Реализация социальной защиты населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является изучение социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Задачи курсовой работы состоят в:
1. Изучение сущности и функций социальной защиты населения.
2. Анализ муниципального управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……2
1. Теоретические основы социальной защиты населения.
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения…3
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………10
1.3 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………..14
2. Реализация социальной защиты населения в России.
2.1 Особенности социальной политики населения в современной России…………………………………………………………………………...18
2.2 Механизмы реализации социальной политики населения в России..19
2.3 Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки отдельных групп населения в России…………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

крсовая.docx

— 50.51 Кб (Скачать)

    Российская  Федерация после длительного  перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающего государственное управление и местное самоуправление.

    Местное самоуправление необходимо рассматривать  как многогранное, многоаспектное и  многостороннее социальное явление. Современное  местное самоуправление следует  рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и  государства, главной задачей которого является согласование соответствующих  интересов.

    Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.

    Развитие  местного самоуправления невозможно без  поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские  инициативы населения. В настоящее  время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством  ныне существующей правовой базы, в  том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации  о местном самоуправлении; отсутствием  четкого нормативного правового  разграничения полномочий между  органами государственной власти и  органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью  законодательства Российской Федерации  о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической  самостоятельности муниципальных  образований; несовершенством системы  судебной защиты интересов местного самоуправления.

    Говоря  о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное  самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и  представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют  своим назначением повышение  активности населения в решении  вопросов управления государственно-общественными  делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи[10].

    Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства  и местного самоуправления, то можно  трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как  элементы единой системы социального  управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как  единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с  большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

    Согласно  Конституции к вопросам совместного  ведения относится  координация  вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

    Такая взаимосвязь государственных и  самоуправленческих начал обусловлена  более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.

    Государство – это сложная система, имеющая  в своем составе социально-экономические  и территориально-государственные  формирования (субъекты Федерации), в  пределах которых существуют более  мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство  воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и  социальных групп, обусловленных проживанием  на определенной территории.

    В настоящее время организация  самоуправления стала одной из важнейших  политических задач.

    Становление местного самоуправления нуждается  в разработке института осуществления  им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.

    Социальная  сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов  населения, каждого человека.

    Задача  местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену  общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства  – о создании достойного уровня жизни человека.

    Именно  в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних  условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Реализация  социальной защиты  населения в России.

2.1 Особенности социальной политики  населения в современной России. 

    Социальная  политика в Российской Федерации  исходит из конституционного определения  России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека[13].

    В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

    Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39).

    В этих целях в РФ развивается система  государственных и муниципальных  служб, обеспечивается государственная  поддержка семьи, материнства, отцовства  и детства, инвалидов и пожилых  граждан, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Конституция провозглашает право каждого:

    – на труд в условиях, отвечающих требованиям  безопасности и гигиены (ст. 37);

    – на жилище (ст. 40);

    – на медицинскую помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения за счет бюджетных  средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);

    – на бесплатное дошкольное, основное общее  и среднее профессиональное образование  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях и  на предприятиях (ст.43);

    – на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).

    Российская  система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие  социальных пенсий и развитой системы  категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий). Принцип  «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.

    Таким образом, социальная политика в Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. 

2.2 Механизмы  реализации социальной политики  населения в России. 

    При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в  данный конкретный момент являются для  общества наиболее настоятельными и  неотложными, требуя первоочередного  решения. Государственная и муниципальная  социальная политика реализуется через  социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

    Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных  минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:

    – минимальный уровень оплаты труда;

    – минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;

    – обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование  является бесплатным;

    – перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.

    Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных  представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень  социальных благ, гарантированных каждому  человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.

    Социальные  стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:

    – норма обеспеченности населения  учреждениями социально-культурной сферы;

    – нормы наполняемости школьных классов  и групп в детских дошкольных учреждениях;

    – нормы обеспечения населения  отдельными социальными услугами;

    – нормы кадрового и материального  обеспечения при оказании социальных услуг.

    Соблюдение  минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных  расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих  те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровенем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.

    В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной  социальной политики, правовое регулирование  отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального  развития страны, разработка и утверждение  государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение  государственных гарантий их реализации.

    Субъекты  РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие  государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности  субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.

    Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной  и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни  человека и его воспроизводство.

    На  основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут  разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие  специфику конкретного муниципального образования.

    Фактический объем социальных услуг, предоставляемых  населению органами местного самоуправления таков:

    – комплексные центры социального  обслуживания ветеранов и других социальных групп;

    – социально-реабилитационные центры и  социальные приюты для несовершеннолетних;

    – дома инвалидов и престарелых;

    – детские дома;

    – центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.

    Органы  местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости  населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и  работодателями на территории муниципальных  образований, в разрешении трудовых споров. 

Информация о работе Реализация социальной защиты населения в России