Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:16, курсовая работа
Целью курсовой является изучение социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Задачи курсовой работы состоят в:
1. Изучение сущности и функций социальной защиты населения.
2. Анализ муниципального управления.
Введение………………………………………………………………...……2
1. Теоретические основы социальной защиты населения.
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения…3
1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения…………………………………………………………………………10
1.3 Взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере………………………………..14
2. Реализация социальной защиты населения в России.
2.1 Особенности социальной политики населения в современной России…………………………………………………………………………...18
2.2 Механизмы реализации социальной политики населения в России..19
2.3 Анализ муниципального управления в сфере социальной поддержки отдельных групп населения в России…………………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………29
Российская
Федерация после длительного
перерыва пытается вернуться к цивилизованной
системе социального
Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное, многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местное самоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, главной задачей которого является согласование соответствующих интересов.
Становление местного самоуправления – задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.
Развитие
местного самоуправления невозможно без
поддержки государством, его политических
решений, опирающихся на гражданские
инициативы населения. В настоящее
время становление местного самоуправления
тормозится рядом нерешенных проблем,
связанных с несовершенством
ныне существующей правовой базы, в
том числе: отсутствием федерального
нормативного правового регулирования,
обеспечивающего четкую реализацию
ряда норм Конституции Российской Федерации
о местном самоуправлении; отсутствием
четкого нормативного правового
разграничения полномочий между
органами государственной власти и
органами местного самоуправления; внутренней
несогласованностью и бессистемностью
законодательства Российской Федерации
о местном самоуправлении; неэффективностью
законодательного обеспечения финансово-
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетание государственного и общественного в местном самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи[10].
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.
Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др.
Государство
– это сложная система, имеющая
в своем составе социально-
В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.
Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.
Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – о создании достойного уровня жизни человека.
Именно
в этом социальный смысл, предназначение
местного самоуправления в сегодняшних
условиях.
2. Реализация социальной защиты населения в России.
2.1 Особенности
социальной политики населения в современной
России.
Социальная политика в Российской Федерации исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[13].
В
Российской Федерации охраняются труд
и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный
Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39).
В
этих целях в РФ развивается система
государственных и
Конституция провозглашает право каждого:
– на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);
– на жилище (ст. 40);
– на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);
–
на бесплатное дошкольное, основное общее
и среднее профессиональное образование
в государственных и
– на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).
Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь» используется частично, например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.
Таким
образом, социальная политика в Российской
Федерации направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Конституцией
РФ каждому гражданину гарантировано
социальное обеспечение по возрасту,
в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных
законом.
2.2 Механизмы
реализации социальной
При
разработке социальной политики должны
определяться приоритеты, которые в
данный конкретный момент являются для
общества наиболее настоятельными и
неотложными, требуя первоочередного
решения. Государственная и
Важнейшим
механизмом реализации социальной политики
государства является система государственных
минимальных социальных стандартов.
Социальный стандарт – минимально
необходимый уровень
– минимальный уровень оплаты труда;
– минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
– обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
– перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.
Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.
Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:
– норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
– нормы наполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;
– нормы обеспечения населения отдельными социальными услугами;
–
нормы кадрового и
Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровенем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.
В
задачи федерального уровня власти входят
установление основ государственной
социальной политики, правовое регулирование
отношений в социальной сфере, разработка
федеральных программ социального
развития страны, разработка и утверждение
государственных минимальных
Субъекты
РФ разрабатывают основы региональной
социальной политики с учетом исторических
и культурных традиций территории;
устанавливают региональные социальные
стандарты и нормы, учитывающие
государственные минимальные
Муниципальный
уровень призван
На
основе региональных норм и нормативов
органами местного самоуправления могут
разрабатываться местные
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
– комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
– социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
– дома инвалидов и престарелых;
– детские дома;
– центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.
Органы
местного самоуправления осуществляют
также мероприятия и содержат
организационные структуры по борьбе
с наркоманией, с детской беспризорностью,
содействуют организации
Информация о работе Реализация социальной защиты населения в России