Автор: c*********************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа
Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем.
Введение
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Библиография
Однако, ни Новиковым,
ни другими социологами его
Характерной тенденцией развития социологической науки в СССР в первый послеоктябрьский период стал рост числа прикладных и свертывание фундаментальных теоретических исследований.
Причинами вышеназванных изменений являются гражданская война и послевоенная разруха, а также процесс становления и развития в стране коммунистической идеологии, сопровождающейся вытеснением представителей буржуазных концепций. Развернувшиеся в начале 1920-х годов многочисленные исследования в значительной степени были лишены серьезного научного обеспечения и носили преимущественно прикладной характер.
Данная тенденция
действовала и в развитии военной
социологии. Следствием этого стало
то, что разрабатывавшиеся в
С точки зрения социологии представляет интерес осмысление А.Е. Снесаревым понятия "статистическая закономерность" применительно к социуму; установление им последовательности и содержание обработки данных анализа исследования социальных явлений; учеными были так же выявлены возможности линейных и условных распределений.
Вооруженные силы
ученый рассматривал, как своего рода
"выжимку" из населения на случай
войны, как "осколок народа, носитель
навыков, государственности, упругости
нервов". Отсюда и требование глубокого
и всестороннего исследования народной
массы под соответствующим
Снесарев не ограничился теоретическими разработками. Он принимал самое деятельное участие в создании органов военной статистики в Красной Армии.
В 1920-1930-е годы практиковались прессовые опросы читателей военных периодических изданий. В 1924 году редакция "Военного вестника" принимает попытки изучения читательского спроса своих подписчиков, публикуя на страницах издания анкету прессового опроса.
Преимущественно эмпирический уровень всех этих исследований объясняется их недостаточным теоретическим обоснованием, неразработанностью исследовательских программ и инструментария, отсутствие подготовленных кадров. Счастливым исключением стало издание "Язык красноармейца", проведенное в войсках Московского военного округа 1924-1925 годах. Отчет о данной работе можно воспринимать как образец глубокого научного подхода к разработке программы и инструментария исследования, обработки и интерпретации полученных результатов.
Издание в конце
1920-начале 1930-х годов ряда теоретических
сборников ("Война и военное
искусство исторического
К концу 1930-х годов прикладные исследования практически стали свертываться, а теоретические наработки в области военной социологии были заменены абстрактно-упрощенной системой догм и апологетикой.
Наступивший период институционального запрета социологии и прикладных исследований длился достаточно долго.
Три десятилетия фактического запрета на занятии социологией с середины 1930-х и вплоть до начала 1960-х годов - в значительной степени затормозили развитие военной социологии в СССР и привели к забвению предшествовавшего опыта.
Научная деятельность в данной области получила свое продолжение в Русском Зарубежье - в трудах ученых, покинувших по разным причинам Родину.
Существенный вклад в развитие американской и мировой военной социологии внесли американские социологи русского происхождения П.А. Сорокин и Н.С. Тимашев.
В своих исследованиях Сорокин пришел к выводу, что в мировой истории всплески военной активности приходятся на периоды переходы народов от одного типа культуры к другому, а также при столкновении различных систем культурных ценностей.
Другой точки зрения придерживался Тимашев, который считал, что война возникает вследствие сочетания трех факторов:
1. Конфликта между государствами,
2. Неудачи попыток мирного разрешения конфликта,
3. Веры каждой из сторон в свою победу. [11]
Наряду с учеными-социологами
из среды русской эмиграции
В содержательном плане концепции Головина включала обоснование научного статуса и места "социологии войны" в ряду общественных и военных наук. Была определена ее проблематика, структура, задачи и пределы возможностей в решении конкретных проблем социальной практики. Автором был предложен набор социальных показателей и индикаторов, необходимых для исследования явлений войны, им же были сформированы методические приемы на основе привлечения в аппарат социологии войны методов исторического, психологического и статистического анализа. Особое место в работах Н.Н. Головина занимает анализ "морального духа" войск.
Исходя из необходимости развития новой отрасли научного знания, изучающей войну "как явление социальной жизни", русский ученый предлагал свое определение ее предмета и задач: "социологическое исследование, объектом которого будет изучение процессов и явлений войны с точки зрения существования, сосуществования, сходства и последовательности их. Иначе говоря, наука о войне должна представлять собою социологию войны". [12]
Другим русским военным ученым Генерального штаба полковником Р.К. Дрейлингом в работе "Психология войны" была разработана и обоснована система методов психологических исследований, применяемых непосредственно в боевой обстановке.
В период 1930-х годов характеризуется тем, что в то время, когда в СССР военная социология, как и социологическая наука в целом прекращает свое развитие, в русском зарубежье продолжаются научные поиски в данной области.
Возрождение военной
социологии в СССР было непосредственно
связано с процессом
В период 1965-1970 годов социологические исследования начинают использоваться и в деятельности некоторых органов военного управления.
Первое же крупномасштабное
социологическое исследование в
Вооруженных Силах СССР, санкционированное
и организованное Главным политическим
управлением СА и ВМФ, было проведено
в июле-августе 1966 года. Предпосылки
к решению вопроса о создании
в структуре Вооруженных Сил
штатных социологических
Явления, вскрываемые социологами, носили, как правило, массовый и застарелый характер, обладали свойствами быстрого самовоспроизводства и распространения.
Все это с
первых лет существования научно-
Тем не менее, за
период с середины 1960-х и до конца
1980-х годов военным
В 1960-х-начале 1970-х
годов, в связи с развернувшейся
в стране дискуссией по поводу целесообразности
"отпочкования" от философской
науки социологии и обретения
последней статуса
Таким образом, по прошествии более чем 70 лет термин "военная социология" вновь прочно входит в научный обиход отечественной социологии.
В настоящее
время ведущим
Роль научно методического центра продолжает выполнять кафедра Социологии Военного университета Министерства обороны РФ.
Весьма интенсивно
это направление развивается
также в институте социально-
Все это создает
большие потенциальные
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Социология организаций как часть общесоциологической теории является социолого-управленческой дисциплиной. В то же время она входит в состав другой области знания - теории организации и управления. Социология организаций и теория организации и управления соотносятся между собой как частное и целое.
Социология организаций
- наука, появившаяся относительно недавно.
В истории отечественной
1.1920-1930-е года
- проблематика этой дисциплины
прорабатывалась главным
2. вторая половина 60-х и до середины 70-х годов XX века - социология организаций еще не была выделена как отдельная область знаний;
3. Вторая половина 70-х и до середины 80-х годов XX века - в общих чертах определились проблематика, и появился сам термин "социология организаций";
4. Конец 80-х годов и до настоящего времени - постперестроечный этап.
Первый этап - крупнейшим представителем был А.А. Богданов, важная роль которого в развитии этой дисциплины состоит, прежде всего в том, что им была предпринята первая попытка создания всеобщей организационной науки - тектологии. Богданов сформулировал ряд универсальных подходов в изучении природы и принципов организации, которую он рассматривал и как систему, и как динамический процесс. Им было введено понятие "организационный комплекс", в определении которого по сути дела присутствовало свойство организационных процессов, получившее название синергического эффекта. Им также были предложены: анализ интеграционных механизмов, дезынтреграционных механизмов, а также принцип строения комплексов.
Среди тех, кто участвовал в разработке советской концепции НОТ, следует выделить П.М. Керженцева и Н.А. Витке.
Организационная концепция Керженцева представляла собой достаточно самостоятельное явление. Этот ученый был первым, кто выделил в качестве отдельной сферы НОТ изучение организационных принципов и человеческого фактора, а также вещные факторы организации. А с другой стороны он сделал главный акцент именно на социально-управленческой стороне организации. Среди общих признаков организационного порядка он выделил установление цели и задач, выбор типа организации, выработку плана, методы работы с людьми и др.
Положение теории
Н.А. Витке тоже корреспондирует
с работами представителей "классической"
школы. Важнейшим достижением этого
ученого стала выдвинутая им концепция
использования в процессах
Второй этап
- развития социологии организаций
разворачивается после
В этот период выделилось
несколько направлений в