Реализация социальной защиты населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучение социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Задачи курсовой работы состоят в:
1. Изучение сущности и функций социальной защиты населения.
2. Анализ муниципального управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……2
1. Теоретические основы социальной защиты населения.
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения…3
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………10
1.3 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………..14
2. Реализация социальной защиты населения в России.
2.1 Особенности социальной политики населения в современной России…………………………………………………………………………...18
2.2 Механизмы реализации социальной политики населения в России..19
2.3 Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки отдельных групп населения в России…………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

крсовая.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

    помощи;

    5) социальная помощь семье и детям;

    6) подготовка законодательства по социальной защите населения;

    7) внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

    8) разработка положений по основам социальной политики;

    9) анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

    10) подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

    11) разработка социальных нормативов и т. д.

    Функции управления социальной защиты населения  на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

    1) обеспечение и решение производственно-экономических задач;

    2) плановую и финансово-экономическую деятельность;

    3) создание различных фондов социальной помощи;

    4) решение экономических проблем и др.

    Функции трудового коллектива:

    1) производственно-экономическая;

    2) б) политическая;

    3) в) управленческая;

    4) г) социальная;

    5) д) воспитательная.

    Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также  пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий». Социальными функциями трудового коллектива являются:

    1) совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;

    2) развитие социальной структуры коллектива;

    3) улучшение отношений внутри коллектива;

    4) улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

    5) организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;

    6) соблюдение принципа социальной справедливости.

    Определенные  функции выполняют различные  благотворительные организации  и фонды социальной помощи населению:

    1) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

    2) б) социальная реабилитация инвалидов;

    3) в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

    В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих  функциях:

    1. Экономическая функция выражается  в оказании материальной поддержки  гражданами в трудной жизненной  ситуации, в содействии развитию  общественного производства в  целом и отдельных отраслей  народного хозяйства, экономическому  подъему зон приоритетного развития.

    2. Политическая функция, направленная  на сближение социального уровня  различных слоев населения, создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

    3. Демографическая функция способствует  стимулированию роста народонаселения  страны, воспроизводству здорового  поколения, росту продолжительности  жизни.

    4. Социально-реабилитационная функция  связана с удовлетворением потребностей  престарелых и нетрудоспособных  граждан. Она выражается в создании  условий, благоприятствующих сохранению  их правового статуса и охране  здоровья всех граждан[8]. 

1.2 Нормативно-правовые  основы управления социальной  защиты населения. 

    Социальная  защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных  пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные  пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу  и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных  интересов.

    Общество  не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих  граждан. Вместе с тем они не могут  устанавливаться произвольно, так  как обусловлены достигнутым  уровнем материальных, культурных и  духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан  находят юридическое закрепление  и гарантируются государством в  главном его законе - Конституции.

    Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. [2]

    В Российской Федерации охраняются также  труд и здоровье людей. Устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    В статье 38 Конституции Российской Федерации записано: [7]

    1. Каждому гражданину гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания  детей и в иных случаях, установленных  законом.

    2. Устанавливаются пенсии и пособия.

    В ст. 39 Конституции, в соответствии с  которой каждому человеку гарантируется  социальное обеспечение в случаях  нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных  законом.

    Каждый  гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность  на государство создавать все  необходимые условия для осуществления  этого права.

    Она не только провозглашает право граждан  на социальную защиту, но и четко  определяет пути его реализации. Прежде всего это:

    - обязательное пенсионное страхование работающих;

    - создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

    - принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

    В частности, 2 августа 1995г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как  нормативный акт кодификационного значения.

    Он  отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан.

    Этот  закон, по существу, является базовым  для института социального обслуживания, т.к. регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп  населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Федеральный закон «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. закрепляет основы правового регулирования  в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального  обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность.

    Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения, являются Основы законодательства Российской Федерации  «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает  право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

    Кодификационным также стал федеральный закон  от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон  закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.

    Другим  кодификационным законом стал Федеральный  закон от 16 июля 1999г. «Об основах  обязательного социального страхования». Он закрепил основные принципы осуществления  обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые  случаи, виды страхового обеспечения  по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов  обязательного социального страхования.

    Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей», а также  законом РФ «О занятости населения  в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996г., Федеральным законом  от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях  по социальной защите детей - сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей», Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле».

    Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий  граждан, это, например, Федеральный  закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

    Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие  реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные  законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует  социальный механизм защиты интересов  человека. Действие и действенность  этого механизма непосредственно  связаны с деятельностью людей  и в значительной мере зависят  от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко  казенное, равнодушное отношение  должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Вот почему дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной защиты требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов. 

1.3 Взаимодействие  органов государственного управления  и органов местного самоуправления  в социальной сфере. 

    Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии  развитой системы самоуправления. Составляя  одну из основ конституционного строя  правового государства, местное  самоуправление позволяет демократизировать  аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.

    Местному  самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных  задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный  смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства  и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям  современного демократического правового  социального государства, высшая ценность которого – человек, его права  и свободы[4].

Информация о работе Реализация социальной защиты населения в России