Психосоциальная работа в пенитенциарной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:21, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе на тему «Психосоциальная работа в пенитенциарной системе» раскрыта сущность системы психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях и методов психосоциальной работы с осужденными как элемента данной системы.

Содержание

Введение....................................................................................................................4
1 Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях
1.1 Характеристика современной российской пенитенциарной системы...........7
1.2 Правовые аспекты психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях………………………………………………………………………………10
1.3 Функции психосоциального работника в пенитенциарной сфере................12
2 Психологический и социальный аспект преступности
2.1 Влияние заключения на психику осужденного.............................................15
2.2 Отношение общества к осужденным……………………………………….17
3 Психосоциальная работа с заключенными
3.1 Понятие социальной адаптации в психосоциальной работе........................18
3.2 Содержание и методы психосоциальной работы с осужденными...............22
Заключение..............................................................................................................27
Список использованных источников литературы...............................................29

Работа содержит 1 файл

курсак мой.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    Каждое  из этих направлений содержит компоненты психосоциальной работы. Но в данном случае психосоциальную работу необходимо рассматривать «как самостоятельную деятельность, которая не является средством исправления и перевоспитания заключенных, а обеспечивает успешное развитие этих процессов» [3, c.10].

    Таким образом, психосоциальную работу в пенитенциарных учреждениях следует рассматривать не как часть какой – либо другой работы, а как самостоятельный вид деятельности, предусматривающий защиту интересов и прав наказуемого, всеми разрешенными законом способами. Но при проведении психосоциальной работы необходимо учитывать интересы иных видов деятельности и соотносить ее с определенной режимной, воспитательной, образовательной или иной нагрузкой. 
 

    1.2 Правовые аспекты психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях 

    Можно по праву предполагать, что в России еще только зарождается опыт психосоциальной работы с заключенными. Одной из функций психосоциального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных.

    В 1995 г. приказом МВД Российской Федерации  были утверждены новые правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах (СИЗО). В соответствии с этим документом права заключенных были значительно расширены, например, были отменены все ограничения по переписке. Находящиеся в СИЗО получили так же разрешение распоряжаться имуществом, участвовать в гражданско – правовых сделках и заключать браки. В СИЗО были введены платные услуги для заключенных с целью улучшения их бытовых условий [23, c.97].

      «Кроме предусмотренных льгот – увеличения количества свиданий, посылок, писем и передач, по желанию заключенным разрешаются встречи и общение со священником. Выходные и праздничные дни за пределами колонии приобретают реальные формы. Положительно характеризующимся осужденным разрешается совместное проживание с супругами вне колонии. За хорошее поведение предусмотрены специальные денежные премии – процент от минимального размера оплаты труда. Месячная оплата не может быть ниже установленного минимума. Продолжительность рабочей недели осужденных не может превышать норму, установленную законодательством о труде – 40,8 часов в неделю» [15, c.130]. На эти и другие положения обращено внимание в Специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 20 мая 2000 года. Подчеркивается усиление исправительных функций пенитенциарных учреждений и необходимость привлечения их в деятельность квалифицированных специалистов.

    Состояние и условия содержания в местах лишения свободы «хронически  больной вопрос, который связан с  перенаселенностью, заболеваниями, отсутствием  должной медицинской помощи, жестокостью  обращений. Центральное место в  решении имеющихся проблем занимает принятие и выполнение соответствующих нормативных правовых актов и эффективная подготовка кадров для правоохранительных органов» [12, c.29].

    В соответствии с исправительно –  трудовым законодательством в ИТК  осуществляется всеобщее среднее образование осужденных из числа молодежи. В последнее время во многих ИТК открылись и учебные группы высших учебных заведений (заочная и вечерняя формы). Возможность получения образования имеет несомненную социальную значимость для заключенных: повышается их социальный статус; препятствует интеллектуальной и культурной деградации, которым подвержены большинство попавших в заключение; открывает большие возможности реализации внутренних потенциалов заключенных, способствует развитию навыков прогнозирования собственного поведения; помогает выработать адекватную самооценку и т.д. [20, c.236].

    В соответствии со статьей 51 Уголовно – исполнительного кодекса РФ закреплено материально – бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы «которое представляет собой комплекс организационных мероприятий проводимых на основе норм уголовно – исполнительного законодательства направленных на создание условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности осужденных в период отбывания наказания» [19, c.128]. Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь психосоциального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового и правового обеспечения, психологической помощи и поддержки, обеспечением законности при исполнении наказания в виде лишения свободы, при несоблюдении этих норм психосоциальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям.

    Также психосоциальный работник может осуществлять связь между родственниками заключенного и заключенным, следить за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании конфликтов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного, в функции психосоциального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных.

    В соответствии с требованиями Всеобщей Декларации прав человека психосоциальные работники призваны выступать против возможного жестокого или унижающего достоинство человека обращения с заключенными, добиваться улучшения санитарно – гигиенических условий их проживания, проводить меры по охране здоровья и т. д.[20, c.237].

    Таким образом, этот аспект деятельности психосоциальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, «адвокатов», психологов, администраторов, контролеров и социальных посредников. 

    1.3 Функции психосоциального работника в пенитенциарной сфере 

    Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях имеет свои специфические особенности.

    Во-первых, она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях; во-вторых, ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной строссогенностью; в-третьих, она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико – правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и «тюремного мира»; в-четвертых, она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания; в-пятых, она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в рессоциализации и адаптации к внешнему миру; в-шестых, психосоциальный работник объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира. Он способствует поиску социально приемлемых точек соприкосновения обеих сторон в этих отношениях [16, c.97].

    В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции психосоциальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать  
свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не  
нарушались права осужденных; помогать советом родственникам  
заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы;  
помогать заключенному в регулировании конфликтов; подготовить  
заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему  
жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую  
сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым.

    Основными задачами психосоциальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально – полезных связей между заключенным и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка к освобождению и ресоциализации. Обязанностью психосоциального работника является так же работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи [20, c.237].

    Функции психосоциальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются прежде всего в оказании помощи заключенным: «в осознании необходимости изменения своей судьбы, установление с этой целью плодотворных и содержательных отношений с клиентами, проведение диагностической подготовки; в анализе своих противоправных поступков и потребностей; в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта; в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например умения принимать ответственные решения; в решении административных и финансовых вопросов» [20, c.237-238].

    В качестве основополагающих функций можно выделить такие функции, как: психолого-педагогическая диагностика личности осужденного; разработка совместно с администрацией ИТУ программ социально – психологической и профессиональной реабилитации осужденных; адаптация осужденных к среде ИТУ.

    На  современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности психосоциальных работников, которая заключается в том, что психосоциальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно – массовой, правовой и спортивно – оздоровительной работе.

    То  есть функции пенитенциарного психосоциального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Психологический  и социальный аспект преступности 

    2.1 Влияние заключения на психику осужденного 

    На  личность человека в условиях социальной изоляции воздействуют разного рода психогенные факторы, которые приводят к невротическим реакциям, суицидальным попыткам, психическим расстройствам и т. д. Тюремное заключение часто приводит к необратимым изменениям в психике.

    Психогенные факторы, влияющие на психику заключенных, можно условно разделить на семь групп факторов: групповая изоляция,  монотонность, изменение восприятия пространственной структуры, одиночество, информационная истощаемость, угроза для жизни и здоровья, десинхронизация ритмов сна и бодрствования [10, с. 309-312].

    Групповая изоляция предполагает, что заключенный находится в относительно небольшом и однородном коллективе, члены которого вынуждены постоянно общаться друг с другом. Она сопровождается постоянной публичностью и невозможностью уединиться, поэтому через некоторое время в коллективе заключенных появляется напряженность во взаимоотношениях, растет количество конфликтов, в поведении усиливается открытая враждебность, как следствие появляются отвергаемые члены группы.

    Монотонность ведет к формированию у заключенных чувства утраты связи с реальностью: дни кажутся однообразными и похожими друг на друга, количество новых лиц, новых связей и новой информации значительно ограничено.

    Изменение восприятия пространственной структуры объясняется тем, что количество объектов вокруг заключенного ограничено: у многих, особенно тех, кто долго находился в закрытом пространстве (например, следственном изоляторе), появляется боязнь открытого пространства, подобные пространственные ограничения формируют у осужденных либо апатию, либо повышенную агрессивность.

    Одиночество возникает вследствие того, что осужденные имеют возможность общаться в пределах камеры с себе подобными, но не имеют возможности в полной мере удовлетворять потребность в общении с близкими людьми.

    Информационная истощаемость связана с ограничением потока какой – либо информации с достаточно высоким интеллектуальным уровнем.

    Угроза для жизни и здоровья может возникнуть несмотря на жесткий режим и наблюдение со стороны персонала: как правило, такая угроза может быть вызвана проблемами межличностных взаимоотношений, строгой иерархичности тюремного общества, а так же заболеваниями и слабостью медицинского обслуживания.

    Десинхронизацию ритмов сна и бодрствования можно определить как невозможность занять свободное время трудом или учебой, которое приводит к тому, что многие впадают в своеобразную «спячку», когда сон занимает большую часть дня, по всей видимости, это является одной из защитных реакций организма на постоянное воздействие психогенных факторов окружающей среды.

    Все эти факторы деформируют личность заключенного, способствуют обезличиванию тюремной среды. В таких условиях человеку приходится быть либо чрезмерно агрессивным, либо незаметным, в зависимости от занимаемого положения.

Информация о работе Психосоциальная работа в пенитенциарной системе