Региональная модель управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления регионом;
- дать определение категории «модель управления»;
- описать общую характеристику методов управления;
-рассмотреть региональную модель управления, выявить ее особенности и недостатки;
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты управления регионом……………………..…….5
1.1 Категория «модель управления»………………………………………….…5
1.2 Понятие «регион»……………………………………………………….……..6
1.3 Общая характеристика методов управления и их классификация…11
2 Основы регионального управления…………………………………...…..14
2.1 Особенности организации регионального управления………….…….14
2.2 Сущность и задачи регионального управления…………………….……15
2.3 Задачи и объект регионального управления. …………………..………16
2.4 Принципы и методы регионального управления……………………….18
3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления………20
3.1 Аспекты социально-экономического развития региона………………20
3.2 Методы управления региональным развитием…………………………21
3.3 Сущность организации управления экономикой региона…..…………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАЛЕНИЯ КУРСОВАЯ.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

    Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:

    · индекс уровня специализации региона  по отраслям (отношение удельного  веса региона в Российской Федерации  по производству продукции данной отрасли  к удельному весу региона в  стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

    · индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к  такому же показателю по России);

    · общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

    Как отмечалось выше, важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей -- торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

    Экономическая самостоятельность  региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

    Непосредственно с регионом связано и другое понятие -- "территориальная организация общества". В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

    Можно выделить и такое понятие, как  "региональное разделение труда" -- специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Необходимо иметь представление и о следующих терминах. [11]

    Промышленный  узел -- группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.

    Агломерация -- территориально-хозяйственное сочетание, которое:

    · возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;

    · отличается высокой степенью территориальной  концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;

    · оказывает решающее влияние на экономику  и социальную жизнь окружающей территории;

    · показывает высокую степень комплексности  хозяйства и территориальную  интеграцию населения.

    Территориально-производственный комплекс (ТПК) - значительная территория, где расположена группа взаимосвязанных предприятий и организаций, составляющих единую технологическую цепочку, комплексно использующих природные ресурсы и получающих дополнительный эффект за счет сокращения транспортных затрат.

    Межотраслевой территориальный  комплекс -- интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.

    Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.

    По  своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".

    Экономические зоны - группы укрупненных районов, выделяемые по ряду признаков (территориальному, природно-сырьевому, географическому и т.д.). [2] 

    1.3 Общая характеристика  методов управления  и их классификация 

    Методы  управления - важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

    Метод управления - это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

    Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

    Различают общие и специальные  методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

    Классификация включает следующие методы управления:

    · административные (организационно-распорядительные);

    · экономические;

    · социально-психологические;

    · воспитательные и др.

    Административные  методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников. Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. [1]

    Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов -- в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.[11]

    Особенности экономических методов  управления состоят  в том, что они:

    - базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);

    - оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);

    - непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);

    - побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).[12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Основы регионального  управления

    2.1 Особенности организации регионального управления. 

    Противоречия  и не урегулированность взаимоотношений  между федеральными, региональными  и муниципальными структурами управления являются следствием перехода к новой  модели управления экономикой, направленной на рыночные отношения.

    Можно выделить следующие  условия и предпосылки  формирования регионального  менеджмента в  современных российских условиях:

    1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.

    2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.

    3. Упразднение государственной отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации - муниципалитет; муниципалитет - основное производственное звено; субъект Федерации - основное производственное звено.

    4. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой - вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.

    5. Чтобы обеспечить заинтересованность субъектов Федерации в развитии рыночных отношений в производственной и социальной сферах, необходимо законодательно закрепить их функции, компетенцию и ресурсы в строгом соответствии с целями регионального управления и объемом решаемых задач. [8] 

    2.2 Сущность и задачи регионального управления. 

    Региональный  менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой  совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.

    С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.[9]

    Суть  перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:

    · ориентация развития региона на решение  социальных проблем, на воспроизводство  условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;

    · формирование организационно-экономических  условий для реализации всеми  хозяйствующими субъектами региона  принципов экономической свободы  и хозяйственной самостоятельности;

    · ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;

    · формирование и развитие регионального  маркетинга как основы разработки и  реализации программ текущего и стратегического  развития региона;

    · переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;

    · оценка конечного результата регионального  менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.).  

Информация о работе Региональная модель управления