Рекомендации по совершенствованию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, деятельности центров подготовки и

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Разработка рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы повышения квалификации (далее – ПК) работников сферы государственной молодежной политики (далее – ГМП) является важным условием создания образовательной системы переподготовки (далее – ПП) и ПК специалистов молодежной политики, соответствующей мировым требованиям и общим тенденциям развития дополнительного профессионального образования.

Работа содержит 1 файл

Пути повышения профессиональной компетенции специалиста по социальной работе.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

необходимость разумного сочетания централизации и децентрализации в управлении образованием;

привлечение всего коллектива и социума к управлению и участию в делах образовательного учреждения или реализации на практике идеи общественно-государственного управления.

Наличие системообразующих служб в центрах обеспечивает скоординированность планов и действий всех подразделений в реализации поставленных целей и вытекающих из них задач по организации переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП.   

В целом структура управления  центрами  представляет собой линейно-функциональную модель, которая характеризуется многочисленными взаимосвязями, взаимозависимостью, динамичностью, способностью видоизменяться в соответствии с характером определяемых целей и задач межрегионального центра. 

Научно-методологической основой реализации педагогической функции центров системы переподготовки и повышения квалификации  работников сферы ГМП должны стать модульно-компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Реализация непрерывного образования предполагает сквозную организацию учебного процесса с инвариантной компонентой на базе единого комплекса, с единым учебно-методическим сопровождением, организацией практики слушателей, участием в этой деятельности высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава и специалистов-практиков.

Рекомендации по планированию деятельности центров

Проектирование всегда строится на результатах анализа. Исходя их анализа, центры повышения квалификации и переподготовки формулируют стратегические и тактические цели своей деятельности. Наиболее эффективно в создавшихся условиях перейти к программному типу организации деятельности центра. При  этом ведущая функция центров – педагогическая, должна остаться  неизменной.

Сегодня ориентиры, задаваемые стандартом подготовки работников сферы ГМП, устарели и нужна новая модель специалиста ГМП, на основании которой в дальнейшем будет разработана процессиограмма, педагогические коллективы центров должны опережающим образом подходить к формулированию целей курсовой подготовки. Основой для постановки целей будут являться актуальные региональные потребности в решении проблем ГМП, потребности  потребителей образовательных услуг, стратегические документы по развитию сферы ГМП и т.д.

Современная педагогика предъявляет к целям обучения требования диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности.

Диагностичность – это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки.

Значит, формулировать цели нужно через результаты обучения, выраженные в действиях слушателей, причем таких, которые преподаватель или эксперт сможет надежно опознать. Результаты должны обладать категорией меры, т.е. поддаваться прямому или косвенному измерению. Их можно соотнести с определенной шкалой оценки.

Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся.

Реалистичность предполагает наличие средств для осуществления цели, т.е. гарантирует возможность ее достижения.

       Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату.

На основании сформулированных целей строится модель обучения.

  Рекомендации по выбору модели обучения

В организации повышения квалификации и переподготовки работников ГМП целесообразно использовать разнообразные модели обучения:

очную;

смешанную;

дистанционную;

и различные их сочетания.

Очная модель обучения предполагает следующие основные виды курсовой подготовки:

Комплексные курсы. Повышение квалификации на комплексных курсах относится к длительному (свыше 100 часов) виду обучения и направлено на углубленное изучение актуальных проблем, тенденций, процессов из области профессиональной деятельности определенной категории специалистов ГМП. Комплексные курсы с информационными технологиями (Комплексные с ИТ) – это комплексные курсы, в программу которых входит спецкурс или модуль информационных технологий в объеме не менее 24 и не более 36 часов.

Проблемные курсы. Повышение квалификации на проблемных курсах относится к краткосрочному (не менее 72 часов) тематическому виду обучения и направлено на глубокое изучение актуальной проблемы из области профессиональной деятельности работников образования. Проблемные курсы с информационными технологиями (Проблемные с ИТ) – это проблемные курсы, в программу которых входит модуль информационных технологий, в логике проблемы курсов, в объеме не менее 16 часов и не более 24 часов.

Проблемно-целевые курсы. Повышение квалификации на проблемно-целевых курсах (не менее 36 часов) относится к ускоренному тематическому виду обучения и направлено на целевое изучение проблемы из области деятельности работника образования.

Курсовая подготовка  реализуется в несколько этапов:

диагностика образовательных потребностей и профессиональной готовности к обучению (в том числе с использованием  информационных и коммуникационных технологий) специалистов ГМП;

перспективное и текущее планирование обучения;

диагностика образовательных потребностей слушателей курсов ПК и ПП;

текущее планирование обучения;

организация обучения;

проведение обучения;

отчет по итогам обучения;

сбор и анализ результатов обучения.

Перспективное планирование обучения − процесс составления плана курсовой подготовки на следующий календарный год в соответствии с современными требованиями к уровню повышения квалификации, па основе учета потребностей педагогического сообщества. Общее руководство процессом планирования осуществляет отдел планирования: проректор по учебно-методической работе. Текущее руководство процессом планирования осуществляет руководитель учебного подразделения и тьютор образовательной программы: руководитель структурно подразделения, главный методист.

Текущее планирование обучения осуществляется ответственным специалистом структурного подразделения – тьютором образовательной программы не позже чем за месяц до установленного срока начала курсов. Итоговыми документами текущего планирования являются учебно-тематический план и список преподавательского состава.

Организация обучения − совокупность последовательных действий для эффективного проведении курсовой подготовки: 

подготовка вызова  на курсы составление расписания учебных занятий,

работа с преподавательским составом;

подготовка пакета учебно-методических материалов и диагностических методик для входного и выходного контроля.

Организация обучения осуществляется тьютором образовательной программы.

Диагностический этап подразумевает следующие виды деятельности:

исследование профессиональных потребностей специалистов по работе с молодежью;

проведение анкетирования слушателей по выявлению профессиональной готовности к обучению с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Диагностический этап осуществляется тьютором образовательной программы, экспертами-аналитиками.

Проведение обучения − процесс осуществления курсовой подготовки с момента открытия и до закрытия курсов на основании учебно-тематического плана, согласно расписанию. Управление процессом проведения обучения осуществляет тьютор образовательной программы. Результатом данного этапа является выполнение учебно-тематического плана курсов.

Отчет по итогам обучения − совокупность действий по итогам проведения курсовой подготовки; составление аналитической справки, подготовка отчетной документации  и их представление не позднее десяти дней с момента окончания курсов.  Подготовку отчета осуществляет тьютор образовательной программы.

Сбор и анализ результатов обучения: качества курсовой подготовки; запросов педагогического сообщества; современных тенденций в сфере образования для прогнозирования и планирования учебной деятельности.       Сбор и анализ результатов обучения осуществляет тьютор образовательной программы. Сбор документов о результатах обучения по совокупности образовательных программ и их анализ осуществляет менеджер.

Итак, представленные рекомендации основывается на результатах проведенного анализа, который показал, что:

Во-первых, имеющийся опыт центров по повышении квалификации и переподготовки  фрагментарен. Он не ориентирован на реализацию идеи организации непрерывного профессионального образования.

Во-вторых, анализ выявил актуальную необходимость создания более разветвленной системы переподготовки кадров ГМП с обязательным наличием координационного федерального центра.

В третьих, региональные различия оказывают сильное влияние на перечень проблем в развитии сферы ГМП регионального уровня.  В этой связи формирование системы повышения квалификации и переподготовки работников ГМП должно учитывать региональные особенности и готовить специалистов к решению проблем специфических для ГМП региона.

Предлагаемые рекомендации позволяют учитывать тенденции развития  системы повышения квалификации работников ГМП и определяют ориентиры совершенствования как существующих направлений деятельности центров ПП и ПК работников ГМП, так и новые направления. Такие как:

развитие добровольной сертификации в системе ПП и ПК работников ГМП;

развитие механизмов социального партнерства, охватывающих федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный уровни.

 

 

III.              Рекомендации по внесению изменений в учебные планы и программы вузов и центров переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики

 

Введение

Дополнительное профессиональное образование сегодня становится действенным инструментом реорганизации молодежной политики, несущим основную нагрузку по адаптации специалистов молодежной политики к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с реализацией Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее − Стратегия ГМП).

Данные рекомендации разработаны на основании критического анализа реализуемых сегодня программ. Актуальность их создания обусловлена сложившейся ситуацией в сфере подготовки специалистов ГМП. На сегодня  специальность «Организация работы с молодежью» открывают ВУЗы разных направлений: педагогические, гуманитарные, технические, а также те, которые осуществляют подготовку специалистов в области социальной работы и социологии. Таким образом, остается проблема соединения многих направлений в одной специальности и вариативности предлагаемых программ. Проведенный анализ показал неоднозначность оценки качества учебно-программной документации, что свидетельствует о необходимости более тщательной сертификации образовательных программ и согласованности в подходах к их разработки.

Цель данных рекомендаций − способствовать созданию учебно-программной документации по обеспечению процессов подготовки, повышения квалификации и переподготовки нового поколения. Создание системы непрерывного образования специалистов молодежной политики, должно включать разработку сопряженных и интегрированных планов и программ, обеспечивающих с одной стороны, компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов сферы ГМП, возникающая в силу объективного отставания базового отраслевого образования от потребностей динамично развивающегося общества, с другой обеспечивать поступательное развитие профессиональной компетенции специалистов данной сферы.

В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования происходит процесс становления нового типа образовательной парадигмы, предполагающей переход от информационной к проблемно-развивающей, творческо-поисковой модели образовательного процесса, как в содержательном, так и организационном его аспектах. Поэтому методологической основой для разработки Рекомендаций по внесению изменений в учебные планы и программы были выбраны модульно-компетентностный, деятельностный, андрагогический подходы.

Ключевые понятия

Компетенция – готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов.

В компетенциях выделяют специальные компетенции и общие (универсальные) компетенции. Первые относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности, вторые − инварианты относительно вида профессиональной деятельности и необходимы для успешной реализации как профессиональной, так и внепрофессиональной деятельности.

Специальные компетенции – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Общие компетенции – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной деятельности.

Квалификация – подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей. 

Профессиональная функция – компонент профессиональной деятельности, обладающий относительной автономностью в рамках технологического процесса.

      Модуль (профессиональный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам обучения, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции.

Информация о работе Рекомендации по совершенствованию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, деятельности центров подготовки и