Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Разработка рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы повышения квалификации (далее – ПК) работников сферы государственной молодежной политики (далее – ГМП) является важным условием создания образовательной системы переподготовки (далее – ПП) и ПК специалистов молодежной политики, соответствующей мировым требованиям и общим тенденциям развития дополнительного профессионального образования.
необходимость разумного сочетания централизации и децентрализации в управлении образованием;
привлечение всего коллектива и социума к управлению и участию в делах образовательного учреждения или реализации на практике идеи общественно-государственного управления.
Наличие системообразующих служб в центрах обеспечивает скоординированность планов и действий всех подразделений в реализации поставленных целей и вытекающих из них задач по организации переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП.
В целом структура управления центрами представляет собой линейно-функциональную модель, которая характеризуется многочисленными взаимосвязями, взаимозависимостью, динамичностью, способностью видоизменяться в соответствии с характером определяемых целей и задач межрегионального центра.
Научно-методологической основой реализации педагогической функции центров системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП должны стать модульно-компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Реализация непрерывного образования предполагает сквозную организацию учебного процесса с инвариантной компонентой на базе единого комплекса, с единым учебно-методическим сопровождением, организацией практики слушателей, участием в этой деятельности высококвалифицированного профессорско-
Проектирование всегда строится на результатах анализа. Исходя их анализа, центры повышения квалификации и переподготовки формулируют стратегические и тактические цели своей деятельности. Наиболее эффективно в создавшихся условиях перейти к программному типу организации деятельности центра. При этом ведущая функция центров – педагогическая, должна остаться неизменной.
Сегодня ориентиры, задаваемые стандартом подготовки работников сферы ГМП, устарели и нужна новая модель специалиста ГМП, на основании которой в дальнейшем будет разработана процессиограмма, педагогические коллективы центров должны опережающим образом подходить к формулированию целей курсовой подготовки. Основой для постановки целей будут являться актуальные региональные потребности в решении проблем ГМП, потребности потребителей образовательных услуг, стратегические документы по развитию сферы ГМП и т.д.
Современная педагогика предъявляет к целям обучения требования диагностичности, инструментальности, реалистичности и адекватности.
Диагностичность – это вполне определенное однозначное описание целей, способов их выявления, измерения и оценки.
Значит, формулировать цели нужно через результаты обучения, выраженные в действиях слушателей, причем таких, которые преподаватель или эксперт сможет надежно опознать. Результаты должны обладать категорией меры, т.е. поддаваться прямому или косвенному измерению. Их можно соотнести с определенной шкалой оценки.
Инструментальность требует, чтобы цель была задана в терминах деятельности учащихся.
Реалистичность предполагает наличие средств для осуществления цели, т.е. гарантирует возможность ее достижения.
Адекватность гарантирует, что цель соответствует результату.
На основании сформулированных целей строится модель обучения.
В организации повышения квалификации и переподготовки работников ГМП целесообразно использовать разнообразные модели обучения:
очную;
смешанную;
дистанционную;
и различные их сочетания.
Очная модель обучения предполагает следующие основные виды курсовой подготовки:
Комплексные курсы. Повышение квалификации на комплексных курсах относится к длительному (свыше 100 часов) виду обучения и направлено на углубленное изучение актуальных проблем, тенденций, процессов из области профессиональной деятельности определенной категории специалистов ГМП. Комплексные курсы с информационными технологиями (Комплексные с ИТ) – это комплексные курсы, в программу которых входит спецкурс или модуль информационных технологий в объеме не менее 24 и не более 36 часов.
Проблемные курсы. Повышение квалификации на проблемных курсах относится к краткосрочному (не менее 72 часов) тематическому виду обучения и направлено на глубокое изучение актуальной проблемы из области профессиональной деятельности работников образования. Проблемные курсы с информационными технологиями (Проблемные с ИТ) – это проблемные курсы, в программу которых входит модуль информационных технологий, в логике проблемы курсов, в объеме не менее 16 часов и не более 24 часов.
Проблемно-целевые курсы. Повышение квалификации на проблемно-целевых курсах (не менее 36 часов) относится к ускоренному тематическому виду обучения и направлено на целевое изучение проблемы из области деятельности работника образования.
Курсовая подготовка реализуется в несколько этапов:
диагностика образовательных потребностей и профессиональной готовности к обучению (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) специалистов ГМП;
перспективное и текущее планирование обучения;
диагностика образовательных потребностей слушателей курсов ПК и ПП;
текущее планирование обучения;
организация обучения;
проведение обучения;
отчет по итогам обучения;
сбор и анализ результатов обучения.
Перспективное планирование обучения − процесс составления плана курсовой подготовки на следующий календарный год в соответствии с современными требованиями к уровню повышения квалификации, па основе учета потребностей педагогического сообщества. Общее руководство процессом планирования осуществляет отдел планирования: проректор по учебно-методической работе. Текущее руководство процессом планирования осуществляет руководитель учебного подразделения и тьютор образовательной программы: руководитель структурно подразделения, главный методист.
Текущее планирование обучения осуществляется ответственным специалистом структурного подразделения – тьютором образовательной программы не позже чем за месяц до установленного срока начала курсов. Итоговыми документами текущего планирования являются учебно-тематический план и список преподавательского состава.
Организация обучения − совокупность последовательных действий для эффективного проведении курсовой подготовки:
подготовка вызова на курсы составление расписания учебных занятий,
работа с преподавательским составом;
подготовка пакета учебно-методических материалов и диагностических методик для входного и выходного контроля.
Организация обучения осуществляется тьютором образовательной программы.
Диагностический этап подразумевает следующие виды деятельности:
исследование профессиональных потребностей специалистов по работе с молодежью;
проведение анкетирования слушателей по выявлению профессиональной готовности к обучению с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Диагностический этап осуществляется тьютором образовательной программы, экспертами-аналитиками.
Проведение обучения − процесс осуществления курсовой подготовки с момента открытия и до закрытия курсов на основании учебно-тематического плана, согласно расписанию. Управление процессом проведения обучения осуществляет тьютор образовательной программы. Результатом данного этапа является выполнение учебно-тематического плана курсов.
Отчет по итогам обучения − совокупность действий по итогам проведения курсовой подготовки; составление аналитической справки, подготовка отчетной документации и их представление не позднее десяти дней с момента окончания курсов. Подготовку отчета осуществляет тьютор образовательной программы.
Сбор и анализ результатов обучения: качества курсовой подготовки; запросов педагогического сообщества; современных тенденций в сфере образования для прогнозирования и планирования учебной деятельности. Сбор и анализ результатов обучения осуществляет тьютор образовательной программы. Сбор документов о результатах обучения по совокупности образовательных программ и их анализ осуществляет менеджер.
Итак, представленные рекомендации основывается на результатах проведенного анализа, который показал, что:
Во-первых, имеющийся опыт центров по повышении квалификации и переподготовки фрагментарен. Он не ориентирован на реализацию идеи организации непрерывного профессионального образования.
Во-вторых, анализ выявил актуальную необходимость создания более разветвленной системы переподготовки кадров ГМП с обязательным наличием координационного федерального центра.
В третьих, региональные различия оказывают сильное влияние на перечень проблем в развитии сферы ГМП регионального уровня. В этой связи формирование системы повышения квалификации и переподготовки работников ГМП должно учитывать региональные особенности и готовить специалистов к решению проблем специфических для ГМП региона.
Предлагаемые рекомендации позволяют учитывать тенденции развития системы повышения квалификации работников ГМП и определяют ориентиры совершенствования как существующих направлений деятельности центров ПП и ПК работников ГМП, так и новые направления. Такие как:
развитие добровольной сертификации в системе ПП и ПК работников ГМП;
развитие механизмов социального партнерства, охватывающих федеральный, межрегиональный, региональный и муниципальный уровни.
III. Рекомендации по внесению изменений в учебные планы и программы вузов и центров переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы государственной молодежной политики
Введение
Дополнительное профессиональное образование сегодня становится действенным инструментом реорганизации молодежной политики, несущим основную нагрузку по адаптации специалистов молодежной политики к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с реализацией Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (далее − Стратегия ГМП).
Данные рекомендации разработаны на основании критического анализа реализуемых сегодня программ. Актуальность их создания обусловлена сложившейся ситуацией в сфере подготовки специалистов ГМП. На сегодня специальность «Организация работы с молодежью» открывают ВУЗы разных направлений: педагогические, гуманитарные, технические, а также те, которые осуществляют подготовку специалистов в области социальной работы и социологии. Таким образом, остается проблема соединения многих направлений в одной специальности и вариативности предлагаемых программ. Проведенный анализ показал неоднозначность оценки качества учебно-программной документации, что свидетельствует о необходимости более тщательной сертификации образовательных программ и согласованности в подходах к их разработки.
Цель данных рекомендаций − способствовать созданию учебно-программной документации по обеспечению процессов подготовки, повышения квалификации и переподготовки нового поколения. Создание системы непрерывного образования специалистов молодежной политики, должно включать разработку сопряженных и интегрированных планов и программ, обеспечивающих с одной стороны, компенсацию недостающего профессионального знания у специалистов сферы ГМП, возникающая в силу объективного отставания базового отраслевого образования от потребностей динамично развивающегося общества, с другой обеспечивать поступательное развитие профессиональной компетенции специалистов данной сферы.
В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования происходит процесс становления нового типа образовательной парадигмы, предполагающей переход от информационной к проблемно-развивающей, творческо-поисковой модели образовательного процесса, как в содержательном, так и организационном его аспектах. Поэтому методологической основой для разработки Рекомендаций по внесению изменений в учебные планы и программы были выбраны модульно-компетентностный, деятельностный, андрагогический подходы.
Компетенция – готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов.
В компетенциях выделяют специальные компетенции и общие (универсальные) компетенции. Первые относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности, вторые − инварианты относительно вида профессиональной деятельности и необходимы для успешной реализации как профессиональной, так и внепрофессиональной деятельности.
Специальные компетенции – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
Общие компетенции – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной деятельности.
Квалификация – подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей.
Профессиональная функция – компонент профессиональной деятельности, обладающий относительной автономностью в рамках технологического процесса.
Модуль (профессиональный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам обучения, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции.