Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:21, курсовая работа
В курсовой работе на тему «Психосоциальная работа в пенитенциарной системе» раскрыта сущность системы психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях и методов психосоциальной работы с осужденными как элемента данной системы.
Введение....................................................................................................................4
1 Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях
1.1 Характеристика современной российской пенитенциарной системы...........7
1.2 Правовые аспекты психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях………………………………………………………………………………10
1.3 Функции психосоциального работника в пенитенциарной сфере................12
2 Психологический и социальный аспект преступности
2.1 Влияние заключения на психику осужденного.............................................15
2.2 Отношение общества к осужденным……………………………………….17
3 Психосоциальная работа с заключенными
3.1 Понятие социальной адаптации в психосоциальной работе........................18
3.2 Содержание и методы психосоциальной работы с осужденными...............22
Заключение..............................................................................................................27
Список использованных источников литературы...............................................29
Этап выработки адаптационных навыков и способностей играет важную роль, так как впоследствии должен облегчить социальную адаптацию. Этот период во многом зависит от тех установок и ценностей, которые индивид вынес из мест лишения свободы. Средствами убеждения, а подчас и принуждения социальный работник должен добиться нейтрализации или уменьшения антиобщественной установки личности, если таковая имеется [17, c.57].
На этом этапе основными задачами работы с осужденными являются: формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в ИТК с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей; формирование субъективной готовности к восприятию воспитательного воздействия; оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни; формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению [8, c.33].
Решая данную задачу, сотрудники ИТК акцентируют внимание осужденных на том, что их пребывание в колонии - явление временное, которое надо использовать разумно - подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время профессию и определенные знания, навыки в общении с другими людьми, научиться владеть собой.
Приспособительный этап связан с решением самим освобожденным насущных жизненных проблем, связанных с бытовым и трудовым устройством [17, c.57].
В ходе этого этапа решаются такие задачи, как: формирование установки на законопослушное поведение после освобождения; приобретение освобожденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии; обеспечение получения освобожденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей; включение освобожденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую и т.д.[3, c.35].
При проведении работы с освобожденными «учитываются их ценностные ориентации. Сами бывшие осужденные отдают приоритет семейному благополучию, наличию настоящих друзей, интересной работе, и все они ориентированы на период после освобождения. Более половины опрошенных считают отрыв от семьи самым тяжким ограничением в колонии» [21, c.11].
Этап усвоения социально полезных ролей наиболее сложен и противоречив, связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного, происходит изменение социальных ролей, ломка стереотипов поведения, сознания [17, c.57].
Основными задачами данного этапа являются: не допущение влияния неблагоприятного социального окружения; формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других; проведение бесед, посвященных пропаганде здорового образа жизни [5, c.31].
Этап правовой адаптации предполагает утверждение и закрепление в сознании судимого лица значимых установок и целей исправления [17, c.57].
Этот этап предполагает решение следующих задач: формирование понимания освобожденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.); формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление; воспитание привычки правопослушного поведения, осознания ответственности за свои поступки [1, c.5].
Одними из наиболее эффективных методов психосоциальной работы с осужденными являются такие методы, как:
1) арт-терапия – метод невербальной коммуникации, в ходе которой происходит диагностирование не только актуального состояния человека, но и истории его развития (в данном случае, как правило для оценивания эмоционального состояния заключенного используют так называемые рисуночные тесты, позволяющие понять скрытые переживания осужденного);
2) метод нервно-мышечной релаксации – эффективное расслабление и снятие избыточного нервно-психического напряжения [10, c.316] (производится посредством принятия определенной позы, в соответствии с которой в сознании человека непроизвольно проецируются положительные эмоции);
3) групповая психотерапия, т.е. лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально организованной управляемой средой, где каждому осужденному, готовящемуся к освобождению, предлагается сыграть роль человека, только что оказавшегося на свободе, эту роль поочередно исполняют все лица, готовящиеся к освобождению, роли других участников ситуации (друзей, родителей, коллег по работе и т.д.) исполняют другие осужденные, а также руководители занятий [7, c.58];
4) социальный тренинг который предполагает выработку такого поведения, которое является приемлемым как для самого индивида, так и для общества в целом, обучает управлять своими эмоциями, планировать будущее, управлять эмоциями и т.д.;
5) поведенческая психотерапия – изменение поведения клиента под воздействием положительных стимулов, обучение таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию;
6) аутогенная тренировка (самовнушение) которое можно определить как волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию или его реализации.
Основной целью психосоциальной работы является исправление, то есть «целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на то, чтобы привить нравственные ценности, помочь человеку избавиться от каких – либо недостатков, отрицательных привычек, пороков характера» [13, 156].
Социальная адаптация лиц, отбывших наказание, изменение по ряду причин содержания личности осужденных, отрицательное отношение к ним окружающих, безынициативность судимых лиц или их нежелание трудится и т.д. невозможна без оказания им соответствующей помощи со стороны государственных и общественных организаций. Психосоциальная работа с лицами, отбывшими наказание, заключается прежде всего в наделении их такими социальными статусами, которые обеспечивали бы им нормальный, с точки зрения общества, образ жизни. Наиболее важным социальным статусом личности является место в системе распределения труда, а следовательно, и в распределении материальных и духовных благ. Поэтому центральная задача государства в отношении лиц, отбывших наказание, заключается в их трудоустройстве.
Лица, отбившие наказание, возвращаются в общество с разными жизненными планами. Одни порывают с преступным прошлым, другие не намерены этого делать. Для предупреждения преступлений со стороны судимых лиц необходимы контроль за ними, выявление неисправившихся и приспособление их к нормальному образу жизни.
Таким
образом, система
мер психосоциальной
работы с лицами отбывающими наказание,
включает в себя: контроль за судимыми
лицами с целью выявления тех из них, которые
нуждается в помощи в процессе приспособления
и нормальным условиям жизни, а также в
целях выявления неисправившихся лиц; оказание
помощи судимым лицам в их социальной
адаптации (трудоустройство, бытовое устройство,
материальная помощь и т. п.); применение воспитательных
и принудительных мер в отношении неисправившихся
способных совершить новые преступления.
Заключение
Решение проблем заключенных состоит, возможно, в разработке государственной программы по обеспечению занятости и социальной обустроенности осужденных в период отбывания наказания и после освобождения, в принятии закона о социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы. Принятие подобного рода законодательных актов задерживается, прежде всего, из-за отсутствия необходимых экономических условий.
Псохосоциальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой – либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого, всеми разрешенными законом способами. При проведении психосоциальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой.
Деятельность психосоциальных работников предполагает выполнение ими ряда функций: наблюдателей, «адвокатов», администраторов, контролеров и социальных посредников. То есть можно сделать вывод о том, что функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала.
Уголовный мир, среда мест заключения – особый мир со своими законами и правилами, обеспечивающими выживание тому, кто строго их придерживается. Наряду с правовыми и психологическими факторами они влияют на возникновение различного рода девиаций в поведении заключенных. Как следствие происходит деформация личности заключенного.
Социальная адаптация, как одна из целей психосоциальной работы, в данном случае подразумевает приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих нормально жить бывшему осужденному в обществе свободных людей.
Систему мер психосоциальной работы с лицами, отбывающими наказание, можно обобщенно определить как: контроль за судимыми лицами с целью выявления тех из них, которые нуждается в помощи в процессе приспособления и нормальным условиям жизни, а также в целях выявления неисправившихся лиц; оказание помощи судимым лицам в их социальной адаптации (трудоустройство, бытовое устройство, материальная помощь и т. п.); применение воспитательных и принудительных мер в отношении неисправившихся способных совершить новые преступления.
В рамках психосоциальной работы социальная адаптация предполагает четыре основных этапа: этап выработки адаптационных навыков и способностей, т.е. нейтрализацию или уменьшение антиобщественной установки личности; приспособительный этап связанный с решением самим освобожденным насущных жизненных проблем (трудового и бытового устройства); этап усвоения социально полезных ролей на котором происходит изменение социальных ролей, ломка стереотипов поведения, сознания; этап правовой адаптации предполагающий утверждение и закрепление в сознании судимого лица значимых установок и целей исправления.
Психосоциальная работа с лицами, отбывающими наказание, заключается, прежде всего, в наделении их такими социальными статусами, которые обеспечивали бы им нормальный, с точки зрения общества, образ жизни. Наиболее важным социальным статусом личности является место в системе распределения труда, а следовательно, и в распределении материальных и духовных благ. Поэтому центральная задача государства в отношении лиц, отбывших наказание, заключается в их трудоустройстве.
Но
зачастую возникает ситуация, что
общество вместо того, чтобы позаботиться
о тех, кому особенно сложно в непростой
для них ситуации, подчеркивает их гражданскую
ущербность, подвергает, быть может, еще
более жестокому наказанию. В данном случае
именно психосоциальная работа в пенитенциарных
учреждениях является основным механизмом
адаптации осужденных.
Список
использованных источников литературы
1.
Авдеев В. Актуальные вопросы
лишения свободы
2. Адаптация осужденных к среде ИТУ: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Селиванова. – Рязань, 1984. – С. 63-120
3.
Бабушкин А. В. Основы
4.
Баграева Е.Г. Субкультура
5. Журавлев В.Л. Основы, принципы и организация процесса воспитательно – педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных / В.Л. Журавлев // Преступление и наказание. – 2002. - № 4. – С. 25-40
6. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Суровой. – Рязань, 1993. – 390 c.
Информация о работе Психосоциальная работа в пенитенциарной системе