Развитие социологии в России XX века

Автор: c*********************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

Первое направление  связано с развитием методологических принципов анализа организационных  систем (П.К. Анохин, И.В. Блауберг, Б.В. Бирюков и др.).

Особо надо выделить разработки М.И. Сетрова, занимавшегося проблемами функционирования анализа динамичных систем в рамках общего системного подхода. Описывает организацию как свойство и как действие. В качестве исходных принципов организации системы были выделены принцип совместимости и принцип актуальности.

Вторым направлением стали освоение и трансляции зарубежных социолога - и психолого-организационных  концепций (О.Н. Жеманова, Н.М. Крейзерова, А.И. Пригожина и др.).

Наиболее значимыми  работами данного периода являлись книги Д.М. Гвишиани "Социология бизнеса" и "Организация и управление". Последняя служила своеобразной энциклопедией для трех поколений социологов. В ней изложены история возникновения, указываются основные персоналии и положения научных школ менеджмента.

Третье направление  представлено попытками некоторых  философов, социологов, экономистов  и психологов решить ряд общих  и частных теоретических вопросов функционирования организации в  рамках марксистской социальной философии, социально ориентированной экономики  вновь формирующихся специальных  социолого-управленческих дисциплин (В.Г. Афанасьева, П.Н. Лебедева, Г.Х. Попова и  др.). Другая группа ученых разрабатывала  проблематику разделения труда, кооперации, вопросы мотивации и отношения  к труду (К.Н. Герендорф, И.И. Чангли, В.А. Ядов). Большое место в разработках специалистов тех лет занимало выявление специфики руководства (Н.И. Алексеев, Ю.Е. Волков, О.И. Косенко и др.).

Третий этап - этап развития социологии организаций, связан во-первых, с ее становлением как специальной социологической  дисциплины; во-вторых - с попытками  создания отечественных версий социолого-организационных  теоретических моделей; в-третьих - с формированием языка отечественной  социологии организаций. В числе  наиболее ярких представителей этого  периода можно назвать Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Б.З. Мильнера и др.

Лапин в своих  статьях и книге "Теория и практика социального планирования" четко  обозначил предметную сферу социологии организаций - социальную организацию  предприятия. Описывает организацию  как гетерогенную систему, состоящую  из вещных и человеческих компонент. Социальные отношения между работниками  есть предмет изучения социологии организаций. Автор определяет ее в широком  смысле как коллектив, и в узком  как систему социальных групп  и отношений между ними. Выделяет два типа требований, предъявляемых  работнику:

1. Ценностные,

2. Нормативные.  Описывая организацию как естественную  систему Лапин выделяет три  функции организации:

1. интегративную,

2. целевую,

3. изменяюще-поддерживающую. И выделяет три типа социальных процессов функционирования организации:

1. Базовые трудовые,

2. интегративные,

3. изменяюще-поддерживающие.

Четвертый этап - охватывает весь период перестройки  и рыночных реформ и продолжается в настоящее время. Можно выделить основные направления:

1. Новая фаза  обращения к организационному  опыту стран Запада,

2. Поиск новых  методологических принципов понимания  природы организации и работы  с нею,

3. Продолжение  оригинальных исследовательских  разработок в области организаций,

4. Деятельность, связанная с преподаванием дисциплины  в вузах. В области методологии  можно выделить три тенденции:

1. Вытеснение  нормативистских моделей организации ситуационным,

2. Обращение  не только к естественнонаучным  моделям, но и к различным  версиям антропоморфных, антропоцентрических  и деятельностных моделей организации,

3. Поворот исследователей  к современным моделям организации  как открытой системе и различным  версиям инвайронментального подхода к анализу организаций, позволяющим лучше понять взаимоотношение организации с динамичной внешней средой.

В России социология религии не сложилась в виде очерченной теоретико-методологически и институционально закрепленной традиции, какая существует на Западе благодаря основоположениям, сознательно разработанным Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Лишь в самое последнее время социология религии в нашей стране предпринимает попытки самоопределения в качестве самостоятельной исследовательской и учебной дисциплины.

В отечественной  мысли вопрос о том, какую роль играет религия в жизни общества, первоначально ставится и обсуждается  как конкретный вопрос о роли православия  в общественной жизни России.

В советский  период российской истории определение  религии как социального феномена осуществляется в контексте марксистской теории общества, согласно которой  способ производства материальной жизни  обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. В центре внимания стоит вопрос о социальных корнях религии. Дисциплина, в которой  сосредотачивается теоретическая  разработка религиоведческой проблематики, в данный период институционализировалась как "научный атеизм" (сочетал в себе философскую критику религии и изучение религиозных феноменов в историко-культорологическом, этнографическом, психологическом, социологическом и других аспектов). В социально-психологическом отношении она сводится к претензии человеческого и естественного быть сверхчеловеческим и сверхъестественным. В индивидуально - смысле религия коренится в специфическом сочетании сознательного и бессознательного: "Человек не понимает и не выносит своей собственной глубины и раскалывает поэтому свое существо на "Я" без "не-Я", которое называет богом". [13]

В 1960-е годы разработка религиоведческих проблем, включая  социологию религии получает организационную  базу: в это время создается  ряд кафедр научного атеизма в  университетах и гуманитарных вузах.

В 70-80-е годы XX века продолжается работа по освоению западной социологии религии. Появляются монографии, посвященные творчеству западных социологов - Дюркгейма, Вебера, Зиммеля, Парсонса и др.

В то же время  разрабатывается марксистская социология религии как составная часть  научного атеизма. Она ориентируется  на совершенствовании управления процессом  атеистического воспитания и опирается  на данные конкретных социологических  исследований. Большое значение функции  религии имеют на уровне личности. Однако и на этом уровне их роль падает. Марксистская социология религии сосредотачивает  свое внимание на проблемах преодоления  религии.

В 60-70-е годы в  стране интенсивно разворачиваются  эмпирические социологические исследования.

Исследования  конца 70-х - начала 80-х годов XX века выявили  неожиданные моменты в массовой религиозности: стабилизацию ее уровня, повышение уровня образованности верующих, увеличение доли мужчин в религиозных  общинах и т.п.

В постсоветский  период в социологии религии активно  переводятся и издаются труды  классиков западной социологии религии  Зиммеля, Вебера, Дюркгейма и др. Книги эти снабжены развитым научным аппаратом, хорошо откомментированы и уже не под углом зрения критики буржуазной социологии.

Проблемное поле социологии религии в России в  постсоветский период определяется темой модернизации российского  общества. Проблема модернизации общества актуализирует изучение социокультурных комплексов предпосылок хозяйственного развития.

Становление социологии религии в России на протяжении всего  периода происходит по 3 основным проблемным линиям: соборность, секуляризация  и модернизация. В ходе этого процесса, с одной стороны, происходит освоение западной социологии религии как  теоретической, а с другой - все  более отчетливо кристаллизуется  проблема ее принципиального общетеоретического обоснования.

Таким образом  насущной потребностью, от которой  зависит дальнейшая судьба социологии религии в России, является фундаментальная  социологическая теория религиозного феномена. 

Заключение

В наше время  социология как научная дисциплина стала одной из ведущих областей теоретического и практического  знания, поэтому разработка проблем  истории социологии как самостоятельного раздела социологического знания имеет  огромное значение для размышления  над судьбами науки, ее открытиями, полезными начинаниями и нереализованными возможностями.

Данная работа была посвящена изучению возникновения  становления социологии как науки  в XX веке, так как без серьезного анализа развития отечественной  социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом не использованному опыту, невозможно определить подлинное место в  научной сфере, и значение ее практических и теоретических сторон.

Одним из отправных  пунктов в формировании социологической  мысли и становлению ее как  науки большое влияние оказал психологизм. Общество, личность теперь рассматривались не только как социальные институты вместе и по отдельности, они рассматривались как социальные институты с позиции психических  процессов, их связью с внешними раздражителями, с окружающей средой.

По нашему мнению рассматривать личность как субъект  социальных отношений невозможно без  психологической основы, которые  учтены и общественные, и индивидуальные начала. Именно психология может объяснить  человеческие поступки, человеческие взаимоотношения, их цели, результаты, роль. Именно с помощью психологической  ориентации можно оценить состояние  общества, его прогресс или наоборот регресс, деградацию, и его дальнейшее развитие.

Уникальность  черт характера каждого индивида, их многообразие в обществе, и взаимодействие, и влияния формируют вкусы  и настроения общества, систему ценностей  и приоритетов, существенных для  дальнейшего развития общества и  его сфер.

Данное мнение подтверждается еще и тем, что  на данный момент есть отрасль социологической  науки, как социальная психология.

Институционализация российской социологической науки  происходила одновременно с западной, но это явление у нас происходило  более медленно по причине более  консервативных взглядов чем на западе. Нашими учеными социологами были выделены следующие этапы институционализации:

История социологии России, по нашему мнению, необходимо рассматривать  непросто как науку с ее объектами, субъектами, методами, а как структурное  явление, необходимо рассматривать  каждую отрасль социологии как самостоятельно, так и взаимодействую друг с другом, что и было показано во второй главе  данной работы.

При анализе  социологии семьи, мы пришли к выводу, что семья является начальным  пунктом социализации личности, получения  ценных наблюдений, формирование в  мировоззрении, формирование личности. Именно с помощью развития брака  и семьи можно определить направленность развития общества, а следовательно, и социологической мысли. Именно с помощью семьи можно выявить  социокультурные и психологические  факторы, инициирующие процесс разложения или слияния создания общества, его  динамики.

Семью можно  рассматривать как "маленькое  общество", "маленькое государство", так как структура семьи, ее функции, ее развитие, мировоззрение, обычаи, традиции напоминают нам общество, государство.

После семьи, одним  из главнейших факторов социализации личности является образовательные  учреждения, как социальные организации, то есть образование.

Именно с помощью  образования можно определить уровень  развития того или иного общества. Многообразие его форм мировоззрения. Именно с помощью уровня образования  можно проследить связь с благосостояния в целом, то есть с экономическим  компонентом. Именно образование позволяет  формировать новые направления  в развитии социологической мысли, соотношение между системой образования  и общественными потребностями, научно-методическими компонентами.

Одной из важнейших  отраслей социологической науки  является военная социология, которая  в России имеет богатую традицию, и особую специфику. Именно специфика  такого социального явления как  война, вооруженные силы, требует  специальных методов исследования, не только психологии, а именно социологических  методов. От уровня жизнедеятельности  вооруженных сил зависит и  жизнедеятельность общества, его  развитие, его история, зависит формирование народной мысли.

Именно с помощью  военной социологии можно определить причины конфликтов между государствами  внутри самого общества, условия разрешения конфликтов, система культурных ценностей  в данный период и отношение к  этому периоду общественных групп.

Одной из самых  неизученных по нашему мнению является отрасли социологии и отрасли  организации. На стадии развития отраслевой социологии выделилось 4 основных этапа.

Хоть социология организаций считается достаточно молодой ветвью в социологии, она  уже сделала много полезных и  значительных открытий в жизни общества: сформулирован ряд универсальных  подходов в изучении природы и  принципов организации, введено  понятие "организационный комплекс", созданы книги Д.М. Гвишиани "Социология бизнеса" и "Организация и управление", которые стали своеобразными энциклопедиями для трех поколений социологов, выдвинута концепция использования в процессах организации природы человеческого фактора и многое другое.

Наиболее большой  вклад в развитие социологии организации  внесли А.А. Богданов, П.М. Керженцев, Н.А. Витке, М. И Сетров, Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапин и др.

Информация о работе Развитие социологии в России XX века