Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:45, курсовая работа
Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления регионом;
- дать определение категории «модель управления»;
- описать общую характеристику методов управления;
-рассмотреть региональную модель управления, выявить ее особенности и недостатки;
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты управления регионом……………………..…….5
1.1 Категория «модель управления»………………………………………….…5
1.2 Понятие «регион»……………………………………………………….……..6
1.3 Общая характеристика методов управления и их классификация…11
2 Основы регионального управления…………………………………...…..14
2.1 Особенности организации регионального управления………….…….14
2.2 Сущность и задачи регионального управления…………………….……15
2.3 Задачи и объект регионального управления. …………………..………16
2.4 Принципы и методы регионального управления……………………….18
3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления………20
3.1 Аспекты социально-экономического развития региона………………20
3.2 Методы управления региональным развитием…………………………21
3.3 Сущность организации управления экономикой региона…..…………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:
· индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);
· индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);
· общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).
Как
отмечалось выше, важным признаком региона
является управляемость, непосредственно
связанная с административно- территориальным
делением страны. И здесь важно подчеркнуть,
что управляемости в определенной степени
способствует целостность региона, ибо
административно-
Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.
Непосредственно с регионом связано и другое понятие -- "территориальная организация общества". В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.
Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" -- специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими. Необходимо иметь представление и о следующих терминах. [11]
Промышленный узел -- группа предприятий различных отраслей, сосредоточенных в одном месте, построенных, как правило, по единому проекту и имеющих общие обслуживающие и вспомогательные объекты и сооружения.
Агломерация -- территориально-хозяйственное сочетание, которое:
· возникает на базе крупного города (нескольких городов) и создает значительную зону урбанизации;
· отличается высокой степенью территориальной концентрации промышленности, инфраструктуры и плотности населения;
· оказывает решающее влияние на экономику и социальную жизнь окружающей территории;
· показывает высокую степень комплексности хозяйства и территориальную интеграцию населения.
Территориально-
Межотраслевой территориальный комплекс -- интегрированные на территории отраслевые производства, входящие одновременно в общегосударственную систему межотраслевых образований и имеющие единую программу развития.
Экономический район - целостная территориальная часть национального хозяйства страны со своей специализацией и прочными внутренними экономическими связями, основное звено в системе экономического районирования страны.
По своему внутреннему содержанию термин соответствует более гибкому понятию "регион".
Экономические
зоны - группы укрупненных районов, выделяемые
по ряду признаков (территориальному,
природно-сырьевому, географическому
и т.д.). [2]
1.3
Общая характеристика
методов управления
и их классификация
Методы управления - важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.
Метод управления - это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.
Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.
Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.
Классификация включает следующие методы управления:
·
административные (организационно-
· экономические;
· социально-психологические;
· воспитательные и др.
Административные
методы. Деятельность по управлению
невозможна без разумного применения
административных методов (которые нередко
называют организационно-
Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения. Сущность экономических методов -- в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы.[11]
Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:
- базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
- оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
- непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
-
побуждают исполнителей к подготовке
альтернативных решений и выбору из них
наиболее соответствующих интересам коллектива
(административные распоряжения большей
частью однозначны, требуют обязательного,
точного исполнения).[12]
2 Основы регионального управления
2.1
Особенности организации
регионального управления.
Противоречия
и не урегулированность
Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях:
1. Система новых отношений создается в условиях, когда планово-директивные методы управления региональным хозяйством разрушены, а рыночные находятся в процессе формирования. Следовательно, создаваемой системе региональных и муниципальных субъектов управления приходится постоянно адаптироваться к новым условиям и принципам функционирования.
2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили большую часть властных и хозяйственных функций. Регион является основным субъектом собственности, который делегирует функции собственника широкому кругу хозяйствующих субъектов. В этих условиях естественно возникает стремление к большей экономической самостоятельности региональных и муниципальных образований.
3. Упразднение государственной отраслевой системы управления экономикой диктует необходимость формирования новых, партнерских отношений в системах: субъект Федерации - муниципалитет; муниципалитет - основное производственное звено; субъект Федерации - основное производственное звено.
4. В этих условиях меняются регулирующая и стимулирующая функции субъектов регионального управления, которые, с одной стороны, поощряют любое предпринимательство, стимулируя субъекты хозяйствования этой сферы деятельности, а с другой - вынуждены формировать механизм взаимодействия с предприятиями и организациями всех форм собственности на взаимовыгодных условиях юридически равных партнеров.
5. Чтобы
обеспечить заинтересованность субъектов
Федерации в развитии рыночных отношений
в производственной и социальной сферах,
необходимо законодательно закрепить
их функции, компетенцию и ресурсы в строгом
соответствии с целями регионального
управления и объемом решаемых задач.
[8]
2.2
Сущность и задачи регионального
управления.
Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.
С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.[9]
Суть перехода от планово-директивной системы управления хозяйством региона к региональному менеджменту состоит в таких изменениях, как:
· ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
·
формирование организационно-экономических
условий для реализации всеми
хозяйствующими субъектами региона
принципов экономической
· ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
· формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
· переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
·
оценка конечного результата регионального
менеджмента в зависимости от
степени соответствия уровня экономического
развития региона и уровня жизнедеятельности
населения (социальные стандарты, бюджетная
обеспеченность, структура доходов и расходов
семей, экология, демографическая ситуация,
экологическая безопасность и др.).