Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:45, курсовая работа
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления регионом;
- дать определение категории «модель управления»;
- описать общую характеристику методов управления;
-рассмотреть региональную модель управления, выявить ее особенности и недостатки;
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты управления регионом……………………..…….5
1.1 Категория «модель управления»………………………………………….…5
1.2 Понятие «регион»……………………………………………………….……..6
1.3 Общая характеристика методов управления и их классификация…11
2 Основы регионального управления…………………………………...…..14
2.1 Особенности организации регионального управления………….…….14
2.2 Сущность и задачи регионального управления…………………….……15
2.3 Задачи и объект регионального управления. …………………..………16
2.4 Принципы и методы регионального управления……………………….18
3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления………20
3.1 Аспекты социально-экономического развития региона………………20
3.2 Методы управления региональным развитием…………………………21
3.3 Сущность организации управления экономикой региона…..…………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.3
Задачи и объект регионального
управления.
Задачи
регионального менеджмента
В число основных задач регионального менеджмента входят:
·
обеспечение расширенного воспроизводства
условий жизнедеятельности
· экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
· оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
·
обеспечение экологической
· формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам.
Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации).
Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
Воспроизводство
условий жизнедеятельности
2.4
Принципы и методы регионального
управления
Содержание регионального менеджмента как совокупности принципов, методов, форм и средств целенаправленного воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в регионе, сложно и разнопланово.
К основным принципам регионального менеджмента относятся: децентрализация, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, а также принцип выделенной компетенции.
Суть принципа децентрализации заключается в перемещении принятия решений от центральных органов управления к агентам рынка. Этот принцип ограничивает монополию регионального менеджмента на всевластие, обеспечивает экономическую свободу субъектов хозяйствования в регионе и полицентрическую систему принятия решений, а также делегирование функций управления сверху вниз.
Принцип партнерства предполагает отход от жесткой иерархической соподчиненности по вертикали. Он диктует правила поведения объектов и субъектов регионального управления в процессе их взаимодействия как юридически равных партнеров.
Принцип субсидиарности заключается в выделении финансовых ресурсов под заранее определенные цели. Он реализуется в региональном менеджменте через формирование механизмов перераспределения финансовых ресурсов в целях обеспечения минимальных государственных социальных стандартов для всего населения региона, а также минимальной бюджетной обеспеченности.
Содержанием принципа мобильности и адаптивности является способность системы регионального управления чутко реагировать на изменения внешней среды. Этот принцип проявляется через постоянную трансформацию функциональной и организационной структур регионального менеджмента, позволяющую субъектам управления адаптироваться к быстро меняющимся рыночным условиям функционирования.
Принцип выделенной компетенции (в отличие от принципа разграничения функций) состоит в дифференциации функций не между сферами регионального управления, а внутри них. По такому принципу осуществляются перераспределение функций субъектов федерального, регионального и муниципального управления, а также ресурсное обеспечение реализации каждой функции.
Методы
регионального менеджмента также обусловлены
системой рыночного хозяйства региона.
Под методами регионального менеджмента
принято понимать совокупность приемов
и средств воздействия на хозяйствующие
субъекты региона. В практике регионального
менеджмента используются два основных
метода: методы прямого (непосредственного)
воздействия на субъекты хозяйствования
и методы опосредованного
воздействия. Как отмечалось ранее,
первые из них в большей мере касаются
объектов, относящихся к собственности
субъектов Федерации, вторые -- по всем
другим объектам. [10]
3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
3.1
Аспекты социально-
Развитие региона -- многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей. Даже если речь идет только об экономическом развитии, оно обычно рассматривается совместно с развитием социальным.
Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:
· рост производства и доходов;
· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;
· перемены в общественном сознании;
· перемены в традициях и привычках.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
· повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
· создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
· увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Развитие
любого региона -- многоцелевой и многокритериальный
процесс. [3]
3.2
Методы управления региональным
развитием.
Местные органы власти любого уровня -- региона, города или района -- выполняют две основные функции: предоставление услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.
Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремится стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество (табл 1).
Таблица 1 – Объекты управления
Объекты управления функционированием | Объекты управления развитием | |
дороги
уборка мусора водо-, газо-, тепло-, электроснабжение состояние и эксплуатация жилого фонда парки, благоустройство |
возникновение
новых и развитие старых производств
развитие городской инфраструктуры, прежде всего связи и коммуникаций занятость уровень благосостояния |
|
Все возможные методы воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:
· создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;
·
регулирование деловой
· прямая кооперация администрации региона и бизнеса.
Рассмотрим эти методы управления региональным развитием.
Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности. К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.
Регулирование
деловой активности. Администрация
формирует побудительные мотивы предпринимателей
с целью принятия ими необходимых для
развития данного региона решений. Это
достигается, в частности, путем уменьшения
местных налогов либо предоставления
дешевого капитала с помощью инструментов
займа, субсидий, гарантий и даже прямых
заимствований. [13]
3.3
Сущность организации
управления экономикой
региона
Организационная структура управления является социально-экономической категорией, характеризующей отношения совокупности звеньев аппарата управления и существующих между ними организационных связей, выражающих взаимодействие и координацию элементов внутри данной системы.
Структура
отражает состав элементов, внутреннюю
форму организации системы, ее статику,
тогда как организационные
Организационные структуры управления имеют три сферы применения: государственную, коммерческую и общественную. Государственная сфера в свою очередь имеет три уровня: федеральный, региональный и казенных предприятий. Коммерческая сфера управления охватывает различные уровни корпоративного (обобществленных собственников) управления: малого, среднего и крупного предпринимательства в различных организационных формах. Это субъекты хозяйствования -- кооперативы, концерны, холдинга и др.
Общественная
сфера в настоящее время
Такая
типизация организационных
Элементы организационной структуры в совокупности образуют организационное единство для реализации общей цели.
Каждый элемент наделяется соответствующими функциями. Нет и не может быть чистых функций без их субстанциональных носителей, равно как и не принадлежащих определенной структуре. Поэтому естественны и необходимы изменения в структуре, если меняются функции ее отдельных компонентов.