Public Relations в политической сфере как специфический вид деятельности специалистов по связям с общественностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть политический PR в рамках специфической деятельности специалистов по Связям с общественностью.
Задачи исследования:
Рассмотреть возникновение политических технологий Public Relations на Западе;
Проанализировать развитие политических коммуникаций Public Relations в России;
Рассмотреть институциональную структуру Public Relations;
Изучить специфику деятельности политических Связей с общественностью;
Рассмотреть функции политического PR;
Изучить правовую базу управления Public Relations.

Содержание

Введение

Глава 1 История развития Связей с общественностью в политической сфере.
Возникновение политических технологий Public Relations на Западе
Развитие политических коммуникаций Public Relations в России

Глава 2 Институт Связей с общественностью в сфере политики.
2.1 Институциональная структура Public Relations
2.2 Специфика деятельности политических Связей с общественностью

Глава 3 Деятельность Связей с общественностью в политической сфере.
3.1 Функции политического PR
3.2 Правовая база управления Public Relations

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

ККР.docx

— 77.32 Кб (Скачать)

При этом так и остается загадкой, как различить два этих оттенка  работы по связям с общественностью - граница размыта, и определения, какой именно PR будет считаться черным, какой белым, выработать невозможно. Однако понятие «черного» пиара ничего в себе не несет хотя бы потому, что технологий, используемых для связей с общественностью или политических акций, существует бесконечное множество. Политические PR-технологии получили наибольшее распространение в избирательных кампаниях.

PR и политика Public Relations (связи с  общественностью) сегодня – это  целая система специфической  деятельности в экономической,  политической, социальной, культурной  и других сферах. По аналогии  с экономикой, можно предположить, что потребность систематизации  связей с общественностью в  политической сфере объяснима  развитием политической системы,  общественных отношений, гражданского  общества, когда заметно возрастает  значимость общественного мнения. Политическая власть, обретаемая, как  правило, через процедуру выборов,  исполнение властных полномочий, связанное с необходимостью создания  привлекательного образа той  или иной управленческой персоны  или структуры, наконец, обособление  местного самоуправления от государственной  власти и повышение его значимости  для локальных групп населения  – все это вызывает необходимость формирования устойчивого института PR - политического.

В России ежегодно на политический PR затрачивается около 200 млн долларов. Технологии PR в политической деятельности отличаются от PR в экономической  и социальных областях: с одной  стороны, основной сферой применения отношения  институтов, групп интересов и  лидеров по поводу власти, с другой стороны, в содержательном плане  политический PR имеет свою специфику. Привнесённый в российскую действительность публичными политиками и рассматриваемый  последними как эффективное средство легитимизации определённого статуса  и формирования необходимого общественного  мнения, PR представляет всё больший  интерес для отечественной политической науки. Этот интерес обусловлен не только и не столько новизной данного  феномена для отечественных исследователей, сколько перспективностью PR с точки зрения его научной разработки, начиная с понятийного и категориального аппарата, и заканчивая методологией. PR в области политики - это не секретное оружие, помогающее политикам манипулировать общественным сознанием; это совокупность технологий достижения политического успеха в условиях современного общества5.

По подсчетам экспертов, 60 – 70% заказов  в российских PR –агентствах приходится на политический PR. В этом существенной отличие российского рынка PR от западного, где лидируют финансовые и кризисные Public Relations.

Основной целью мероприятий  политического PR является создание и  поддержание позитивного публичного имиджа и положительного отношения  целевых групп (избирателей, чиновников, предпринимателей и т. д.) к деятельности политика или политической структуры (партии, избирательного блока и  т. п.). Политический PR можно назвать  технологией формирования общественного мнения6.

Таким образом, развитие деятельности по Связям с общественностью в  России имеют свою специфику. Отдельный путь формирования прошло такой направление как политический PR. Этот процесс схож с основными вехами становления PR западного, однако протекал  с неким опозданием. Тем не менее, именно западная культура сыграла роль в зарождении и становлении российского PR. Становление деятельности по Связям с общественности в России началось в 1988 году и прошло ряд этапов. На сегодняшний день политическая сфера  PR в России окрепла и имеет состояние приближенная к отдельному социально-политическому институту.

 

                 Глава 2 Институт Связей с общественностью в сфере политики.

2.1 Институциональная структура  Public Relations

Связи с общественностью во всем мире известны в качестве важного  элемента деловых отношений. Сегодня  можно говорить о PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления,  в работе правительств и государственных служб.

Информационная деятельность PR осуществляется через социальные институты, в функциональную программу которых входит продуцирование, обработка, хранение и трансляция информации. В зависимости от типа организационно-правового статуса политический институт PR разделяется на два вида:

  • Независимые (самостоятельная коммерческая структура – PR-агентства, консалтинговые группы, консультационные центры)
  • Штатные (специализированное структурное подразделение в коммерческой, общественной государственной структуре – центры общественных связей, PR-департаменты, управления и отделы по связям с общественностью, пресс-службы, осуществляющие информационное обеспечение деятельности государственных структур – органов государственной власти и управления, образовательных структур, государственных СМИ7.

     В любом случае, независимо  от формы функционирования PR-подразделений, основной их задачей является обеспечение связей с гражданами и их объединениями, а также оказание содействия реализации законодательства, содействие становлению институтов гражданского общества.

Исходя из функциональной программы  деятельности институтов PR, можно определить три типа субъектов:

  • Институты PR, ориентированные на оказание консультационных и организационных услуг в сфере политики. К ним относятся независимые PR-структуры, специализирующиеся на политическом консалтинге.
  • Институты PR, обеспечивающие бизнес-коммуникации, ориентированные преимущественно на продвижение на рынок торговой марки, товара, предприятия.
  • Институты PR органов государственной власти и управления, основные задачи которых сводятся к информационному обеспечению деятельности органов государственной власти и информационного взаимодействия общества и власти. Это центры общественных связей, департаменты, управления и отделы по связям с общественностью, пресс-службы федеральных, региональных и местных органов власти.  

Структура политического института  PR в России выглядит следующим образом:

По типу функциональных программ институты PR можно разделить на:

  • Ориентированные на оказание консультационных и организационных услуг в сфере политики;
  • Обеспечивающие бизнес-коммуникации;
  • Оказывающие услуги во всех социальных сферах.

 

По типу  принадлежности:

  • Институты PR органов государственной власти и управления;
  • PR-структуры политических партий и объединений.

 

По принципу работы:

  • Ориентированные на западный опыт;
  • Ориентированные на российский опыт.

 

По организационной структуре:

  • Жесткая или либеральная;
  • Линейная, функциональная или линейно-фукнкциональная;
  • С постоянно действующим штатом или набором сотрудников «под проект».

А также разделяются по наличию  или отсутствию региональной сети.

Самой распространенной формой институализации  связей с общественностью в политической сфере является внутреннее подразделение. Такое подразделение, создаваемое внутри организации, может состоять из одного специалиста или включать несколько сотен сотрудников. Так, у каждой политической партии есть собственное PR-подразделение. А в органах государственной власти такое подразделение имеет обширную структуру с множеством отделов. Политические лидеры и партии прибегают к услугам независимых PR-агентств или же имеют свои штатные PR-подразделения. Штатное подразделение имеет множество преимуществ перед независимым агентством. Например,  сотрудники являющиеся служащими организации лучше знают состояние дел, внутреннюю политику и культуру организации, мобильнее и оперативнее решают проблемы. Однако не обходится и без недостатков – сотрудники штатного подразделения могут быть необъективны  по отношению к своему руководству, в отличие от сотрудников сторонних агентств8.

Таким образом, Связи с общественностью в настоящее время представляют собой сформированный и оформившийся институт, подразделяющийся по типам и формам работы с политическими организациями. Институт PR функционирующий в сфере политики, имеет несколько направлений – ориентированный на политический консалтинг, на обеспечение бизнес - коммуникации и на деятельность по Связям с общественностью в органах государственной власти. Услуги политического PR настолько необходим в политике, что все политические лидеры и партии имеют в своем штате PR – подразделения или же периодически прибегают к услугам независимых PR-агентств.

2.2 Специфика деятельности политических Связей с общественностью.

Максимальное  развитие политическое направление PR в России получило с формированием института выборов. В свою очередь политическая направленность PR находит себя и проявляет во всей красе в ходе избирательных компаний. PR в избирательной компании – это сознательная организация коммуникации политической фигуры или группы с различными социально-профессиональными группами в обществе, направленная на достижение  понимания, согласование и взаимоприемлемых интересов, привлечение на свою сторону и получение определенных политических, социальных и экономических результатов, главным, но не единственным среди которых, является победа на выборах.

Всякая масштабная политическая кампания представляет собой скоординированные, целенаправленные и рассчитанные на решение одной или нескольких задач, которые должны приблизить организатора кампании к стратегической цели. Кампании преимущественно планируются и  проводятся ради того, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме, разрешить или каким-либо образом  исправить или же изменить общую  социальную ситуацию. Любая массовая кампания — это сложное явление  политического процесса, которое, как  правило, почти никогда не протекает  стихийно. Именно вследствие заблаговременно  спланированных, организационно подготовленных и обеспеченных соответствующими ресурсами  акций, принимающих форму массовой кампании, политический процесс получает определенную направленность и позволяет политическим институтам достичь успеха в своей деятельности, приблизиться к поставленной цели. И тот, кто владеет искусством организации и проведения политических кампаний, всегда имеет больше шансов на успех. Это особенно справедливо, когда речь идет об избирательном процессе в условиях демократического общества9.

Принципами функционирования служб по связям с общественностью в политике являются:

  •         Принцип демократии, являясь основополагающим принципом функционирования структур по связям с общественностью органов власти, означает не просто терпимость к позициям и устремлениям людей, доверие к гражданам, но и необходимость "прислушиваться" к их позиции, выраженной в общественном мнении.
  •          Принцип альтернативности. Если социальная жизнь многосубъектна и разнонаправлена, а общественные отношения строятся на альтернативности, то управление также является вариативным и порождает неисчерпаемость управленческих альтернатив: в постановке целей, выборе партнеров по совместной деятельности, в применении технологий управления и т.д. В рамках же регламентированного построения социальных взаимоотношений необходимость в службах по связям с общественностью просто не возникает.
  •         Принцип бесконфликтности. Он связан с ненасильственным характером социальных взаимоотношений. Особую роль в реализации принципа ненасилия играет PR-коммуникация.

Признание связей с общественностью как социального института является одной из институционных мер, направленных в обществе на утверждение идеи правового государства. С другой стороны, в демократическом обществе право является главной регулирующей нормой политического общения и социального диалога.

Главной ареной политического PR является технология выстраивания избирательных кампаний. Здесь можно выделить несколько направлений, которые могут выполняться как комплексно, так и отдельно:

  1. Создания имиджа политика или партии. Данное направление является важнейшим в предвыборной кампании. По мнению политтехнологов, лишь на 7% успех политического лидера зависит от того как он говорит, а на 55% - от того, какое он производит впечатление. Именно имидж становится связующим звеном между политиком и населением. Работа имиджмейкеров многоплановая и длительная. Как правило, над имиджем депутата работа ведется до и после предвыборной гонки, так как формирование определенного закрепившегося образа в сознании общественности процесс длительный.
  2. Работа со СМИ. Включает в себя целый комплекс мер по привлечению и удержанию внимания к политическому лидеру или партии. Это – освещение в СМИ событий в ходе избирательной кампании. Причем задача PR-специалистов охватить все возможные СМИ – телевидение, радио, печатные издания. Доказано, что даже частое «мелькание» в СМИ способствует росту популярности.
  3. Политический консалтинг. Специалисты по Связям с общественностью оказывают услуги консультирования в работе с политическим лидеров, организацией.
  4. Кризисный PR. У политических структур должна быть программа действия в кризисных ситуациях. Основной задачей PR-службы является уменьшить негативное последствие возникшего кризиса.

Деятельность PR служб структур в политике связана с представлением различных сторон, компонентов, составляющих государственных интересов. Соответственно, и партнер, к которому она обращается, выступает не как индивид-потребитель товара (услуг), а как гражданин, ассоциированный в какую-либо организацию, или в качестве индивидуального политического субъекта.

Служба  связей с общественностью в политической организации является равноправным участником выработки, принятия и реализации управленческих решений, и в этом качестве учет ее корпоративных интересов, прямое включение в процесс управления обеспечиваются адекватным статусом, совокупностью прав и обязанностей, позволяющих активно влиять на действия администрации или руководства.

Информация о работе Public Relations в политической сфере как специфический вид деятельности специалистов по связям с общественностью