Развитие социологии в России XX века

Автор: c*********************@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы состоит в том, что общество не стоит на месте, оно динамично развивается: изменяется структура общества, появляются новые классы, субкультуры и другие социологические элементы, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие общества и отвечающие за его мировоззрение, национально-этнические отношения, на его будущее. Развивается общество, а, значит, развивается и наука, изучающая общество, закономерности развития общества, особенности общества, появляются новые направления в науке, различные социологические школы. Именно в этом состоит актуальность выбранной мной темы: развивается общество - развивается и наука, которая создана смоделировать будущую форму и содержание общества XX века, а следовательно, спрогнозировать направление развития общественной структуры в дальнейшем.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление и развитие социологии в России XX века
1.1 Особенности развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
1.2 Этапы развития и институционализации социологии в России
Глава 2. Отраслевая социология: подходы и направления
2.1 Социология семьи и образования
2.2 Возникновение и становление военной социологии в России
2.3 Особенности развития социологии организации и социологии религии в России
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 74.35 Кб (Скачать)

1.2 Этапы развития  и институционализации  социологии в России

Становление любой  науки связано с ее институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации науки  можно выделить три основных направления, последовательное развитие которых  углубляет институционализацию:

появление и  рост разного рода публикаций, а  также создание специализированных периодических;

включение новой  науки в систему образования;

создание как  национальных, так и межнациональных  обществ и ассоциаций, а также  различных специализированных научных  учреждений.

Процесс внутренней институционализации любой науки, в том числе и социологии, означает формирование самосознания ученых, совершенствование  организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри новой научной дисциплины, т.е. появление всего того, что  существенно способствует процессу производства и систематизации знаний в данной области познания.

Прохождение процесса институционализации социологии как  науки, по мнению Г.С. Батыгина, условно можно разбить на пять основных этапов:

Первый  этап - 1860-1890 гг.

Второй  этап - 1890 г. - начало XX в.

Третий  этап - первая четверть XX в.

Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.

Пятый этап - конец, 50-х - 90-е  годы XX в.

Первый  этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е годы началась широкая популяризация позитивизма в России. Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества. Во время первого этапа появление новой науки было встречено довольно настороженно правящей бюрократией. В России со стороны властей с самого начала к социологии сложилось негативное отношение.

Систематическое социологическое образование во многих западных странах начало появляться в последней трети прошлого века. В это время в Европе, Америке  и России предпринимаются первые попытки ввести преподавание социологии в высших учебных заведениях. Это  был период самоопределения социологии как научной дисциплины и начало ее институционализации. В России первый специальный курс лекции о О. Конте был прочитан уже в конце 70-х годов XIX века И. В Лучицким.

В начальный  период звучали многочисленные возражения против социологии как новой самостоятельной  науки общего характера. Социологию или сводили к какой-либо уже  сложившейся конкретной науке, либо представляли как совокупность всех конкретных наук. Это было связано  с рядом причин. Одна из главных  причин была связана с мнением  о том, что социология не имеет  своего специфического объекта изучения, а поэтому она способна только суммировать выводы, полученные другими  науками. Другой причиной было то, что  первые русские социологи не имели  специальной социологической подготовки, что было свойственно на первом этапе  и для других стран.

Второй  этап (1890-е г. - начало XX в). В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно - натуралистический процесс. Неокантианство в России условно можно разбить на три группы:

ортодоксальное  ядро (социологическая гносеология) - А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;

концепция, близкая к философскому иррационализму (субъективно-нормативная) - П.И. Новгородцев, (В.М. Хвостов);

вариант “индивидуального психологизма” (психологическая интерпретация неокантианства) - Л.И. Петражицкий и его последователи.

Шло дальше развитие и марксистской социологии (исторического  материализма). Марксизм стал рассматриваться  как возможный вариант, возникающий  при объяснении и поиске путей  эволюции России.

Третий  этап (первая четверть XX века). Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм - А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.

В годы столыпинской реакции социология вновь была зачислена в разряд “нежелательных областей знания”. Несмотря на все препятствия со стороны правительства, русские профессора, увлеченные социологической наукой, не хотели отставать от Запада и развернули кампанию за преподавание социологии в русской высшей школе. Для того чтобы успокоить правительство, они стали утверждать, что социология - это наука, которая выступает за “общественную солидарность", “прочный общественный порядок", “вызывает опасения самых левых течений общественной мысли". Но, несмотря на все старания ученых, русское самодержавие до самой революции так и не смогло понять научную и социальную функции, которые были присущи социологии. Гонения социологии со стороны правительства привели к значительному отставанию русской социологической мысли от западноевропейской.

В начале XX века социология под своим именем еще  не читалась в русских университетах, тем не менее шло ее интенсивное  развитие как в университетах, так  и вне государственной системы  образования под следующими названиями: “Философия истории", “Введение  в общую теорию права", “Социальные  основы экономики”, “Социальная психология”  и т.д.

После революции  процесс институционализации социологии становится еще более интенсивным. Появляются первые официальные учебники по социологии. Увеличивается количество книг, выпускаемых по социологии. Постепенно начинают появляться секции, союзы  и ассоциации по изучению общественных наук во многих университетах России.

Отсутствие в  России квалифицированно подготовленных преподавателей по социологии привело  к тому, что для ее преподавания, особенно в средних школах, привлекались люди, не имеющие совершенно никакого отношения к общественным наукам. Поэтому в первые годы после революции  в учебных заведениях России преподаватели  социологии толковали предмет своей  науки кому как вздумается. Правительство, увидев, что многие преподаватели  ведут социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило преподавать  ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. Социологию полностью перенесли  в Исследовательские институты.

Четвертый этап (20-е - 30-е годы XX в). Процессы, происходящие на третьем этапе, в конечном итоге привели к размежеванию между буржуазными (немарксистскими) и марксистскими социологами. Часть представителей старого поколения, которые не захотели или не смогли смириться с советской властью, в конце 1922 г. были отстранены от преподавания в университетах и институтах и высланы из страны. В конце 1922 г. во всех центральных университетах закрылись кафедры общей социологии. Уже в начале 20-х годов Коммунистической партией и Советским государством была создана система новых научных учреждений, с помощью которых они организовали решительное наступление на “реакционную буржуазную идеологию". Созданные учреждения помогли начать планомерное изучение проблем марксистской философии, социологии, политической экономии, приступить к широкой подготовке молодых ученых и преподавателей-марксистов для высшей школы. В 1921 г. в Москве также по инициативе В.И. Ленина был создан Институт красной профессуры для подготовки преподавателей-марксистов высшей квалификации. В декабре 1919 г. на базе рабфака в Петроградском университете была создана первая в России общественная организация ученых марксистского направления - Научное общество марксистов (НОМ). Основной задачей общества являлись разработка идей марксизма и распространение марксистского мировоззрения.

В это время  перестали издаваться журналы “Мысль”, “Экономист", “Утренник", “Начала", “Литературные записки" и другие, на страницах которых популяризовались идеи немарксистских философов и  социологов.

В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии. Начала широко издаваться социологическая  литература теоретического профиля. Наряду с серьезными шагами, сделанными в  области теоретического социологического знания, советские социологи-марксисты  в 20-30-х годах также провели  ряд социальных и социологических  исследований. Именно 20-е годы, с  полным на это правом, могут быть названы периодом становления конкретных социологических исследований в СССР.

Значительное  число социологических исследований было проведено в сфере труда. Особое внимание уделялось исследованию проблем молодежи. Уделялось внимание и изучению условий жизни, материального положения различных категорий населения в послереволюционный период. Конкретные социологические исследования проводились по проблемам брака и семьи. Было проведено большое количество исследований, направленных на изучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания.

Но уже в  конце 20-х - начале 30-х гг. социологические  исследования начинают свертываться. Тоталитарная система не считала  нужным их изучать. Социология объявляется  буржуазной наукой (т.е. лженаукой), а  термин “социология" полностью изымается  из употребления.

В конце 30-х годов  на судьбу социологии сильно повлияла канонизации выдвинутых И.В. Сталиным различных теоретических положений.

Социология была запрещена, но это не означало, что  она полностью и бесповоротно умерла. Просто социология в это  время находилась как бы в “коматозном  состоянии". Во-первых, объявленный  запрет сбора разного рода социальных данных распространялся исключительно  на открытое использование полученной информации в печати и научной  работе. Во-вторых, вскоре после окончания  Великой Отечественной войны, осенью 1946 года, в Институте философии  Академии наук был создан социологический  сектор, под руководством М.П. Баскина.

Пятый этап (конец 50-х - 90-е  гг.). Только в конце 50-х - начале 60-х годов, во время хрущевской “оттепели", снова положительно заговорили о социологии, так как возникла необходимость в более эффективном управлении социальными процессами во всех сферах общественной жизни. На положение социологии в нашей стране кардинально повлияла начавшаяся после XX съезда КПСС десталинизация общества. С этого времени начинается новый период в развитии социологии, так называемое “второе рождение” социологии как науки в нашей стране (" социологического ренессанса ”).

Как вспоминает В.Н. Шубкин: “Появление социологии, начало “конкретных социальных исследований” после смерти Сталина и XX съезда КПСС были неожиданными. И для власть предержащих, ибо она возникла не по велению сверху, как это было с научным коммунизмом, историей партии, истматом, а снизу. Возрождение социологии было сюрпризом и для западных политологов, советологов и социологов”.

Основным переломным моментом в институциолизации социологии в нашей стране стало участие советской делегации, во главе с директором Института философии П.Н. Федосеевым, на III Всемирном социологическом конгрессе “Социальные изменения XX века". Результатом данной поездки стало осознание важности и необходимости проведения социологических исследований.

С 6 по 11 января 1958 г. в Москве состоялась Международная  конференция социологов, которая  была организована ЮНЕСКО и Международной  Социологической Ассоциацией. В  июне 1958 г. была создана Советская  социологическая ассоциация (ССА), и  уже в октябре 1958 г. Советский  Союз вступил в Международную  Социологическую Ассоциацию. ССА  была создана Президиумом Академии наук СССР.

Все вышеперечисленные  события способствовали тому, что  с 60-х годов в нашей стране начал  восстанавливаться статус социологии как социального института, вновь  были возобновлены и стали активно  проводиться конкретные социологические  исследования. К 1965 г. наибольшее распространение  получила точка зрения, что социология - это наука о законах и движущих силах развития общества.

Большую роль в  развитии социологии сыграло издание  двухтомника “Социология в СССР” (М., 1966) под редакцией Г.В. Осипова. В этом труде были собраны результаты множества эмпирических исследований, проведенных в ряде областей и  регионов страны. Данный труд был важным шагом на пути институционализации  социологии в России.

Большим и совершенно новым шагом в процессе институционализации  социологии в России стало создание в конце 80-х годов Всесоюзного  центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Активное участие в создании Всесоюзного (ныне Всероссийского) центра общественного мнения сыграла Т.И. Заславская, ставшая с 1988 г. директором, а затем и президентом данного центра.

Большим шагом  в институционализации социологии было создание Российского общества социологов (РОС). В 1991 г. состоялся первый съезд советских социологов. На съезде были внесены изменения в устав  и форму правления ССА.

Информация о работе Развитие социологии в России XX века