Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования: изучение деятельности и теоретических основ благотворительных организаций в современной России и их взаимоотношение с органами различных государственных структур.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы благотворительности.
2. Охарактеризовать влияние государства на благотворительность.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
1.1.Сущность, содержание, категории
1.2.Этапы становления благотворительности в России
1.3.Появление меценатства в России
Выводы
ГЛАВА 2.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1.Развитие благотворительности в современном обществе
2.2.Законодательная и налоговая база благотворительности
2.3.Благотворительные организации и основные направления их
деятельности
2.4.Корпоративные фонды
2.5. Деятельность благотворительных организаций в Омске
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ. Корпоративная благотворительность
Одним из первых позитивных достижений перестроечной либерализации (1985-1991 гг.) в России была реабилитирована благотворительность. В начале 1990-х гг. благотворительность стала очевидным фактом социокультурной жизни и как явление получила официальный статус в основном законе страны. Конституции РФ 1993 г. гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности». Логическим продолжением этого было принятие 11 августа 1995 г. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
С начала 1990-х годов началось активное развитие негосударственных форм благотворительности. В настоящее время меняются масштабы, характер, состав участников благотворительного движения. В России появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в научном описании и осмыслении этого феномена - его исторических традиций, основных форм, перспектив развития.
Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие:
- социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан;
- социальная реабилитация безработных и инвалидов;
- помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам;
- содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д.
Благотворительные организации оказывают значительную помощь, государственным структурам беря на себя часть функций государства. При этом они оказывают еще и финансовую помощь помимо выполняемых функций. Следовательно, благотворительные организации в системе социальной помощи и защиты населения играют важную роль.
Благотворительные организации не только выполняют часть функций по оказанию помощи населению, но еще и являются источником средств. Для реализации социальных программ, при выплате пособий, оказании адресной социальной помощи в связи с дефицитом централизованного финансирования. Кроме того, благотворительные организации оказывают содействие в развитие по не приоритетным для государства направлениям, но от этого не становящиеся менее значимыми для страны.
Благотворительность является социальным явлением, включающим как характеристики, соответствующие прежним общественно-историческим периодам, так и характеристики, обусловленные современным состоянием общества. Существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона.
2.2. Законодательная и налоговая база благотворительности
Наше налоговое законодательство, как уже сказано выше остается недостаточно внимательным к проблемам поддержки благотворительности предпринимателей. Правительство внесло в Государственную Думу пакет, состоящий из 19 законов по изменению налогового законодательства. Были среди них и законы, касающиеся благотворительной деятельности коммерческих структур. Это законы «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и «О налоге на добавленную стоимость» (НДС).
Во многих странах налога на добавленную стоимость вообще нет. В нашей стране он есть, к тому же он интерпретируется как один из видов налога с оборота. Например, добавление стоимости при пересечении таможенной границы, не возникает, а налог на добавленную стоимость – возникает. НДС взимается при пересечении таможенной границы почти с любых товаров и услуг, часто даже если речь идет о гуманитарной помощи. Закон «О гуманитарной и технической помощи», который прошел уже согласительную комиссию Совета Федерации и Думы, во многом усложняет поступление благотворительной помощи из-за рубежа. В этом документе вообще не предусмотрена благотворительная помощь от частных лиц или корпораций. То есть корпоративная благотворительность зарубежных компаний не поощряется нашим законодательством.
Возможны только поступления по межправительственным соглашениям или через отдельные благотворительные фонды. Причем, те фонды через которые можно работать, должны быть включены в специальные перечни, утверждаемые правительством, и контролироваться специальными комиссиями и т. п. Пробиваться через эти барьеры очень сложно и мало кому захочется.
Кроме того НДС – это большая проблема и для внутри российских отношений, потому что налогом на добавленную стоимость облагаются имущественные пожертвования. Сегодня коммерческой организации выгоднее разбить устаревшие компьютеры, чем передать их в благотворительную организацию. Это так потому, что возникает обязанность платить НДС. Такую позицию правительства абсолютно нельзя понять. Ведь имущественные пожертвования имеют более целевой характер, чем деньги. Последние можно истратить и не по назначению. А если ты, как благотворитель, покупаешь конкретно то, что нужно организации, сегодня приходится платить дороже. Правда, поправки к правительственному пакету, которые были внесены депутатами по просьбе некоммерческих организаций, все-таки были приняты бюджетным Комитетом. Сейчас он над ними работает. Основные возражения со стороны правительства против отмены НДС с имущественных пожертвований были связаны с тем, что плохо осуществляется контроль за благотворительной деятельностью. Хотя, на самом деле, это -собственная вина правительства. Кроме того, этот аргумент становится все менее состоятельным, потому что в бухгалтерской отчетности за 1998 год уже есть форма отчета о целевом использовании средств, поступающих на 96-й счет (целевое финансирование). То есть организации, получающие благотворительную помощь, обязаны отчитываться перед налоговой инспекцией о целевом использовании пожертвований, а раньше этого не было.
В основном льготы на благотворительные пожертвования высчитываются как проценты от прибыли. Кроме того, можно делать пожертвования из чистой прибыли. Но если говорить, какая часть будет сниматься с налогооблагаемой базы, то для отдельных видов целевых пожертвований это 5%, а для абсолютного большинства – 3%. Если вспомнить, что у большинства коммерческих организаций сегодня прибыли просто нет и есть огромное количество банкротов, а там, где все-таки есть прибыль, она очень маленькая, то 3% от нее – величина символическая. Этой суммы не хватит и на тарелку супа в благотворительной столовой. Так что проблема за счет чего решать вопросы финансирования благотворительности становится все более актуальной, учитывая, что местные органы власти постоянно обращаются к предпринимателям с просьбой о содействии в решении социальных проблем. И здесь предпринимателя зачастую толкают на нарушение налогового законодательства. Это происходит сплошь и рядом. Есть такой документ -"Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, работ и услуг, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов». В нем нигде не указано, что благотворительные пожертвования можно проводить через статьи затрат. Кое-что по линии НИОКР, кое-что по обеспечению собственных сотрудников можно с краешку «привязать» к затратам. А благотворительность, к сожалению, идет очень широко черным «налом».
Люди не понимают, о чем идет речь, пока идут разговоры о размерах налогов, чистой прибыли. Но если человеку конкретно показать, что есть инвалидная коляска. Спонсор приобретает эту коляску и должен еще за нее государству отдать такую же сумму, да еще показать все это в финансовых документах, когда идет налогообложение. Вот тогда-то люди начинают включать свое сознание через эмоции. «А действительно, – думают, – как же можно легально оказывать благотворительную помощь, если надо еще такую же сумму отдать государству? Которое, к тому же, не только тебе ничего не обеспечивает, а на эти деньги, скажем, в Чечне что-нибудь там начинает».
Закон «О благотворительности и благотворительной деятельности» (1995), у нас принят. Он то и является основой для заявления фирмами права на льготы при перечислении средств в порядке благотворительности предприятиям, входящим в категорию так называемых некоммерческих. В законе прямо сказано, что перечисление средств коммерческим организациям – это не благотворительность. Там совсем другой порядок налогообложения. Льготы в переделах 3% или 5% от налогооблагаемой прибыли положены только тем, кто перечисляет средства организациям, имеющим цели и задачи, определенные законом «О благотворительности» от 11 августа 1995 года N 135.
И еще. Помимо того, что определено законом «О благотворительности», есть у нас еще так называемая категория государственных учреждений, которые могут получать средства в порядке благотворительности. Это государственные учреждения культуры, искусства, творческие союзы, организации лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Им установлены льготы в пределах 5%.
Благотворительность не оформляется никакими договорами. Просто некоммерческая организация просит коммерческую перечислить средства на осуществление какой-то программы в области оказания помощи, скажем, детям или инвалидам. На основании личных писем коммерческие организации перечисляют деньги. В некоторых случаях налоговая инспекция отказывается дать льготу, если нет такого обращения в письменном виде с просьбой. Это тоже не верно. Поскольку должна учитываться добрая воля юридического лица.
Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место. Государство, будучи заинтересованным, в поддержании устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления в решении социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая, благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития.
2.3. Благотворительные организации и основные направления их деятельности
На сегодняшний день существует множество благотворительных организаций, которые можно разделить на группы.
Первая и самая массовая группа благотворителей - коммерческие структуры. Их вклад в благотворительность выражается в материальной поддержке как нуждающихся граждан, так и некоммерческих организаций, с ними работающих. Обычно эта поддержка осуществляется из прибыли коммерческой компании.
Вторая активная группа благотворителей - некоммерческие организации (НКО). Подавляющее большинство НКО создано и функционирует для решения социальных проблем. НКО оказывают материальную помощь и бесплатные услуги различным категориям организаций и граждан, среди которых значительна доля социально незащищенных категорий населения. Во многих случаях некоммерческие организации оказывают не прямую поддержку, а разными способами стимулируют создание условий для решения экономических и социальных проблем. Часто НКО привлекают к своей работе добровольцев-волонтеров. НКО обычно не имеют гарантированных источников дохода и иногда сами являются получателями благотворительной поддержки от граждан, российских и зарубежных грантодателей. В развитых странах мира государство все чаще делегирует некоммерческим организациям выполнение социальных функций, что свидетельствует об эффективности работы НКО. Такая же тенденция наблюдается и в России. Бюджет НКО может формироваться как за счет поступлений от грантодателей, так и за счет предпринимательской деятельности. При этом, в отличие от коммерческих организаций, по закону НКО не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять прибыль, если она получена, между участниками.
Третья группа благотворителей - физические лица, граждане России или иностранцы. Они участвуют в благотворительной деятельности как через личные пожертвования (меценатство, милостыня, приобретение билетов на благотворительные акции, благотворительные отчисления с покупки товаров, завещание наследства и проч.), так и через добровольный (он же волонтерский) труд в некоммерческих организациях.
Благотворительная помощь традиционно оказывается частным лицам и организациям, необходимую помощь которым в силу разных причин государство оказать не в состоянии или оказывает, но в недостаточных объемах.
Главными и наиболее популярными областями благотворительности в современной России являются:
Культура и искусство – разовая или постоянная поддержка театров, оркестров, музеев, галерей, библиотек, а также деятелей искусства, литературы, кино.
Наука – помощь фундаментальной и прикладной науке в разработке новых технологий, инновационных исследованиях, поддержка перспективных теоретических идей, проведение научных конференций, симпозиумов, а также поддержка молодых специалистов.
Церковь – как правило, помощь в строительстве или восстановлении храмов и монастырей.
Образование – учреждение стипендий и грантов для преподавателей и студентов, оплата стажировок за рубежом, помощь в приобретении материалов для образовательного процесса.
Социальная сфера – помощь социально незащищенным категориям граждан: детям, матерям, пожилым людям, инвалидам, ветеранам, малоимущим и объединяющих их организациям.
Здравоохранение – помощь как медицинским учреждениям (финансирование покупки оборудования, медикаментов, оплата обучения и переподготовки сотрудников), так и частным лицам (как правило, финансирование дорогостоящего лечения).
Охрана природы – финансирование экологических программ по спасению исчезающих видов флоры и фауны, поддержка заповедников, защита окружающей среды.
Спорт – помощь некоммерческим видам спорта и отдельным спортсменам в приобретении спортинвентаря, оплата транспортных расходов и проживания, тренерских услуг, аренды помещений для тренировок.
Поддержка средств массовой информации – выделение грантов, как правило, региональным и Интернет-СМИ.
2.4. Корпоративные фонды
Для компании, решившей более эффективно организовать управление своими благотворительными программами, существует несколько возможностей. Их можно условно разделить на две группы – создание или использование сторонних юридических лиц для реализации программ компании и выполнение всей работы самой компанией.
Информация о работе Развитие благотворительности в современном обществе