Рекомендации по совершенствованию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, деятельности центров подготовки и

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Разработка рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы повышения квалификации (далее – ПК) работников сферы государственной молодежной политики (далее – ГМП) является важным условием создания образовательной системы переподготовки (далее – ПП) и ПК специалистов молодежной политики, соответствующей мировым требованиям и общим тенденциям развития дополнительного профессионального образования.

Работа содержит 1 файл

Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

1. Сравнительный анализ учебных планов  и программ вузов и центров переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики

 

Сравнительный анализ учебных планов по специальности «Организация работы с молодежью» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), ГОУ ВПО «Барнаульский государственный педагогический университет», Казанский государственный университет культуры и искусств, Саратовский государственный университет и др. показал:

частичное несовпадение перечня гуманитарных и социально-экономических, математических дисциплин, содержательного наполнения спецкурсов и спецсеминаров, предметов по выбору.

несоответствие методического обеспечения курсов современным требованиям.

отсутствие обновлений в программах курсов, отражающих современные тенденции развития сферы ГМП. 

Анализ учебных планов и программ по повышению квалификации и переподготовки работников ГМП, реализуемых в центрах повышения квалификации и переподготовки выявил многообразие в тематике, структуре и формах проведения курсовой подготовки и переподготовки.

На сегодня в  центрах реализуются:

        краткосрочные программы повышения квалификации объёмом до 72 учебных часов по проблемным вопросам служебной деятельности;

        краткосрочные тематические программы объёмом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач;

   среднесрочные программы объёмом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности.

При проведении анализа выявлена:

недостаточная адаптация учебных программ, научного и учебно-методического обеспечения, технологий обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров к  требованиям Стратегии ГМП;

недостаточная информированность корпуса преподавателей, осуществляющих обучение работников сферы молодежной политики. За прошедшее десятилетие, вопросы работы с преподавательским составом, организации системы работы по развитию учебно-методического оснащения читаемых дисциплин, в первую очередь специализации, не стали темой специальных курсов, семинаров, совещаний;

отсутствие в содержании курсов новых методик, организационных форм социальной работы с молодежью, новой инфраструктуры, технологий социальной работы с семьей, подростками, разработку социально-психологических консультационных методик и программ, организацию и развитие клубных работ и т.д.;

неудовлетворение существующей системой ПК образовательных потребностей развивающейся сферы ГМП (имеется в виду соотношение объемов потребностей и возможностей системы ПП и ПК, так  на сегодня дипломированных специалистов – примерно ¼ от работающих в этой сфере).

В этой связи возникает необходимость скорейшего реформирования учебно-методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ГМП.

2. Рекомендации по внесению изменений в  содержание переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики

 

Общие рекомендации по формированию учебного плана и программ

Формируемый вузом и центрами ПК учебные программы и планы должны обеспечивать:

последовательность изучения дисциплин, основанную на их преемственности;

рациональное распределение дисциплин по семестрам с позиций равномерности учебной работы студента;

эффективное использование кадрового и материально-технического потенциала вуза;

учебно-методическое обеспечение дисциплин, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам, рекомендации по использованию информационных технологий;

формы текущего и промежуточного контроля.

Учебно-методическое обеспечение должно быть направлено на формирование профессиональных компетенций работника сферы ГМП, перечень которых сегодня значительно расширился. В него входят наряду      с традиционными:

специальная и профессиональная компетентности в области работы с молодежью;

методическая компетентность в области организации работы с молодежью;

социально-психологическая компетентность в сфере общения;

дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности молодежи;

аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности;

также должны войти проектировочная, общекультурная,  управленческая компетенции.

Представляется, что эти компоненты не могут быть упорядочены линейно, а должны быть представлены так, чтобы аутопсихологическая компетентность «пронизывала» все другие ее виды, а социально-психологическая отражала бы связь с общекультурной компетентностью. При этом вся многомерность общекультурной компетентности может быть сведена к трем основным ее видам — когнитивной, коммуникативной и интерактивной.

Для эффективной организации учебного процесса и адекватного внесения изменений в содержание учебных планов и программ в образовательном учреждении должна быть разработана перспективная модель специалиста по работе с молодежью, учитывающая региональные особенности и содержательно перекрывающая старый стандарт по специальности «Организация работы с молодежью».

 

Рекомендации к отбору содержания к курсам ПП и ПК работников сферы ГМП         

 

Обучение системе ПП и ПК нацелено  на  формирование  конкретных компетенций  специалистов ГМП, ориентированной на действие. Они должны быть готовы поступать квалифицированно, обдумано и ответственно во всех профессиональных ситуациях. Содержание обучения при этом должно давать простор для реализации следующих задач:

целостная многомерная постановка профессиональной проблемы в обучении;

     ориентация на реальности условий труда и трудовых отношений;

     установление межпредметных связей теории и практики;

     использование активных форм обучения с опорой на опыт учащихся;

реализация особой роли преподавателя как консультанта и организатора деятельности (тьютера);

организация сотрудничества преподавателей, читающих курс ПК.

Последнее особенно важно для системы ПК, т.к. сложилась ситуация множественности подходов к решению профессиональных проблем сферы ГМП и преподаватели вправе самостоятельно выбирать вектор рассмотрения заявленной в курсах проблемы (темы).

В данном случае, под содержанием понимается элемент педагогической  системы, относящийся к средствам. Это принципиальный момент, т.к. любое содержание для преподавателя всего лишь средство, с помощью которого  он решает поставленные цели (например, подготовку профессионально компетентного специалиста).

В требованиях к отбору содержания, предлагаемых различными подходами (традиционный, системный, модульный и т.д.), ясно просматриваются такие принципы дидактики как научность, мировоззренческая направленность, профессиональная направленность и доступность. Руководствуясь ими, преподаватели должны отобрать на занятие конкретный учебный материал, т.е. решить еще целый ряд проблем, о которых многие пособия по педагогике и методические рекомендации говорят одной строкой – «Отобрать для глубокой проработки на занятиях только базисный основной материал» или «Важнейшим элементом процедуры оптимизации содержания является выделение главного существенного в изучаемом материале» и т.д. Для преподавателя системы ПК мерилом правильного отбора содержания остается интерес слушателей. Для его поддержания преподаватель должен стремиться уйти от прописных истин (его слушатели имеют жизненный опыт) и сосредоточиться на типичных трудностях профессиональной деятельности работников ГМП. Это поможет сделать учебное содержание актуальным.

 

Рекомендации к модернизации учебно-методического обеспечения процесса повышения квалификации и переподготовки работников ГМП

 

Целью реформирования учебно-программного обеспечения в системе непрерывного профессионального обеспечения является создание нового типа нормирующей документации, позволяющей сделать учебный процесс личностно-ориентированным и деятельностным. Основным механизмом в создании новых программ должна выступать проектировочная деятельность.

Под проектированием в данном случае мы подразумеваем разработку таких программ повышения квалификации и переподготовки, которые гарантированно будут воздействовать на развитие вышеобозначенных качеств за счет:

адекватного целям отбора учебного содержания;

учета психологической составляющей в процессе обучения взрослых и их индивидуальных особенностей;

выбора адекватных методов, форм, технологий;

целостного моделирования учебного процесса (от входной диагностики до итогового контроля);

разработки средств обучения (адекватных целям, методам, формам и содержанию).

Программы переподготовки  и повышения квалификации должны:

давать возможность ясно и четко видеть цели и задачи обучения, соответствующие потребностям специалиста ГМП и целям развития данной сферы;

обеспечивать потребности различных целевых групп обучающихся (руководителей и специалистов ГМП реализующих разные направления Стратегии ГМП и т.д.);

давать возможность реальной индивидуализации учебного процесса;

гарантировать возможность объективности оценки качества освоения программ.

Всем этим требованиям удовлетворяют программы, разрабатываемые на основе модульно-компетентностного подхода, что позволяет обеспечить их гибкость и инструментальность. 

Особенность модульных программ − ее структура. Она состоит из модулей, каждый из которых имеет вполне определенные деятельностные дидактические цели, достижение целей обеспечивается конкретной дозой содержания учебного материала, усвоение дидактического материала диагностируется контрольными заданиями.

Современная концепция модульного обучения основывается на взаимосвязи личностного и деятельностного подходов, где целью модульного обучения является создание наиболее благоприятных условий развития личности, путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Одно из главных достоинств компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в архитектуре учебного плана.

Современная программа должна включать описание:

целевой группы;

  условий освоения программы (необходимость наличия у слушателя опыта, психологической готовности и т.д.);

краткую аннотацию к программе; цели курса, цели  организации аудиторной и самостоятельной работы слушателей; результата обучения;

ключевые понятия программы; проблемных вопросов; содержательной характеристики и технологического обеспечения программы.

Кроме того в ней должны быть отражены:

     описание аудиторных форм организации занятий;

ресурсы программы (временные, кадровые и т.д.);

тематическое планирование;

перечень основных источников;

формы итогового контроля;

возможности продолжения обучения.

Программа должна иметь  прагматическую направленность. В ее содержании должна найти отражение специфика современного видения тенденций развития ГМП.

      Каждый модуль программы должен содержать вполне определенное соотношение образовательной и рецептурной подготовки.

      Учебная программа должна ориентироваться на развитие творчества и индивидуальности профессиональной деятельности слушателя. Она может не предусматривать жесткой разбивки занятий на теоретические и практические. Эти решения остаются за преподавателем, ведущим занятие и самостоятельно определяющим наиболее эффективную форму для каждой из групп обучающихся. При этом преподаватели должны опираться на свой опыт, индивидуальную методику и потребности обучающихся.

     В каждом модуле в обязательном порядке должны быть выделены, ключевые темы, отражающие его основное содержание. Однако такой подход не исключает возможности в каждом конкретном случае дополнить учебный курс другими актуальными проблемами. Предлагаемое распределение времени между отдельными модулями должно носить рекомендательный характер.

                  Программа должна предусматривать разнообразие и возможность выбора методических схем обучения в зависимости от конкретных условий организации учебного процесса. Выбор схемы обучения осуществляется по наиболее важным характеристикам учебного процесса, что и определяет конкретную методическую модель. В качестве наиболее важных элементов в разработке программ выступает определение:

соотношения образовательной (фундаментальной) и рецептурной (прагматической) частей в подготовке управленцев;

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, деятельности центров подготовки и