Развитие благотворительности в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение деятельности и теоретических основ благотворительных организаций в современной России и их взаимоотношение с органами различных государственных структур.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы благотворительности.
2. Охарактеризовать влияние государства на благотворительность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
1.1.Сущность, содержание, категории
1.2.Этапы становления благотворительности в России
1.3.Появление меценатства в России
Выводы
ГЛАВА 2.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1.Развитие благотворительности в современном обществе
2.2.Законодательная и налоговая база благотворительности
2.3.Благотворительные организации и основные направления их
деятельности
2.4.Корпоративные фонды
2.5. Деятельность благотворительных организаций в Омске
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ. Корпоративная благотворительность

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ!!!.doc

— 240.50 Кб (Скачать)


2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2

ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

1-3

1.1.Сущность, содержание, категории

3-5

1.2.Этапы становления благотворительности в России

5-11

1.3.Появление меценатства в России

11-14

Выводы

14

ГЛАВА 2.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

15

2.1.Развитие благотворительности в современном обществе

15-18

2.2.Законодательная и налоговая база благотворительности

18-21

2.3.Благотворительные организации и основные направления их

деятельности

21-22

2.4.Корпоративные фонды

22-25

2.5. Деятельность благотворительных организаций в Омске

25-29

Выводы

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30-31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

32-33

ПРИЛОЖЕНИЕ. Корпоративная благотворительность

34

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время перед современной Россией особенно остро стоят проблемы социальной помощи. Разрушение устоявшихся социально - экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Страна, которая совсем еще недавно не ощущала социальных проблем такого рода, сейчас находится в полной растерянности, нерешительности, и подчас, в бездействии.

Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучить, как решаются эти проблемы у нас.

Объектом исследования являются благотворительные организации.

Предметом исследования является деятельность в современной России благотворительных организаций.

Цель исследования: изучение деятельности и теоретических основ благотворительных организаций в современной России и их взаимоотношение с органами различных государственных структур.

Задачи исследования:

1.      Изучить теоретические основы благотворительности.

2.      Охарактеризовать влияние государства на благотворительность.

3.      Раскрытие деятельности благотворительных организаций и корпоративных фондов

Методы исследования: анализ и синтез.

Практическая  значимость данной работы заключается в том, что были исследованы и охарактеризованы все сферы благотворительной деятельности и организаций, которые связанны с этой деятельностью. Рассмотрено влияние государства на благотворительную деятельность, а это на мой взгляд поможет благотворительным организациям заполнить свои пробелы, а людям, которые нуждаются в помощи этих организаций - чётко знать свои права.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО – ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

 

1.1. Сущность, содержание, категории

 

Тема благотворительности, поднимающаяся из глубины веков и воспринимаемая как стремление помочь нуждающимся, как целенаправленное выражение человеколюбия, неоднозначно толкуется в различных философских традициях, которые подвергались исторической и культурной эволюции. Большинство исследователей благотворительность рассматривают как неотъемлемую часть общества. Научный интерес к этой теме постоянно растет, возникает потребность в научном описании и осмыслении этого сложного явления — его исторических корней, современных форм, перспектив развитии, так как благотворительность затрагивает глубинные основы существования человеческих сообществ. Благотворительность «в историческом развитии приобретала полисемантизм своих очертаний, включая широкий спектр смыслов от милостыни до системы актов, организованных государственным законодательством». (3, стр.32)

Социальный феномен благотворительности, имеющий в своей основе чувство милосердия и любовь к ближнему, обладает богатым метафизическим дискурсом, объясняющим сущность и предназначение явления. На данном этапе развития: социо-гуманитарного знания очевидна необходимость расширения исследований благотворительности, прежде всего путем постановки новых проблем. Анализ структурных разноплановых элементов системы благотворительности даст возможность рассмотрения ее как одного из определяющих факторов национальной модернизации в России XIX-XXI вв.

Развитие российского общества в настоящее время характеризуется существенными изменениями в политической, социально-экономической и культурной сферах. К ним, в частности, можно отнести, появление безработицы, увеличение категорий нуждающегося населения, недостаточное финансирование со стороны государства науки, образования, культуры и т.д. Все это приводит к поиску и совершенствованию иных, негосударственных форм поддержки социальной сферы. В свете этого, особого внимания требует осмысление такого феномена российского общества, как благотворительность.

Благотворительность - «оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями»

Благотворительность может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры и т. д.).

Благотворительность - «проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».

Благотворительность - «действия и поступки безвозмездного характера, направленные на общественную пользу или на оказание материальной помощи неимущим »

Благотворительность «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи».

Благотворительность - «негосударственная добровольная безвозмездная деятельность в социальной сфере, направленная на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования».

При этом поддержка, оказываемая на основе родственных, соседских, дружеских и иных личных связей, не рассматривается как социальный феномен благотворительности.

Благотворительность - «общечеловеческое движение, включающее совокупность гуманитарных действий отдельного человека, организаций, обществ и т. д.». В современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью.

Благотворительность - «бескорыстная любовь к человечеству, которая обычно проявляется путем учреждения общественных институтов или пожертвований для организованной и систематической помощи нуждающимся и страждущим, это оказание помощи обездоленным, сострадание, сердечное участие».

Как видим, феномен благотворительности по-разному пытаются осмыслить, наполнить содержанием представители разных наук.

Актуальными в настоящее время являются вопросы взаимодействия государства, предпринимательских структур и благотворительных организаций при решении социальных проблем: распределение полномочий, корректировка и согласованность действий, степень ответственности данных социальных институтов перед обществом и др.

Вышеуказанное взаимодействие различных сил общества, на современном этапе развития общества именуется, как «социальное партнёрство». Оно подразумевает «конструктивное взаимодействие представителей всех трёх секторов любого общества. При решении социально-значимых проблем(бедность, бездомность, безработица, сиротство, одиночество, насилие в семье и т.п.)».

С понятием «благотворительность» тесно связано понятие «гуманизм». Римляне, времен Империи, называли гуманизмом «высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченной форме в сочетании с мягкостью и человечностью».

Иными словами, в античности это был «идеал человека, некое общее моральное понятие в этике наряду с терминами добродетель, свобода, счастье, справедливость».

В современном русском языке эти представления находят выражения в таких терминах, как «человеколюбие», «человечность», «дружба», «любовь», «милость», «милосердие». Это лишь некоторые из тех слов, которые используются в русском языке для характеристики гуманистических по своему содержанию межчеловеческих отношений. Наряду с ними существуют международные термины - «альтруизм», «филантропия» и «гуманность», вошедшие в русский язык из европейских языков.

Таким образом, в данном параграфе мною было рассмотрено понятие, сущность, содержание и категории благотворительности.

Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия "благотворительность". Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы благотворительности. Но неизменным было понимание того, что порою такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо благотворительное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение.

 

1.2. Этапы становления благотворительности в России

 

Актуальность исторического исследования благотворительности и участия благотворительных организаций в процессе оказания социальной помощи нуждающимся слоям населения обусловлена, на наш взгляд, как теоретическими, так и практическими задачами. Оказание благотворительной помощи в России имеет давние традиции.

Древняя Русь. Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. С принятием христианства с одной из его основных заповедей - о любви к ближнему – на Руси впервые заговорили о призрении бедных, что тогда нашло свое выражение в раздаче милостыни «сирым и убогим». Князь Владимир, «вводя христианство на Руси, глубоко проникся его положениями, обращенными к душе человека». Эти положения призывали людей заботиться о ближнем, быть милосердными. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной князь Владимир повелел возвести в Киеве церковь Пресвятой Богородицы, где из средств казны кормили нищих, сирот и вдов. В ознаменование победы над печенегами Владимир выделил 300 гривен серебра для раздачи бедным, а также, как свидетельствует Начальная русская летопись, «повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение», для тех, кто не мог сам дойти до княжеского двора милостыню возили специальные телеги.

Великий князь, Ярослав Владимирович, вступивший на престол в 1016 году, внес в Церковный и Земский уставы специальные разделы, связанные с благотворительностью. На личные средства он основал училище для сирот, в котором обучались и проживали 300 воспитанников. При Ярославе получило распространение бесплатное оказание медицинской помощи при монастырях. Благотворительные традиции Ярослава продолжили его сыновья Изяслав и Всеволод.

Активно помогал неимущим и недужным сын Всеволода и внук Ярослава князь Владимир Мономах: он щедро раздавал деньги нуждающимся, призывая детей и дружину следовать своему примеру: «Странние и нищие накормляли и напояли, аки мати дети своя, избавите обидимаго, защитите сироту, оправдайте вдовицу». Сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна открыла в Киеве и содержала на собственные средства женское училище для всех сословий, сама обучала учениц грамоте и ремеслам. Сын Владимира Мономаха Мстислав, а также князь Ростислав отличались особой любовью к бедным: так, Ростислав отдал им все имущество, полученное в наследство. Правивший в Киеве в первой половине XII века князь Николай Давыдович построил в городе «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара 1185 года, уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, раздал горожанам средства на строительство новых домов.

Информация о работе Развитие благотворительности в современном обществе