Региональная модель управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления регионом;
- дать определение категории «модель управления»;
- описать общую характеристику методов управления;
-рассмотреть региональную модель управления, выявить ее особенности и недостатки;
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты управления регионом……………………..…….5
1.1 Категория «модель управления»………………………………………….…5
1.2 Понятие «регион»……………………………………………………….……..6
1.3 Общая характеристика методов управления и их классификация…11
2 Основы регионального управления…………………………………...…..14
2.1 Особенности организации регионального управления………….…….14
2.2 Сущность и задачи регионального управления…………………….……15
2.3 Задачи и объект регионального управления. …………………..………16
2.4 Принципы и методы регионального управления……………………….18
3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления………20
3.1 Аспекты социально-экономического развития региона………………20
3.2 Методы управления региональным развитием…………………………21
3.3 Сущность организации управления экономикой региона…..…………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАЛЕНИЯ КУРСОВАЯ.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

    2.3 Задачи и объект регионального управления.  

    Задачи  регионального менеджмента многообразны и обусловлены особенностями  переходного периода. В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования  хозяйства региона разрушаются  вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления. [10] 

    В число основных задач  регионального менеджмента  входят:

    · обеспечение расширенного воспроизводства  условий жизнедеятельности населения  региона, высокого уровня и качества жизни;

    · экономическая и социальная трансформация  хозяйства региона, анализ, прогнозирование  и программирование регионального  развития;

    · оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и  муниципальных образований;

    · обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды;

    · формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.

    Исходя  из сущности, содержания и задач  регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.

    Принадлежность  объекта к той или иной форме  собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).

    Характер  продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция  целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).

    Характер  и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.

    Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная защита и поддержка).[4] 
 

    2.4 Принципы и методы регионального управления 

    Содержание  регионального менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово.

    К основным принципам  регионального менеджмента  относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.

    Суть  принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.

    Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.

    Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.

    Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.

    Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.

    Методы  регионального менеджмента также обусловлены системой рыночного хозяйства региона. Под методами регионального менеджмента принято понимать совокупность приемов и средств воздействия на хозяйствующие субъекты региона. В практике регионального менеджмента используются два основных метода: методы прямого (непосредственного) воздействия на субъекты хозяйствования и методы опосредованного воздействия. Как отмечалось ранее, первые из них в большей мере касаются объектов, относящихся к собственности субъектов Федерации, вторые -- по всем другим объектам. [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления

    3.1 Аспекты социально-экономического  развития региона 

    Развитие  региона -- многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.

    Социально-экономическое  развитие включает в  себя такие аспекты, как:

    · рост производства и доходов;

    · перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

    · перемены в общественном сознании;

    · перемены в традициях и привычках.

    В настоящее время основной целью  экономического развития большинства  стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

    · повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

    · создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

    · увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

    Развитие  любого региона -- многоцелевой и многокритериальный процесс. [3] 

    3.2 Методы управления региональным развитием. 

    Местные органы власти любого уровня -- региона, города или района -- выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

    Управление  развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество (табл 1).

    Таблица 1 – Объекты управления

    Объекты управления функционированием     Объекты управления развитием      
    дороги 

    уборка  мусора

    водо-, газо-, тепло-, электроснабжение

    состояние и эксплуатация жилого фонда 

    парки, благоустройство

    возникновение новых и развитие старых производств 

    развитие  городской инфраструктуры, прежде всего  связи и коммуникаций

    занятость

    уровень благосостояния

     
                 
 

    Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

    · создание в регионе благоприятных  общих условий для развития деловой  активности;

    · регулирование деловой активности;

    · прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

    Рассмотрим  эти методы управления региональным развитием.

    Создание  благоприятных общих  условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

    Регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований. [13] 

    3.3 Сущность организации управления экономикой региона 

    Организационная структура управления является социально-экономической  категорией, характеризующей отношения  совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных  связей, выражающих взаимодействие и  координацию элементов внутри данной системы.

    Структура отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения  обеспечивают тесноту и эффективность  структурных связей.

    Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования -- кооперативы, концерны, холдинга и др.

    Общественная  сфера в настоящее время приобретает  экстраординарный характер. Если раньше органы общественного самоуправления имели определенные и ограниченные функции, то теперь общественными структурами являются как представительные и судебные органы, государственные общественные фонды, органы самоуправления, так и структуры попечительского характера и вспомоществования, политические движения и партии.

    Такая типизация организационных структур обусловливает и соответствующие  организационные формы управления: министерства, ведомства, комитеты, ассоциации, акционерные общества, муниципальные образования, частные и казенные предприятия, банки, фонды и т.д.

    Элементы  организационной структуры в  совокупности образуют организационное  единство для реализации общей цели.

    Каждый  элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.

Информация о работе Региональная модель управления