Психосоциальная работа в пенитенциарной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:21, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе на тему «Психосоциальная работа в пенитенциарной системе» раскрыта сущность системы психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях и методов психосоциальной работы с осужденными как элемента данной системы.

Содержание

Введение....................................................................................................................4
1 Психосоциальная работа в пенитенциарных учреждениях
1.1 Характеристика современной российской пенитенциарной системы...........7
1.2 Правовые аспекты психосоциальной работы в пенитенциарных учреждениях………………………………………………………………………………10
1.3 Функции психосоциального работника в пенитенциарной сфере................12
2 Психологический и социальный аспект преступности
2.1 Влияние заключения на психику осужденного.............................................15
2.2 Отношение общества к осужденным……………………………………….17
3 Психосоциальная работа с заключенными
3.1 Понятие социальной адаптации в психосоциальной работе........................18
3.2 Содержание и методы психосоциальной работы с осужденными...............22
Заключение..............................................................................................................27
Список использованных источников литературы...............................................29

Работа содержит 1 файл

курсак мой.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

    Уголовный мир, среда мест заключения – особый мир со своими законами и правилами, обеспечивающими выживание тому, кто строго их придерживается. Наряду с правовыми и психологическими факторами они влияют на возникновение различного рода девиаций в поведении заключенных.

    Уголовное сообщество – это примитивное общество, все институты которого основаны на «обычном праве». Это право не зафиксировано никакими официальными документами, а выработано обычаем, традицией, а зачастую и просто физической силой [4, c.57].

    Таким образом, уголовное сообщество –  это особый мир, особая культура. Главное  отличие этой культуры – двойственность положения человека внутри нее. С  одной стороны «он должен подчиняться  неформальным обычаям и обрядам, существующим в уголовной среде, а с другой стороны выполнять официальные требования администрации учреждения» [4, c.82], вызывая тем самым внутреннее противоречие. 

    2.2 Отношение общества к заключенным 

    Современное Российское общество, находящееся в  кризисной ситуации, переживает значительные изменения системы норм, ценностей, установок людей. Социальные изменения привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей, требуют их адаптации к новым условиям, что связанно не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения, но все это происходит в естественных для человека условиях, то есть вне изоляции от общества. Те, кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации, пополняют группы маргиналов, криминальная активность которых выше чем в других группах, вследствие чего произошел критический рост преступности.

    Человек, который осужден и отправлен в места лишения свободы, вынужден приспосабливаться к новой жизни, в корне отличающейся от той, что он вел на свободе. При этом, после освобождения из исправительно – трудового учреждения, ему вновь приходится пройти процесс адаптации на свободе.

    Данный процесс далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Одной из причин этого является сильное воздействие среды в зонах изоляции на тех, кто в них находится. Она зачастую крепко привязывает оступившихся к преступной среде, где велико влияние «уголовных традиций» на осужденных, особенно на молодежь, затрудняя реадаптацию и чуть ли не враждебное отношение общества к бывшим заключенным и возобновление родственных связей и контактов с ними основная масса пытается свести к минимуму.

    Стереотипное  общественное мнение не вникает в подробности судимости, оно подавляется одним только соображением – был в тюрьме, значит преступник. Общество вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно в непростой для них ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию. В данном случае именно социальная работа в пенитенциарных учреждениях является основным механизмом адаптации осужденных.

    3 Психосоциальная работа с заключенными 

    3.1 Понятие социальной адаптации в психосоциальной работе 

    Своевременно  не пресеченные проявления предпреступного  поведения закрепляются в поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей – такова первопричина социально – дезадаптивного поведения. В таких случаях одной из важнейших функций психосоциальной работы становится функция социальной адаптации.

    Социальная  адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды, социально – психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентаций группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы [10, c.10].

    Социальная  адаптация приобретает исключительную актуальность, как правило, в переломные периоды жизнедеятельности человека.

    Под социальной адаптацией понимается процесс  активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития [17, c.50].

    Все виды адаптации взаимосвязаны между  собой, но доминирующей является социальная. По мнению И.Г. Зайнышева, социальная адаптация - процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной деятельности, но и в русле самоуправления. Последнее предполагает требовательное, самокритичное отношение человека к самому себе, к своим мыслям и поступкам.

    Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации [17, c.51].

    Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного  опыта приспособления живого организма к среде, до сложнейшей социально – психологической адаптации личности в процессе ее социализации, которая «представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе» [22, c.257].

    Понятие «социализация» охватывает и образование, и воспитание, а так же всю совокупность стихийных воздействий, оказывающих влияние на формирование личности, на процесс включения индивидов в социальные группы [22, c.257].

    Так как социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. По мнению И.Г. Зайнышева, существуют четыре качественные стадии социальной адаптации: начальная стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей внутренне им не признается; стадия терпимости, когда и социальная среда и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга; стадия приспособления (аккомодации), которая связана со взаимными уступками, индивид признает и принимает систему ценностей среды, так же как и представители этой среды признают некоторые его ценности; стадия полной адаптации (ассимиляции), на этой стадии индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и принимает систему ценностей среды [17, c.58].

    Таким образом, социальная адаптация подразумевает  способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется.

    В практике психосоциальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в местах лишения свободы.

    Социальная  адаптация осужденных представляет собой одну из важнейших целей исправительной работы, проводимой в рамках развития и реформирования уголовно-исполнительной системы. Процессы демократических преобразований в российском обществе побудили органы, исполняющие уголовные наказания, к обеспечению новых, более высоких требований по защите гражданских прав и безопасности осужденных, содержащихся в исправительных (пенитенциарных) учреждениях.

    Пенитенциарное  учреждение представляет собой специализированное (преимущественно государственное) учреждение, предназначенное для выполнения функций наказания за уголовно – наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных [6, c.35]. Под которым понимают «отрасль социально – педагогической науки, изучающей организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания – как связанным, так и не связанным с лишением свободы» [11, c.382].

    Приоритет в исправительной работе отдается педагогическим и психологическим методам воздействия на осужденных, оказанию им помощи в решении социальных вопросов. Одним из факторов социальной адаптации осужденных является вовлечение их в образовательный процесс. В соответствии с Уголовно—исполнительным кодексом Российской Федерации осужденным предоставляется право получения общего, среднего, начального и высшего профессионального образования. Серьезной проблемой для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является их социальная адаптация в обществе, нахождение в нем своего места, достижение социальной, профессиональной и психологической устойчивости, исключающей антисоциальное поведение и возможность совершения рецидивных преступлений.

    Среди специфических задач уголовно-исполнительной системы одной из важнейших является подготовка осужденных к адаптации в социальной среде.

    Человек попадает в тюрьму как правило  надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет ее стены, ему предстоит  функционировать в непривычной  среде. В этот период заключенный  находится в очень тяжелом  состоянии: он неожиданно вырван из привычного мира и помещен в достаточно агрессивную среду [2, c.63].

    Социальная  адаптация есть приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих нормально жить бывшему осужденному в обществе свободных людей.

    Имеется ряд факторов, объективно осложняющих адаптацию этих граждан, которые по своему характеру противоречивы. С одной стороны, они должны оказывать положительное воздействие на осужденного, поскольку весь карательно-воспитательный процесс способствует созданию контрмотива преступной деятельности, показывая, что преступление влечет целый ряд неблагоприятных последствий. С другой – лишение свободы неизбежно связано с рядом отрицательных социальных последствий как для осужденного, так и для общества в целом [2, c.75].

    Одно  из таких последствий - разрыв многих социально полезных связей с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом по месту работы и т. д. Для того чтобы ослабить отрицательные последствия такого разрыва, закон предусматривает меры компенсационного характера: нет ограничений в переписке осужденных, они получают посылки, передачи свидания. Однако эти меры полностью заменить постоянное общение конечно, не могут.

    Вторым последствием является помещение осужденного в отрицательную среду таких же лиц, как он сам, т. е. преступников. Естественно, такая среда не может не оказать отрицательного влияния на осужденного, особенно если он впервые осужден и характеризуется небольшой степенью социально нравственной запущенности. Компенсационные меры выражаются в раздельном содержании впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

    Следующая трудность, осложняющая адаптацию, связана с тем, что осужденные во многих случаях не принимают решений: они не планируют свой бюджет, у них нет наличных денег, они не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания. Весь порядок жизни определяет администрация учреждения. Они становятся пассивными, отучаются принимать самостоятельные решения [2, c.79].

    Для облегчения социальной адаптации предусмотрена  специальная система норм, призванных, с одной стороны, помочь освобожденному в решении наиболее важных проблем, которые он в целом ряде случаев сам решить не может (трудовое, бытовое, жилищное устройство), а с другой - установить социальный контроль за теми освобожденными, от которых можно ждать каких-либо антиобщественных проявлений, в том числе совершения новых преступлений. 

    3.2 Содержание и методы психосоциальной работы с осужденными 

    Психосоциальная работа направленная на реадаптацию осужденных проходит четыре этапа: этап выработки адаптационных навыков и способностей, приспособительный этап, этап усвоения социально полезных ролей, этап правовой адаптации.

Информация о работе Психосоциальная работа в пенитенциарной системе