политика разрабатывается  по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика.

     Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения  вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов.

     Социальная  политика осуществляется на трех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном).

     Государство разрабатывает социальные стандарты  и нормативы, которые гарантируются  населению: минимальный прожиточный  уровень, доступ к образованию, медицинское  обслуживание, обеспеченность продуктами питания, что закрепляется в определенных правовых нормах.

     Регионам  делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению  социальных благ (потребительская корзина, семейный доход и т.п.), которые  они используют в соответствии с  имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают качество жизни своего населения, предоставляя возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей. Это делает необходимым разработку социальной региональной политики.

          Основными целями региональной политики в Российской Федерации  являются:

  • обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;
  • выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
  • предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

    Региональные  особенности процессов социального  развития требуют адекватного отражения  при формировании системы мер  государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов Российской Федерации и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности.

    Большинство вопросов развития образования, здравоохранения  и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других решаются на уровне органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. 
 

 

2. Основные субъекты и результаты реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Кировской области 

      2.1  Актуальность, причины введения, цели и задачи ПНП «Здоровье»

     В демографической обстановке Кировской  области присутствуют тенденции, характерные  для большинства регионов Российской Федерации: устойчивая естественная убыль, сокращение численности населения. На начало 2007 г. в Кировской области проживало 1426,9 тыс. человек.

Убыль населения во многом зависит от превышения смертности над рождаемостью. Только за 2006 г . численность населения области сократилась на 11,4 тыс. человек, за предыдущие годы естественная убыль была еще выше. Высок уровень смертности в трудоспособных возрастах. В 2006 г. удельный вес умерших в рабочих возрастах составил 29,7% от всех умерших. Суммарный показатель рождаемости составил в 2006 г . 125 родившихся на 100 женщин – это значительно меньше необходимого для простого воспроизводства населения. Ожидаемая продолжительность жизни на начало 2007 г. составила 65,8 года, причем среди мужчин продолжительность жизни – 59,6 года, среди женщин – 72,4 года.

     Проведение  в 2006 году в рамках приоритетного  национального проекта "Здоровье" дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы показало, что  из них только 41% являются практически  здоровыми или имеют риск развития тех или иных заболеваний.

Показатели  здоровья отрицательно сказываются  на продолжительности жизни населения. В ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций, т.к. численность населения до 2006 года сокращалась намного быстрей. В 1 квартале 2007 года число родившихся на 1000 человек составляло 9,5 – это ниже среднестатистического значения по России. Показатель смертности же за данный период составлял 19 человек на 1000, что позволяет отнести Кировскую область к категории регионов с наиболее высокой смертностью населения.

Демографические показатели на 1 июля 2011 года:

рождаемость составила 11,2 на 1000 населения, общая смертность составила 16,5 на 1000 населения.  

      Проблемы системы здравоохранения:

  • износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта достигал 65%;
  • оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием была недостаточна, что значительно увеличивало срок ожидания диагностических исследований;
  • удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи было низким. Финансирование оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи составляло около 30% от необходимого объема;
  • недостаточное финансирование национального календаря прививок, в части вакцинации против гепатита В, краснухи и полиомиелита для детей группы риска;
  • недостаточное финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни - 15% от потребности.

Информация о работе Результаты и перспективы развития государственной социальной политики на региональном уровне (на основе анализа реализации приоритетног