Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:32, курсовая работа
Цель исследования: изучение деятельности и теоретических основ благотворительных организаций в современной России и их взаимоотношение с органами различных государственных структур.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы благотворительности.
2. Охарактеризовать влияние государства на благотворительность.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
1.1.Сущность, содержание, категории
1.2.Этапы становления благотворительности в России
1.3.Появление меценатства в России
Выводы
ГЛАВА 2.БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1.Развитие благотворительности в современном обществе
2.2.Законодательная и налоговая база благотворительности
2.3.Благотворительные организации и основные направления их
деятельности
2.4.Корпоративные фонды
2.5. Деятельность благотворительных организаций в Омске
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ. Корпоративная благотворительность
Как в Европе, так и на Руси дело призрения бедных находилось в руках церкви, особенно монастырей. При монастырях возникали богадельни, бесплатные больницы. Великие князья, потом и цари накануне больших праздников, рано по утрам делали тайные обходы тюрем и богаделен, где из собственных рук раздавали милостыню, посещали убогих людей. Нищенство на Руси считалось одним из средств воспитания народа.
Частная благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (16611682 гг.) издается ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни2. В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения.
Русские купцы и промышленники жертвовали деньги больше на строительство храмов, а нередко и сами строили их. Почти каждый русский предприниматель стремился построить храм.
Петр I был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. В 1705 г. он приказал рассылать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыню им не подавать, а дающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах и монастырях. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину.
Благотворительность снова входит в моду при императрице Елизавете Петровне и Екатерине II.
Особое развитие частная благотворительность приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I. Большей частью благотворительностью занимались женщины, особенно императрицы. Императрица Мария Федоровна, жена Павла I, основала благотворительную организацию "Ведомство учреждений императрицы Марии", просуществовавшую до 1917 г. Жена Александра I императрица Елизавета Алексеевна создала общества: "Императорское человеколюбие" и "Женское Патриотическое", последнее, основанное в 1802 г, к концу 1900 г. оказало помощь 160 тыс. неимущим. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали средства на создание учебных заведений. Помогала и императрица Александра Федоровна жена последнего царя Николая II3.
Предприниматели занимали особое место в благотворительности, которое отражало их положение в обществе. Щедрость российских предпринимателей на благотворительность поражала соотечественников и иностранцев своим размахом. Но дело было не только в том, что купечество обладало большими деньгами. Немалую роль сыграла повышенная религиозность купечества, желание обрести благодать в жизни вечной. Еще одной причиной была отстраненность купечества от насыщенной идейной жизни. Роль, уготованная историей купечеству, не предусматривала увлечения революционными идеями, поэтому купцы выполняли свой общественный долг так, как они его понимали через частные пожертвования в пользу тех, кто не может сам устроиться в жизни. С конца XVIII в. появляются и другие проявления благотворительности в виде меценатства. Меценатство проявилось в виде покровительства искусству, наукам, собирании больших библиотек, коллекций, созданий художественных галерей, театров и т. д., так как культура во все времена не могла полноценно существовать без поддержки.
Меценатство на Западе это явление, которое наряду с нравственным имело и юридическое основание (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще всего было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Меценатство можно рассматривать как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги, а можно как способ рекламы своей деятельности. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью.
Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды. Наибольшего размаха меценатство достигло во второй половине ХIХ начале XX вв., с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели создали условия расцвету национальной культуры в конце ХIХ начале XX вв. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила несбыточные планы.
Несмотря на помощь, купцы-благотворители не пользовались популярностью ни среди социальных низов, ни среди интеллигенции, где традиционно царило убеждение, что предпринимательство - это разновидность мошенничества. В массовом сознании сидел стереотип купца-самодура4.
Для передовой части промышленного мира в начале нашего века была свойственна тенденция к союзу "людей дела" и "людей мыли" в создании программы экономического роста. В 19081913 гг. в Москве в особняках Коновалова и Рябушинского проходили так называемые "экономические беседы". Эти беседы, несомненно, способствовали расширению общественного уровня и мировоззрения российских предпринимателей, убеждая, что именно им принадлежит будущее страны. К сожалению, этим мечтам не удалось сбыться.
У благотворительности и меценатства, как и других социальных явлений, были определенные истоки и побудительные причины, среди которых можно выделить высокую религиозность людей, жертвовавших свои деньги на благое дело. Их действия во многом определялись библейской формулой: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил" (Евангелие от Матфея 25:3446)5.
Большая часть меценатов были старообрядцами. Какого-то определенного бизнес-сообщества старообрядцев никто не создавал специально. Просто купцы-староверы, приезжая в соседнюю губернию на ярмарку, очень быстро находили себе подобных людей, которые не пили в трактирах ничего, кроме чая. Моментально завязывались деловые и дружеские отношения. Принадлежность участников договоров и соглашений к общей гонимой вере выступала определенным гарантом того, что сделка будет честной и справедливой.
В 70х годах XIX в. в Москву в надежде изменить свою жизнь стали стекаться старообрядцы со всей России. Среди тех, кто заселял окрестности Рогожского и Преображенского кладбищ, было очень много бывших крепостных, отпущенных помещиками на вольные заработки.
Меценатство, и в еще большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатель одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы.
Выводы
Итак, каждый этап изменения благотворительной помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи. Он связан и со сменой идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода. В ходе рассмотрения данного вопроса на разных этапах становления, выявлена закономерность в организации благотворительности от отдельных лиц на Руси до государства. На всех этапах своего развития благотворительность была добровольной деятельностью. Всё самое прогрессивное в деятельности совершенствовалось с каждым этапом.
ГЛАВА 2. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1. Развитие благотворительности в современном обществе
История нашего Отечества богата собственным опытом становления и развития всех форм общественного призрения. По моему мнению, благотворительность как социокультурное явление существует на всех этапах развития общества и реализуется через формы, адекватные отдельной эпохе (например, религиозные формы — XII век, государственные - XYIII век, частные - XIX век). В современном постсоветском обществе также прослеживаются тенденции возрождения дореволюционных традиций, интереса к историческому наследию, потребностью в обществе духовных идеалов. Не случайно М.В.Фирсов на страницах «Истории социальной работы в России» утверждал, что «призрение нищих и юродство, инфатицид и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование – явления, имеющие свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе».
Девяностые годы уходящего в историю столетия ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб. Это тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.
В данных условиях, когда последствия финансово-экономических реформ ощущаются, прежде всего, социально незащищенными слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная деятельность. Появилась возможность создания российских благотворительных фондов, которые специализируются в различных сферах. Наиболее привлекательными сферами являются: «поддержка научных, учебных проектов, семей погибших и раненых военнослужащих, помощь детским домам, больницам, предоставление средств на дорогостоящее лечение и др.».
Основа для возрождения традиции благотворительности и меценатства уже есть. Это рождающийся сегодня средний класс российских предпринимателей.
Этот новый тип предпринимателей – это, как правило, скромная интеллигенция, которая раньше не имела ни каких возможностей для личной инициативы развития. Они чаще всего были основными «генераторами идей» в своих институтах, лабораториях, отделах, но этим все и ограничивалось. Сейчас они получили возможность реализовать свою энергию.
Интересно, что они производят очень хорошее личное впечатление. Это одаренные люди с большой, не только творческой, но и обычной трудовой энергией, очень инициативные, достаточно скромные в личном потреблении. В отличие от распространенных представлений, никаких Мерседесов у них нет, ездят на «Жигулях» или даже «Москвичах»; ни о каких Багамах, Флоридах и т.д. не может быть и речи – отдых на территории страны, и соответствующий образ жизни. Все эти люди ощущают огромную потребность в труде – это то, что у нас в обывательской среде называется «трудоголики».
Именно усилиями этих людей сегодня создаются зачатки благотворительности и меценатства.
Это люди - по своим принципам близкие к революционным, но в отличие от того времени, когда формообразующим элементом были в основном мещане, у нас такой элемент – интеллигенция.
И эта интеллигенция владеет той общей культурой, которая здесь необходима. Это очень развитые люди, люди очень много думающие. Им присущ, скажем так, «общественный инстинкт», для них имеет очень большое значение общественное благо, общественная значимость их работы. Такой человек не мыслит себя вне течения общественной жизни, вне общих интересов.
Таких предпринимателей сейчас довольно много. Их фирмы до сих пор существуют в начальной стадии своего развития. Деньги у этих фирм, где работают 20, 30, 50 человек, как правило, небольшие, возможностей широко развернуться, пока нет. Поэтому, естественно, и размеры благотворительной и меценатской деятельности здесь тоже ограничены. И, тем не менее, многие из них обнаруживают вполне определенные стремления проникать в социальную сферу, оказывать на нее какое – то воздействие, участвовать в социальной жизни.
Например, одна из фирм, которая производит товары народного потребления, предоставляет свою продукцию в органы соцзащиты, а те в свою очередь распределяют её, как гуманитарную помощь нуждающим. Другие фирмы организуют бесплатные курсы – профессиональные, компьютерные – для всех желающих. Третьи, например, ведут работу со школьниками в своем районе – устраивают для них олимпиады, занятия. Очень много есть разных вариантов. Там, где возможно, участвуют материально, а где можно, и просто своим трудом, своими знаниями, своей готовностью помочь в каком – то деле.
К детальному рассмотрению деятельности благотворительных организаций, осмыслению их роли в решении социальных проблем подтолкнули и процессы, происходящие в экономике, социальной сфере страны с начала 90-х годов XX века. Становление рыночной системы хозяйствования, капитализация общественного производства, безработица, детская безнадзорность, рост числа людей, оказавшихся на грани выживания – потребовали от органов государственной власти внести серьёзные коррективы в свою деятельность. Увеличение объёмов гарантируемых государством льгот, материальной и финансовой помощи различным категориям населения не привело к снижению социальной напряжённости в обществе.
Вместе с тем, очевидным стало положение, когда у государства не хватит ресурсов для обеспечения всех нуждающихся. Когда различные формы материальной помощи без партнёрского сотрудничества с коммерческими и некоммерческими организациями, без активного их привлечения и инвестирования благотворительных средств в сферу социальных услуг, будут малоэффективными.
Выработанные традиции не утратили своего значения и в наши дни, когда особенно остро встала потребность в дальнейшем совершенствовании как существующих государственных структур общественного призрения и создания новых, так и в развертывании различных форм общественной и частной благотворительности. Для наиболее успешного решения возникающих проблем нужно не только развивать благотворительную деятельность, но и разрабатывать эффективную социальную политику самого государства.
Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. В обществе каждое поколение получает наследие в виде опыта предшествующих поколений. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Она возникла в условиях первобытнообщинного строя, когда шло формирование человеческого общества, становление основных социальных институтов. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и неспособным самостоятельно ее преодолеть, ‑ это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освещаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.
Информация о работе Развитие благотворительности в современном обществе