Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:21, курсовая работа
В курсовой работе на тему «Психосоциальная работа в пенитенциарной системе» раскрыта сущность системы психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях и методов психосоциальной работы с осужденными как элемента данной системы.
Введение....................................................................................................................4
1 Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях
1.1 Характеристика современной российской пенитенциарной системы...........7
1.2 Правовые аспекты психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях………………………………………………………………………………10
1.3 Функции психосоциального работника в пенитенциарной сфере................12
2 Психологический и социальный аспект преступности
2.1 Влияние заключения на психику осужденного.............................................15
2.2 Отношение общества к осужденным……………………………………….17
3 Психосоциальная работа с заключенными
3.1 Понятие социальной адаптации в психосоциальной работе........................18
3.2 Содержание и методы психосоциальной работы с осужденными...............22
Заключение..............................................................................................................27
Список использованных источников литературы...............................................29
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Федеральное агентство по образованию
Филиал
в г. Красноярске
Кафедра
социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
На
тему: Психосоциальная работа в пенитенциарной
системе
Красноярск, 2007
Реферат
В курсовой работе на тему «Психосоциальная работа в пенитенциарной системе» раскрыта сущность системы психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях и методов психосоциальной работы с осужденными как элемента данной системы.
В первом разделе «Социальная работа в пенитенциарных учреждениях» рассмотрена характеристика современной российской пенитенциарной системы, правовые аспекты психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях и функции психосоциального работника в пенитенциарной сфере.
Во втором разделе «Психологический и социальный аспект преступности» рассмотрены основные характеристики воздействия заключения на личность осужденного и отношение общества к заключенным.
В
третьем разделе «
Курсовая работа может быть использована в качестве методического материала для изучения общепрофессиональных дисциплин.
Курсовая
работа выполнена на 29 страницах, использовано
23 источника литературы.
Содержание
Введение..................
1 Психосоциальная
работа в пенитенциарных
1.3 Функции
психосоциального работника в
пенитенциарной сфере..........
2 Психологический
и социальный аспект
2.1 Влияние
заключения на психику
2.2 Отношение
общества к осужденным………………………
3 Психосоциальная работа с заключенными
3.1 Понятие
социальной адаптации в
3.2 Содержание и методы психосоциальной работы с осужденными...............22
Заключение....................
Список
использованных источников литературы....................
Введение
На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей, требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных "социальных" болезней. Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной психосоциальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным.
Ситуация
осложняется тем обстоятельством, что
современная психосоциальная работа находится
на этапе становления. Без преодоления
отмеченной "теоретической недостаточности"
наладить эффективную работу пенитенциарной
системы
ориентированной на перевоспитание преступивших
закон и становление их в
качестве полноценных членов общества
затруднительно.
Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС), осуществляемый в настоящее время, направлен на приближение к международным стандартам условий и порядка отбывания наказания осужденных к лишению свободы. Приоритет в исправительной работе отдается педагогическим и психологическим методам воздействия на осужденных, оказанию им помощи в решении социальных вопросов.
На сегодняшний день в России отсутствует федеральный закон о социальной помощи лицам, отбывшим уголовные наказания, и контроле за их поведением. Нет специальной службы по социальной реабилитации.
В связи с этим руководителям субъектов Российской Федерации необходимо усилить внимание к проблемам трудового и бытового устройства освобождающихся из мест лишения свободы изыскать возможность создания центров реабилитации для лиц с неадекватным поведением и людей, оказавшихся в конфликте с уголовным правосудием. Ведь завтра проблема их реабилитации будет стоять гораздо острее.
Таким образом, из вышесказанного следует, что тема исследования является одной из наиболее серьезных социальных и психологических проблем нашего времени.
Теоретическими предпосылками написания работы послужили труды посвященные вопросам социальной адаптации осужденных (В.И. Селиванова, М.В. Фирсова и Е.Г. Студеновой, И.Г. Зайнышева, В.В. Давыдова, В. Авдеева, В.Л. Журавлева, В.Г. Козюла, Л.В. Перцова); основам исправительной педагогики (А.И. Зубкова и М.П. Суровой, В.А. Никитина, Г.З. Цибульской); основам психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях (А.В. Бабушкина, Е.И. Холостовой и А.С. Сорвиной, а так же Энциклопедия социальной работы и методические материалы: Теория и практика социальной работы); психологическим аспектам лишения свободы (Е.Г. Баграевой, М.А. Гулиной); правовым аспектам пенитенциарной сферы (А.Е. Наташева, А.А. Игнатьева, а так же Уголовно – исполнительный кодекс Российской Федерации, Специальные доклады уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова и Российский бюллетень по правам человека).
Объектом исследования является психосоциальная работа; предметом – психосоциальная работа с осужденными как одно из направлений деятельности психосоциального работника в пенитенциарном учреждении.
Цель исследования рассмотреть психосоциальную работу с осужденными в системе психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях.
Задачами исследования являются:
1) описание основных характеристик современной российской пенитенциарной системы;
2) рассмотрение правовых аспектов и функций психосоциальной работы в пенитенциарной сфере;
3) описание влияния заключения на психику осужденных и отношения общества к заключенным;
4)
рассмотрение содержания и
1 Психосоциальная работа в пенитенциарных
учреждениях
Для
наиболее эффективного анализа функций,
принципов и методов деятельности
психосоциального работника в пенитенциарной
системе РФ
необходимо дать характеристику современной
Российской пенитенциарной системы.
Современная российская пенитенциарная система – это места предварительного заключения [14, c.298]:
1) изоляторы временного содержания (бывшие КПЗ), в них содержатся люди, подозреваемые в совершении преступлений, срок содержания – до 10, а по некоторым наиболее опасным видам преступлений до30 суток;
2) следственные изоляторы (СИЗО) предназначены для содержания обвиняемых, в том числе и тех, кто уже является подсудимым, а так же осужденных, приговоры в отношении которых еще не вступили в законную силу, кроме того, в пределах 7 % от общей численности содержащихся под стражей в СИЗО могут составлять лица, осужденные на срок до 3 лет за нетяжкие преступления;
3) учреждения, исполняющие наказание – исправительно - трудовые колонии (ИТК): основной вид учреждений для лиц, лишенных свободы, ИТК делятся на мужские (общего, строгого и особого, т. е. самого жестокого режима) и женские (общего и строгого режима) и воспитательно – трудовые колонии (ВТК): предназначены для содержания несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте от 14 до 18 лет (по рекомендации администрации колонии определением суда в интересах перевоспитания и исправления в ВТК могут быть оставлены осужденные в возрасте до 21 года), делятся на ВТК для мальчиков и для девочек; тюрьмы- учреждения с наиболее суровым режимом содержания, в тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК (бывают общего и строгого режима); исправительно – трудовые колонии (поселения): места исполнения более мягкого наказания, чем лишения свободы, они делятся на категории (для лиц, осужденных за неосторожные преступления, за умышленные преступления – осужденных не более чем на 5 лет; для лиц, твердо вставших на путь исправления и переведенных из ИТУ общего и строгого режима).
Уголовный кодекс предусматривает создание еще двух видов пенитенциарных учреждений в России - арестных домов для исполнения ареста на срок от 1 до 6 месяцев; мест отбытия ограничения свободы. Этими учреждениями ведает Главное управление исполнения наказания (ГУИН) – одно из 12 главных управлений в системе МВД (Министерства внутренних дел) [9, c.15].
Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора, при этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений.
Одна из основных задач этих учреждений – воспитательная работа с осужденными к лишению свободы, которая направлена на «их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня» [18, c.50].
Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.
Уровень развития социального организма определяется ролью, которую играет в нем психосоциальная работа, и статусом, который имеет психосоциальный работник. В развитых социальных системах политические и административные деятели обращаются за помощью к психосоциальному работнику каждый раз, когда стоящая перед ними проблема не может быть эффективно разрешена политическими или административными методами, но может стать предметом воздействия психосоциальной работы. Исходя из данного критерия, можно сказать, что психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях России сегодня находится еще только в начальной стадии развития. В зависимости от объекта психосоциальной работы, его состояния, характера разрешаемой задачи и политико – социального заказа приоритетными могут быть различные элементы психосоциальной работы: социальное исследование, социальная защита, социальное обучение и развитие (социальная педагогика), развитие инфраструктуры психосоциальной работы, социальное прогнозирование и планирование и т.д. [14, c.295].
Психосоциальная работа занимает особое место среди других видов воздействия на заключенных. Можно выделить несколько основных направлений исправления и перевоспитания заключенных: режим отбывания наказания, то есть система правоограничений и дополнительных обязанностей, возложенных на осужденного и направленных на достижение целей наказания; общественно полезный труд как обязанность осужденного и право лица, содержащегося под стражей; воспитательная работа (культурно – воспитательная, духовно – воспитательная работа, а так же самовоспитание); общеобразовательная подготовка; профессиональная подготовка; оперативная работа, направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений.
Информация о работе Психосоциальная работа в пенитенциарной системе