Развитие социологии в России XX века

Автор: c*********************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

Итак, социология получила общественное признание. Это  способствовало созданию ряда центров, специализирующихся на изучении общественного  мнения и сдвигов в массовом сознании. В прессе начали систематически публиковать  данные различных опросов и другую социологическую информацию.

Следует отметить, что процесс возникновения и  оформления специальных социологических  теорий еще не завершен, по мере углубления социологического знания и исследования все более новых явлений и  проблем возникают новые специальные  социологические теории. В последние  десятилетия успешно развивается  социология политики, социология права, социология досуга, социология организации, социология конфликта. Много статей и книг выходит в нашей стране по этим проблемам. Таким образом, к  настоящему времени в нашей стране сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и  идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. 

Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления

2.1 Социология семьи  и образования

Проблемы семьи  с момента зарождения отечественной  социологии занимали ведущее место. Однако обособление социологии семьи  в качестве научной дисциплины произошло  гораздо позже, в процессе эволюции этой области социологической дисциплины - отечественной социологии семьи. Следует  выделить три периода, каждый из которых  отличается внутренним своеобразием, различными трансформациями теоретической  мысли, объективными противоречиями, спадами  и подъемами:

1. С середины XIX века до 1917 года;

2. С начала 1920-х  до середины 1950-х годов;

3. С середины 1950-х годов до настоящего времени.

Весомый вклад  в разработку проблем социологии семьи внес выдающийся русский социолог М.М. Ковалевский. Изучаю семейное право  прошлого, он пришел к выводу, что  семья это не только союз лиц, связанных  браком или кровным родством, а  что это общины, живущие под  одной кровлей. Это позволило  определить семью как "совокупность лиц, живущих вместе и признающих власть одного и того же домовладыки". [6]

Другой историк, изучавший славянскую семью и  семейную демографию, С.М. Шмилевский установил, что семейная община имела право ограничивать власть главы семьи, могла разрешать или запрещать отцу отчуждение наследственного имущества.

Индивидуальная  семья представляла собой союз, заключенный  по добровольному согласию, наделенный общими правами, но находящийся под  контролем государства и его  судов. Полная общность имущественных  прав состояла в том, что при заключении брака муж должен был, во-первых, обеспечить целостность приданного своей будущей жены. Во-вторых, общим  имуществом ведал муж, но распоряжаться  он им не мог без предварительного согласия жены.

Несомненный вклад  в становление отечественной  социологии семьи внес ученик Ковалевского П.А. Сорокин.

Любопытен приводимый Сорокиным факт существования иных форм брачных отношений: "На нравственность пермяки не обращают никакого внимания, отцы совершенно не заботятся о поведении  детей, родственники развратничают  между собой и парни охотно женятся на девках не только явно беременных, но на таких, у которых есть уже  взрослые дети". [7]

Работая над  первыми статьями о семье и  браке, он опирался на теоретико-методологические принципы "генетической социологии" М. Ковалевского. Этим обусловлена оценка данного процесса как свидетельства  нравственного прогресса человечества и, соответственно, достижения современными брачно-семейными отношениями более  высокого и более совершенного уровня, чем у их ранних форм.

Отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими социальными  институтами, социальную политику в  области образования, образовательные  учреждения как социальные организации - называется социологией образования.

Систематическое начальное народное образование  в России стало складываться со времени  отмены крепостного права и введении земских учреждений.

Вопросы образования  и воспитания занимали главное место  в деятельности первых русских социологов. П.Л. Лавров в начале 1860-х годов  принял активное участие в полемике. Им был разработан проект системы  общего умственного воспитания детей.

Ценные мысли  по проблемам образования были так  же высказаны русским философом  и педагогом В.В. Розановым. Чрезвычайна  важна его мысль о методологическом основании классического образования: "В образовании формальном собственно предметы образующие пренебрежены, точнее забыты: не обращено внимания на их собственное содержание, на ценность этого содержания, его пользу, необходимость, значимость. Важно одно, чтобы внешние формальные качества этих знаний были таковы, что при усвоении изощряли бы ум и вместе делали его сильным, устойчивым, жизнедеятельным. Каковы же результаты классического образования? Это умные люди. Не пустые, не обогащенные в знании, но изощренные в способностях своих… На всех поприщах жизни, во всех положениях они нужны, их ищут, и теперь так редко образование истинное при обилии кажущихся средств образования, что часто их ищут и не находят". [8]

В. Я Строгин в "Заметках о русской школе" отмечал, что правительство подавляет школу своими чисто формальными требованиями. Государство, по его мнению, должно стоять в таком же отношении к школе, в каком издавна стоит к медицине.

В тогдашней  России многие осознавали значение школы  и школьного образования, видели в нем важнейший социальный институт. Представление о том, каким должно быть школьное образование менялись в зависимости от конкретной исторической ситуации.

Наряду с созданием  фундаментальных теоретических  концепций в русской социологии начала XX века широко проводились прикладные исследования в области школьного  образования. Их предметом становились  различные стороны этого процесса: новая школа в оценке ее бывших питомцев, идеалы учащейся молодежи и  т.п.

Конструктивное  воспитание по Вентцелю, возможно лишь при наличии единства во взглядах у семьи и школы, этих важнейших сфер социологии. Свою концепцию свободного воспитания Вентцель[9] строил на принципах индивидуальности, свободы, гармонии личности с обществом, самоценности детства, природосообразности. В школе он видел не только место учебы, но и в первую очередь то пространство, в котором протекает жизнь детей.

К концу 1920-х  годов на основе анализа допущенных ошибок, а также теоретических  положений и прикладных социолого-педагогичеких исследований среды в новых условиях жизни появилась новая отрасль педагогической науки - педагогическая социология (термин принадлежит А.В. Луначарскому).

В 30-е годы XX века советская педагогическая наука  перестает заниматься проблемами взаимодействия школы и окружающей среды. К середине 1930-х годов складывается новый  тип школы, контролирующей все воздействия  социальной среды. Функция учебы  становилась доминирующей и подчиняла  себе все остальное. Любое нарушение  дисциплины детьми рассматривалось  как проявление слабости. Социологические  исследования по проблемам образования  прекратились вместе с социологической  работой, в целом, в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. С этого времени  процесс образования становится объектом педагогики и психологии.

В конце 1950-х  отмечается повышение интереса к  социолого-педагогическим исследованиям. В целом этот факт положительный, так как ученые социологи могли  охватить более широкий круг задач. В педагогике к этим исследованиям  приступили несколько позже - 1960-е  годы.

Характерен тот  факт, что социологические исследования в области образования возобновились  в СССР раньше и развивались быстрее, чем в других отраслях социологии.

В 1960-1970-е годы в стране сформировалась социология образования как самостоятельная  отрасль социологической науки. Возникло несколько точек зрения по вопросу о предмете изучения. Так, Л.Н. Коган доказывал, что предметом  социологического исследования должно быть в первую очередь соотношение  между системой образования и  общественными потребностями. Иная позиция обосновывалась в работах  В.Н. Турченко[10], который считал, что предметом социологии образования являются система и подсистемы образования в их целостности и их взаимосвязях.

В настоящее  время в России наблюдается преобладание исследований эмпирического характера. К сожалению, пока редко можно  встретить исследование системы  отечественного образования в ее динамике, которое было бы ориентировано  на выяснение особенностей изменения  социальных функций названной системы, ее соотношение с логикой развития советского и постсоветского общества.

В настоящее  время особое внимание привлекают инновационные  процессы в школьном образовании. Массовым явлением в современной школьной практике становится создание учебных  заведений нового типа (гимназии, лицеи, авторские школы). В современной  научной литературе можно встретить  самые разные оценки деятельности школ нового типа, инновационного характера  их работы. Значительная часть специалистов оценивает современные нетрадиционные школы положительно.

Изучение и  анализ современной школьной практики позволяет выделить три направления  инновационных поисков в школьном образовании:

1. Информационное  направление (школьники получают  некоторые дополнительные знания),

2. Технологическое  направление (внедрение новаторских  методик),

3. Организационное  направление (трансформация структуры  урока, расписания).

По мнению экспертов, многие современные инновационные  школы, несмотря на кажущееся разнообразие, тяготеют к определенному стандарту, являясь модификацией традиционной школы. Одной из форм инновационной  школы является модель элитарного образования. Существуют различные мнения по поводу сущности функций элитарного образования. Одни рассматривают его как форму  образования для молодых людей  узкого круга. Другие видят в нем  средство приобщения к высокой культуре. Третьи утверждают, что элитарное  образование призвано решать проблему развития талантов. Общим знаменателем для большинства точек зрения является признание потенциальных  возможностей элитарного образования, и, прежде всего, возможности обеспечения  высокого учебного процесса и конечных результатов.

2.2 Возникновение и  становление военной  социологии в России

Военная социология является одной из важнейших отраслей социологической науки. В качестве специальной социологической теории она изучает закономерности становления, развития и функционирования военной  организации страны как социального  института в мирное и военное  время, ее взаимодействие с другими  социальными институтами и обществом  в целом. Сфера интересов военной  социологии охватывает также социальные процессы и отношения между личностями и различными социальными общностями внутри самой военной организации, все, что касается социальных аспектов войн и вооруженных конфликтов.

В большинстве  экономически развитых мира эта отрасль  социологических знаний успешно  развивается и представлена различными организационными центрами и специальными периодическими изданиями.

Военная социология в России возникла на рубеже XIX-XX веков  в начале на основе изучения социологических  особенностей войны.

Формирование  новой научной дисциплины происходило  в контексте развития социальной философии, общей социологии и военной  науки. В этот период все эти отрасли  отечественной науки уже находились на уровне мирового развития.

Философско-социологический  подход к изучению войны реализовывался преимущественно путем теоретического анализа характера и последствий  ее воздействия на различные сферы  общественной жизни.

Внимание к  данной проблематике проявляли многие известные отечественные ученые: В.М. Бехтерев, С.Н. Булгаков, Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, А.И. Стронин и др.

Формирование  принципов и методов социологического анализа причин, сущности и последствий  войны происходило в рамках различных  научных школ. При этом наиболее интенсивно эта работа осуществлялась сторонниками биологического подхода  к объяснению социальной природы  войн.

В этой связи  наибольший интерес представляют исследования Я.А. Новикова, посвященные анализу  войны.

Критикую теории зарубежных апологетов войны - Густава  Ратценхофера и Людвига Гумпловича, Новиков замечает, что закон Дарвина ни в коей мере не препятствует объединению человечества в федерацию, где все народы будут жить в мире между собой. Эти его взгляды получили дальнейшее развитие в отдельном монографическом труде, специально посвященном выяснению возможности создания федерации в Европе.

Информация о работе Развитие социологии в России XX века