Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа
Разработка рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы повышения квалификации (далее – ПК) работников сферы государственной молодежной политики (далее – ГМП) является важным условием создания образовательной системы переподготовки (далее – ПП) и ПК специалистов молодежной политики, соответствующей мировым требованиям и общим тенденциям развития дополнительного профессионального образования.
28
Разработка рекомендаций, направленных на обеспечение развития системы повышения квалификации (далее – ПК) работников сферы государственной молодежной политики (далее – ГМП) является важным условием создания образовательной системы переподготовки (далее – ПП) и ПК специалистов молодежной политики, соответствующей мировым требованиям и общим тенденциям развития дополнительного профессионального образования.
Главной задачей новой профессионально-
Исходя из положения о том, что современная цель системы переподготовки и ПК работников сферы ГМП в современных условиях − удовлетворение потребности личности, общества, государства в опережающей подготовке специалистов молодежной политики и готовности по своему профессионально-личностному уровню развития к возникновению и решению нестандартных проблем, рекомендации раскрывают:
предложения по реструктуризации сети центров подготовки и переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики;
предложения по совершенствованию организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики.
Система переподготовки и ПК для сферы ГМП должна выстраиваться на базе действующей системы непрерывного образования. В целях упорядочения организационно-функциональной структуры системы переподготовки и ПК работников сферы молодежной политики необходимо разграничить функциональные направления образовательной деятельности соответствующих учреждений и организаций на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях.
Федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики должен:
осуществлять мониторинг существующих и перспективных образовательных потребностей кадров сферы ГМП в повышении квалификации и профессиональной переподготовке;
объединять усилия по разработке учебно-методической и информационной базы профессиональной подготовки различных категорий работников для сферы ГМП, повышения квалификации работающих специалистов;
организовывать изучение специфики реализации молодежной политики в регионах;
осуществлять актуализацию образовательных программ, адекватную динамичной, постоянно изменяющейся модели специалиста;
проводить изучение опыта подготовки кадров в стране и за рубежом;
организовывать проведение семинаров, конференций, «круглых столов» по актуальным вопросам реализации ГМП;
оказывать научно-методическую и консультативную помощь различным образовательным структурам системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП;
обеспечивать разработку и реализацию программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации (в том числе дистанционных);
организовывать совместно с различными партнерами международные и региональные конференции, нацеленные на глубокое изучение опыта, его теоретическое осмысление и выработку практических рекомендаций, способствующие профессиональному общению и повышению профессионального уровня работников сферы ГМП;
осуществлять координацию процесса переподготовки и повышения квалификации в субъектах Российской Федерации;
обеспечивать информационную поддержку процесса кадрового обеспечения, осуществлять поддержку Интернет-портала и различных баз данных;
разрабатывать и внедрять высокие стандарты учебно-методической и информационной базы профессиональной переподготовки и ПК кадров для сферы ГМП;
осуществлять подготовку, издание и регулярное обновление учебных и методических пособий для обучения различных категорий специалистов;
проводить подготовку преподавателей и консультантов для реализации образовательного процесса в системе профессиональной подготовки кадров для сферы ГМП.
Межрегиональные центры переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики должны:
осуществлять профессиональную переподготовку работников сферы ГМП, не имеющих профильного образования;
осуществлять краткосрочное повышение квалификации работников сферы ГМП;
оказывать организационную, научно-методическую и консультативную помощь работникам сферы ГМП;
осуществлять научное обобщение инновационного опыта и различных инновационных акций;
консолидировать специалистов молодежной политики в сфере непрерывного профессионального образования;
осуществлять координацию процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП на базе региональных вузов.
На региональном уровне вузы (ссузы) осуществляют профессиональную переподготовку и ПК работников сферы ГМП.
Структурное упорядочение функционирующих звеньев системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, развитие между ними необходимых координационных взаимосвязей (организационных, функциональных, методических и технологических) позволит повысить качество образовательных услуг для работников сферы ГМП и в конечном итоге сформировать систему непрерывного образования для данной категории специалистов.
Система должна быть построена на основе принципов преемственности, непрерывности, ступенчатости, инновационности, региональности при сохранении единого образовательного процесса, что предполагает обеспечение работникам сферы ГМП возможности постоянного обучения по образовательным программам: базовой подготовки; общей специальной подготовки; прикладным дисциплинам; общей и специальной компьютерной подготовки; стажировки или практики; обучения по одному или нескольким модулям с усложнением программы, наращиванием объема часов с выходом на выполнение итоговой аттестационной работы и получение Государственного диплома о профессиональной переподготовке; обучения, как отдельных работников, так и сотрудников подразделений.
Направления совершенствования системы повышения квалификации и переподготовки работников сферы ГМП
Развитие нормативной правовой базы
Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП − это совокупность множества образовательных программ, различного назначения, объема, ориентации, множества образовательных учреждений различного типа, административной подчиненности, формы собственности с большим числом внутренних и внешних связей.
Нормальное функционирование и поступательное развитие такой сложной системы требует развитой нормативной правовой базы.
Развитие нормативной правовой базы проводится по двум основным направлениям:
разработка и проведение поправок и дополнений к действующим документам;
разработка и утверждение новых документов различного уровня.
Информационно-техническое обеспечение
Ключевым в решении этой проблемы является создание единой информационной среды, представляющей собой совокупность программно-аппаратных средств, коммуникационных сетей и структур для организационно-методического сопровождения. Информационная среда системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП, строится как составляющая соответствующей среды высшей школы, использующей высокоскоростные каналы передачи данных, современное коммуникационное и компьютерное обслуживание для связи образовательных учреждений в основных научно-образовательных центрах России.
Специалисты и слушатели получают доступ к распределенным информационным системам, базам данных, информационным ресурсам как в нашей стране, так и за рубежом.
Параллельно с развитием инфраструктуры компьютерной сети системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП, ведется наполнение серверов межрегиональных и региональных сетей и расширение спектра предоставляемых ими информационных услуг, доступ в библиотечные системы, распространение учебных программных продуктов, видеоконференцсвязи, дистанционное обучение. Наряду с «экстенсивным» развитием сетей необходимы работы и по развитию их качественных характеристик (создание новых информационных ресурсов, новых систем поддержки доступа к таким ресурсам, новых приложений − дистанционное обучение, НИР, и т.д.).
Научное обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП
Являясь частью системы образования, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП, обладает рядом специфических черт по контингенту своих слушателей, образовательным программам, методам и срокам, формам и режимам обучения, что требует постоянного развития научного обеспечения этой сферы.
Основой организации обучения являются новые представления о целях обучения (умение самостоятельно ставить и решать соответствующие комплексы практических профессиональных задач), новые подходы к определению содержания обучения (выводимость его из точно поставленной исходной задачи обучения, необходимость и достаточность содержания обучения с точки зрения целей обучения), новые принципы обучения (обучение «до результата», использование модулей, последовательный характер освоения отдельных модулей, акцент на самостоятельность слушателей), новые формы обучения (ориентированные на совершенствование в решении практических задач), новые режимы обучения (индивидуальные программы, гибкость состава учебных групп, минимизация обязательных аудиторных занятий), новые принципы контроля освоения учебного материала (распределенный контроль по модулям, рейтинги слушателей и преподавателей, управление индивидуальными траекториями обучения, и т.д.), новые унифицированные средства поддержки учебного процесса (унифицированные базы данных).
Развитие этих инструментов позволит повысить качество обучения, сократить его сроки, облегчит адаптируемость систем обучения к меняющимся условиям, обеспечит «дружественность» систем обучения к слушателям и объективизацию оценок результатов обучения. Эти качества являются общезначимыми для системы образования в целом, что позволяет рассматривать проводимые исследования и эксперименты по их использованию в системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере ГМП, как приоритетные с точки зрения перспектив развития системы образования специалистов по работе с молодежью.
Повышение требования к уровню квалификации преподавателей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП
Преподаватель является одним из важнейших звеньев образовательного процесса. Квалификация преподавателей непосредственно сказывается на качестве обучения.
Для реализации эффективной системы ПК необходимы механизмы профессионального отбора, индивидуального обучения в соответствии с личностными склонностями и способностями преподавателей, формирование и ведение текущих рейтингов, формирование и практическое использование банка данных по преподавателям. Основная функция преподавателя системы ПК – тьютор, консультант.
Исходя их того, что цель деятельности центров должна обеспечивать стратегические цели системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы ГМП в современных условиях, а именно − удовлетворение потребности личности, общества, государства в опережающей подготовке специалистов молодежной политики и обеспечению их готовности по своему профессионально-личностному уровню развития к возникновению и решению нестандартных проблем, деятельность центров должна притерпеть существенные изменения.
Управление центрами должно осуществляться на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия в соответствии с Уставом центра и законодательством Российской Федерации. Коллективными органами управления являются общее собрание трудового коллектива, Научно-методический совет. Цикл управленческой деятельности, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций: планирования, реализации, контроля, регулирования, мотивирования должен осуществляться целостно, с учетом общих требований к управлению образовательными организациями. Современное управление – это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъекта и в роли объекта. Обстоятельствами, определяющими возможность перехода образовательного учреждения в новое качество, следует признать: