Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Разработка рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы повышения квалификации (далее – ПК) работников сферы государственной молодежной политики (далее – ГМП) является важным условием создания образовательной системы переподготовки (далее – ПП) и ПК специалистов молодежной политики, соответствующей мировым требованиям и общим тенденциям развития дополнительного профессионального образования.
структуры учебных занятий, объема практических занятий, предопределяющих приобретение навыков решения проблем (кейс-стади, деловые, организационно-деятельностные и организациионно-мыслительные игры, групповые формы решения проблем и др.);
удельного веса самостоятельной работы, ее роли в учебном процессе;
системы контроля сформированных компетенций, умений и знаний и регулирования качества подготовки, формы аттестации обучающихся;
характера практической деятельности обучающихся;
образовательных потребностей слушателей.
При минимуме формальных ограничений программа должна предоставлять возможность выбора образовательной траектории (освоение целостной программы, представленной совокупностью модулей; освоение отдельных модулей в желаемой последовательности и др.), форм проведения занятий, самостоятельного выбора формы аттестационной работы и др.
Программа повышения квалификации может реализовываться с использованием дистанционных форм обучения.
Для дистанционных форм обучения предусмотрена разработка пакета соответствующих методических средств. В него, в зависимости от реализуемой модели должны войти:
руководство по изучению курса;
учебная программа курса;
организационный план курса;
учебное пособие;
хрестоматия;
буклет контрольных заданий (промежуточный и итоговый контроль) и рекомендаций к их выполнению;
пособие по работе в Интернет-конференции для обучающихся;
рекомендации психолога по организации самостоятельной учебной деятельности;
рекомендации преподавателю по проверке и оценке контрольных заданий.
Программа повышения квалификации должна отражать не только потребности современного состояния ГМП, но и предоставлять возможность прогнозирования, организации работы в данной сфере на ближайшую перспективу.
Теоретическими подходами к разработке программы должны выступать: модульно-компетентностный подход, деятельностный, личностно-ориентированный подход, андрагогический, контекстный подход.
Принципы реализации программы:
Принцип открытости предусматривает:
доступность обучения;
свободу выбора условий обучения – ориентация на самоизменение вслед за изменением потребностей;
открытость в личностном смысле – улучшение индивидуальных возможностей обучающихся;
Принцип непрерывной поддержки предусматривает различные методы поддержки деятельности обучающихся (консультирование, информирование, диагностирование и др.). На начальном этапе обучения (при вхождение в курс), на этапе собственно обучения (при переходе от учебной к квазипрофессиональной деятельности) и на этапе выхода из процесса (поддержка при переходе от квазипрофессиональной к учебно-профессиональной деятельности).
Принцип профессиональной мотивации предполагает поддер
получение возможности непрерывного консультирования по организационно-экономическим проблемам управления;
получение возможности обновления и пополнения научно-методического пакета (учебные тетради, раздаточный материал и др.);
получение привилегий в последующем повышении квалификации на базе Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики, а также межрегиональных центров развития кадрового потенциала молодежной политики.
Принцип интегративности личностно-ориентированной и андрагогической направленности на основе компетентностного подхода, что позволит построить учебный процесс, сочетая потребности заказчиков и особенности обучающихся; обеспечить ориентацию на развитие компетентности работающих руководителей довузовского профессионального образования посредством решения ими как учебных, так и реальных профессиональных задач.
Условия эффективной реализации программы
Деятельностный аспект обучения должен превалировать над информационной составляющей.
Формирование поддерживающей дружественной среды, способствующей освоению содержания в неформальной обстановке.
Личностно-опосредованное взаимодействие.
Свобода выбора последовательности изучения модулей и индивидуальный подход в выборе темы и формы аттестационной работы.
Высокая квалификация преподавательского состава.
Наличие необходимого и достаточного комплекта учебно-методического обеспечения курса.
Для построения и успешного функционирования модели повышения квалификации важны следующие позиции: ориентация содержания модуля на потребности и запросы обучающихся мигрантов; междисциплинарность и надпредметность содержания модулей формирования компетенций; направленность на конечный результат.
Основой для построения модели курсов повышения квалификации, отвечающей названным требованиям, как говорилось выше, может стать концепция модульного и компетентностного обучения, в соответствии с которой обучающийся получает реальное право выбора содержания, форм, методов, средств обучения, самостоятельно регулирует темп освоения учебного материала, то есть выступает как субъект учения.
Программы ПК, разработанные на модульно−компетентностной основе, хорошо зарекомендовали себя при реализации в системе повышения квалификации преподавателей.
Итак, при разработке программ должны быть учтены требования Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1
В ближайшее время должны быть внесены изменения в структуру, содержание программ ПП и ПК:
Разрабатываемые программы должны быть ориентированы на обеспечение системы непрерывного профессионального образования работников ГМП. Их прохождение должно обеспечивать возможность карьерного роста для специалистов сферы ГМП.
Особо подчеркнем, что все разрабатываемые программы должны пройти соответствующую сертификацию, а также должны предусматривать возможность сетевого взаимодействия образовательных структур системы ПП и ПК работников ГМП. Причем необходимо учитывать, что данное взаимодействие может осуществляться как по вертикали (федеральный учебный центр – региональный учебный центр), так и по горизонтали (межрегиональный уровень).
ГМП − 05