Региональная модель управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления регионом;
- дать определение категории «модель управления»;
- описать общую характеристику методов управления;
-рассмотреть региональную модель управления, выявить ее особенности и недостатки;
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Теоретические аспекты управления регионом……………………..…….5
1.1 Категория «модель управления»………………………………………….…5
1.2 Понятие «регион»……………………………………………………….……..6
1.3 Общая характеристика методов управления и их классификация…11
2 Основы регионального управления…………………………………...…..14
2.1 Особенности организации регионального управления………….…….14
2.2 Сущность и задачи регионального управления…………………….……15
2.3 Задачи и объект регионального управления. …………………..………16
2.4 Принципы и методы регионального управления……………………….18
3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления………20
3.1 Аспекты социально-экономического развития региона………………20
3.2 Методы управления региональным развитием…………………………21
3.3 Сущность организации управления экономикой региона…..…………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАЛЕНИЯ КУРСОВАЯ.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 Теоретические аспекты  управления регионом……………………..…….5

    1.1 Категория «модель  управления»………………………………………….…5

    1.2 Понятие «регион»……………………………………………………….……..6

    1.3 Общая характеристика  методов управления  и их классификация…11

2 Основы регионального  управления…………………………………...…..14

    2.1  Особенности организации  регионального управления………….…….14

    2.2 Сущность и задачи  регионального управления…………………….……15

    2.3  Задачи и объект  регионального управления. …………………..………16

    2.4  Принципы и методы  регионального управления……………………….18

3 Региональное развитие: цели, критерии и методы управления………20

    3.1 Аспекты социально-экономического  развития региона………………20

    3.2 Методы управления  региональным развитием…………………………21

    3.3 Сущность организации управления экономикой региона…..…………22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

    Весьма  часто бывает так, что реально  существующего оригинала вообще нет, а существует он только в воображении автора. Тогда, опираясь на накопленный опыт, интуицию, научные знания, тенденции и закономерности развития, делается прогноз относительно того, как будет в будущем выглядеть представляющий интерес объект (явление), создавать новую модель управления им (образец, эталон) и под эту модель перестраивать действующую систему управления.

    Под "моделью управления" следует  понимать теоретически выстроенную  целостную совокупность представлений  о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как  она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия её элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику. [2].

    В соответствии со сложившейся практикой  модель, которая руководителю или  управленческой команде, представляется идеальной или наиболее подходящей может быть, во-первых, взята уже  готовой, имея в виду, что мировой и отечественный опыт практического менеджмента дал нема-лое количество моделей, которые в свое время и при определенных усло-виях дали положительный результат; во-вторых, можно сконструировать модель по "методу сборки" из готовых деталей и блоков, которыми будут являться наиболее эффективно работающие элементы различных моделей управления; в-третьих, можно выбрать базовую модель управления, которая в максимальной мере отвечает предъявляемым требованиям, исключить из неё нежелательные элементы, разработать и встроить в нее новые элементы, которые отвечают специфическим особенностям управляемого объекта и условиям его функционирования; в-четвертых, можно создать и запустить принципиально новую модель, опирающуюся на совершенно новую парадигму, способную уловить едва наметившиеся изменения во внешней среде, которым суждено стать доминантными в будущем.

    Следует подчеркнуть емкость, многогранность и комплексность самого понятия "модель управления". Оно имеет  сложную внутреннюю структуру, элементы которой имеют разную способность влиять на идентификационные (сущностные) признаки самой модели, но будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, обуславливают не только прямое, но и синергическое воздействие на эффективность модели. [4].

    Объектом  исследования курсовой работы является – региональная модель управления.

    Предмет – теоретический анализ региональной модели управления.

    Достигнуть  поставленную цель можно по средствам  нижеперечисленных задач:

    - рассмотреть теоретические аспекты  управления регионом;

    - дать определение категории «модель управления»;

    - описать общую характеристику  методов управления;

    -рассмотреть региональную модель управления, выявить ее особенности и недостатки;

    Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические аспекты  управления регионом

    1.1 Категория «модель управления» 

    Категория "модель управления" является одной  из ключевых в науке и практике управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит  перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие перед ним задачи.

    Ф.Тейлор утверждал, что модель управления - это не изобретение, а эволюция. Модель управления вынашивается и формируется годами, десятилетиями, и даже веками. Она должна быть не "чужеродной", а только "родной", органичной и соответствующей культуре, традициям и духу народа страны, в которой данная модель прививается. [2]

    Под "моделью" вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле "модель" - это аналог (изображение, описание, схема, план и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

    Модель - это прежде всего продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет. И управленческая, экономическая модель не является исключением. В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модели могут существенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления и насколько эффективно она позволяет воздействовать на управляемый объект.  

    1.2 Понятие «регион» 

    Актуальность  рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, выяснение сущностного содержания некоторых экономических категорий обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

    В связи с этим необходимы:

    · учет местных ресурсов и специфики  при выработке критериев, методики и инструментария управления использованием социально-экономического потенциала;

    · опора на экономическое состояние  и уровень развития муниципальных образований и регионов;

    · страхование от влияния на происходящие процессы внутренних и внешних факторов, без чего невозможны высокоэффективная  организация управления и принятие решений местными органами власти и  управления.

    Отечественная экономическая наука с 70-х годов истекшего столетия основное внимание уделяла изучению теории и разработке практических рекомендаций, касающихся регионального воспроизводства и управления ресурсами. Вместе с тем многие вопросы интенсификации использования потенциала развития муниципальных образований, разработки жизнеспособных моделей эффективного использования местных ресурсов остаются недостаточно изученными и дискуссионными в науке и злободневными - в практической деятельности:

    В их числе:

    · эффективность управления социально-экономическим потенциалом в регионах;

    · соотношение местных, региональных и федеральных интересов;

    · формирование местных и региональных рынков и их инфраструктуры;

    · инвестиционная политика;

    · управление имуществом при различных формах собственности;

    · повышение эффективности использования  местных pecypсов;

    · интенсификация использования ресурсов и другие проблемы.

    Исключительная  важность действительно научного обеспечения  радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления определила острую необходимость более углубленного изучения вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регионального управления.

    Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической, географической и градостроительной  литературе.

    Наиболее  часто употребляемыми критериями для  формирования понятия "регион" являются:

    · географические (расположение, величина территории и количество населения);

    · производственно-функциональные (специфика  преобладающих видов деятельности);

    · градостроительные (характер застройки  объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

    · социологические (нормы общения, поведения).

    Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. [6]

    Ее  характеризуют:

    · высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями;

    · многоконтурность управления; иерархичность  структуры;

    · значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов;

    · неполная определенность состояний  элементов.

    Как социально-экономическая система  регион может быть представлен совокупностью  пяти основных подсистем, к которым  относятся:

    · системообразующая база;

    · системообслуживающий комплекс;

    · экология;

    · население;

    · инфраструктура рынка.

    Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек -- органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

    Итак, основываясь на вышесказанном, можно  принять за основу следующее определение региона.

    Регион -- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

    Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция -- специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Информация о работе Региональная модель управления