Реализация социальной защиты населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучение социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Задачи курсовой работы состоят в:
1. Изучение сущности и функций социальной защиты населения.
2. Анализ муниципального управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……2
1. Теоретические основы социальной защиты населения.
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения…3
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………10
1.3 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………..14
2. Реализация социальной защиты населения в России.
2.1 Особенности социальной политики населения в современной России…………………………………………………………………………...18
2.2 Механизмы реализации социальной политики населения в России..19
2.3 Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки отдельных групп населения в России…………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

крсовая.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

2.3 Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки отдельных групп населения в России. 

    Социальная  защита представляет собой систему  законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права  и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям –  преимущества в пользовании общественными  фондами потребления, прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.

    Социальная  поддержка – это временные  или постоянные меры адресной поддержки  отдельных категорий граждан  в кризисной ситуации.

    Социальная  защита и социальная поддержка граждан  являются прерогативой государства. Федеральное  законодательство относит к компетенции  муниципальных районов и городских  округов в данной сфере только опеку и попечительство и к  компетенции поселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральными законами опеки и  попечительства над нуждающимися в  этом жителями поселения. Однако основную часть забот по социальной поддержке  граждан традиционно осуществляют органы местного самоуправления в качестве государственных полномочий. Как  наиболее близкие к населению, органы местного самоуправления лучше знают  конкретные условия жизни отдельных  граждан и могут выполнять  функции социальной поддержки более  эффективно. В связи с недостаточностью государственного финансирования местные  бюджеты несут существенную долю затрат по социальной поддержке населения.

    Основные  формы социальной поддержки отдельных  групп населения являются:

    – денежные пособия;

    – помощь в натуральной форме (продукты, одежда);

    – субсидии (целевые средства для оплаты услуг);

    – компенсации (возмещение некоторых  расходов).

    Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения  представляет собой реализацию собственных  и переданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий по организации  комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельных уязвимых групп населения и граждан  от попадания в зону крайнего социального  неблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам и слоям населения, отдельным гражданам[5].

    К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельным  категориям граждан на муниципальном  уровне относятся следующие:

    – низкий уровень материальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) ниже определенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек (семья) нуждается в  социальной поддержке. Нормативное  значение душевого дохода определяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточный минимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;

    – нетрудоспособность, следствием которой  является невозможность самообслуживания;

    – утрата жилища и имущества.

    Категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке:

    а) нетрудоспособные:

    1) пенсионеры;

    2) инвалиды;

    3) граждане, находящиеся на попечении  государства (в домах престарелых,  инвалидов и т.д.);

    4) дети;

    б) малоимущие;

    в) попавшие в экстремальные ситуации:

    1) безработные;

    2) пострадавшие при чрезвычайных  ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения  и т.д.);

    3) беженцы и переселенцы.

    Для каждой из перечисленных категорий  государством разрабатываются специфические  программы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальной поддержки.

    Социальная  защита и социальная поддержка населения  эффективна на основе применения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные (рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанные на решение  какой-то социальной проблемы).

    Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержки  населения в муниципальных образования  создаются различные учреждения социального обслуживания, а в  структуре местных администраций  – органы (отделы, комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит от финансовой возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, наличия необходимых специалистов.

    Социальное  обслуживание осуществляется муниципальными учреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание предоставляется  в объемах, определяемых государственными стандартами социального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются  в порядке, установленном Правительством РФ.

    Финансирование  муниципального сектора системы  социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ, направленных в муниципальный  бюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату гарантированных  государством социальных услуг, включенных в федеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно при утверждении соответствующих  бюджетов[9].

    Как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее позволяет осуществлять тотальное социальное обеспечения населения, что характерно для социального государства. Увеличивается разрыв между возможностями государства выполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношениях государства и органов местного самоуправления, которые осуществляют на конкретной территории различные виды социальной помощи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Государство играет важнейшую роль в организации  социальной защиты населения, организуя  пенсионное обслуживание и обеспечение  пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов  и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и  детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения  по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для  разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое  и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень  жизни различных категорий населения и т. д. Что касается субъектов РФ, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т. д. Велика в субъектах РФ роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.

    На  современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации  выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих  нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства  и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Список литературы 

  1. В. Шарин. «Социальное обеспечение» - понятие, требующее уточнения.// Социальное обеспечение 2008№ 6. с.37.
  2. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие -М;ИНФРА-М,2009, 4-ое издание.
  3. Дудкин А. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение. - 2007. - №2.
  4. Карелова.Г Социальная защита: вчера, сегодня и завтра. //Человек и труд.-2008.-№6.-С.24-28.
  5. Конституция РФ.
  6. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное обеспечение) - М: ИНФРА-М, 2007.
  7. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006.
  8. Потапов Л. Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист.-2003.-№1.-С.21-23.
  9. Новикова М., Сидоренко С. Какие стандарты нам нужны.//Социономия 2006№10. с.10-14.
  10. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  11. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2005.
  12. Федотов Д. О формировании доходов внебюджетных фондов России. //Финансы.-2003.-№7.
  13. Федеральный закон  №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  14. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ/ / Собрание законодательства РФ 2001№51. Ст.4831
  15. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ/ /Собрание законодательства РФ 2001№52(1). Ст.4920

Информация о работе Реализация социальной защиты населения в России