Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 23:19, контрольная работа
1. Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни:
а) Платон и Аристотель о природе социальных отношений;
б) социальные идеи раннего христианства и средневековья;
в) социальные воззрения мыслителей Нового времени.
Возникновение и развитие представлений об устройстве общественной жизни.
Проблема начала социологии.
Социология
начинает с присутствия, как математика
начинает с
"пространства" и "математической
точки" - с изначальных неопределимых
самотождественностей. Присутствие - это
беспредпосылочная данность (в том
числе, данность тематическая, а не только
эмпрически-предметная), видимая
непосредственность, то, что не вызывает
сомнения социолога, им пред-ставлено
и установлено, уже известно научному
знанию. Присутствие есть репрезентация
как способ выражения сущих социального
мира, посредством которого они
являются, становятся актуально данными,
ясными. Чувственно-сверхчувственный
"субстрат" репрезентации как раз
и обеспечивает очевидность присутствия.
Социология утверждает присутствие неких сущностей - "класса", "социальной группы", "семьи", "личности" - как присутствующих сущих социального мира, достоверных в их фактичности. В качестве непосредственной достоверности, - того, что наличествует как бы само по себе и понятно без понятия, достоверно для всякого сознания, - присутствие устраняет все допущения, поскольку отодвигает их к эмпирической данности. Присутствие "понятно без понятия" в том смысле, что предполагается, будто оно может функционировать без эксплицитного и исчерпывающего указания признаков, наличествует вне своего означающего и указывает лишь на самое себя. Иными словами, присутствие наделено значением (денотатом), но не смыслом (содержанием): оно настолько самоочевидно, что не нуждается в концепте и потому не подвержено концептуальной относительности. Какова бы ни была природа присутствия, его сложное, но единое значение призвано обеспечить целостность суждений о нем, не прибегая к эксплицитно определенному содержанию. То, что содержание присутствия элиминируется, предполагает его общедоступность, необходимость, очевидность.
Социологический опыт предстает "встречей" агента научного производства с объективным, принудительным fait accompli - присутствием. Социологический предмет есть переопределенное как данность или заданность научного познания присутствие сущего социального мира. Значение присутствия состоит, во-первых, в том, что оно постулируется как непосредственная достоверность, все же прочие социологические конструкты имеют опосредствованную и выведенную из него достоверность, т. е. им устанавливается иллюзия беспредпосылочности социологического познания. Во-вторых, присутствие отвечает на вопрос, каким образом может быть вообще дано сущее социального мира, и задает некое общее - пусть абстрактное, но предметно единое - видение социального мира. "На самом деле" присутствие существует в качестве эпистемологической структуры, изоморфной структурам социальной действительности. Оно является тем первоначальным пунктом развертывания социологического познания, где в абстрактном виде, в отвлечении от внутренних различий настоящее вне пространства-времени фиксируется как абсолютное, т. е. как себетождественность сущего-в-опыте иего атрибутивные свойств. Главное, что заключено в идее присутствия – это равенство с собой сущего социального мира, возведенное в ранг онтологического принципа, который служит отправной точкой разнообразных социологических построений.
Самотождественно присутствующее в некоем синхронном присутствии в роли субстанциального начала социального мира фигурирует под разными именами во многих социологиях: от марксистской (носителем присутствия здесь выступает труд как субстанция общества) до феноменологической (трансцендентальный субъект).
Присутствие не есть действительное начало социологии, предвосхищающее всякое иное начало. Оно не может обосновать само себя в точном смысле этого слова, поскольку его "непосредственность" имеет условиями своей возможности, как минимум, опосредствование социальными отношениями, в которых производятся социологические знания. Представляется невыполнимым требование постичь в критической рефлексии все социальные и эпистемологические опосредствования или исключить их на практике с помощью какой-либо организации социологического исследования. "Присутствие" есть прагматически обоснованная - с точностью до изоморфизмасоциологического опыта и социальных отношений - вера исследователя в "непосредственность", "данность", "себетождественность", et caetera, et cetera.
В
социологии представить что-либо, какие-либо
сущие социального мира, - значит поместить
перед собой наличное как предмет, как
противостоящее,
соотнести с представляющим исследователем,
и вынудить войти в это
определяющее отношение. Социология отождествляет
бытийствование сущего
социального мира с субъект-объектным
отношением - присутствием сущего для
устанавливающего научного представления:
"К
пред-мету, "противо-поставленному",
относится, во-первых, состав,
"что" пред-стоящего (essentia-possibilitas)
и, во-вторых, само предстояние
противостоящего (existentia). Предмет есть
это единство предстояния и
состава. Состав в своем пред-стоянии сущностно
отнесен к устанавливающей
деятельности пред-ставления как удостоверяюще-обеспечивающего,
планирующе-проектирующего процесса.
<...>
Бытие есть теперь предметная противопоставленность. Вопрос о предметной противопоставленности, о возможности такого противо-поставления (а именно устанавливающему, рассчитывающему представлению) есть вопрос о познаваемости". Истолкование социолога как субъекта, а социального мира как объекта познания, сведение бытийствования любого сущего социального мира к субъект-объектному отношению, овеществляет обе стороны этого отношения, делает социологию технической наукой.
Социология не только проверяет, но и институционализирует социальные факты. Речь идет уже не просто о концептуальной схеме социального мира, а о концептуальной схеме отношения социологии к этому миру. Чем объективнее представляется сущее социального мира, чем субъективнее, т. е. активнее и наступательнее, выставляет себя социолог, тем неукротимее социологическое исследование, и социология как наука о социальной реальности оборачивается наукой о социологе, социологией социологии. Социальный мир превращается в концептуальную схему, в социологическое представление во всех смыслах, и познать его можно, только изучая homo sociologicus, то, как он воспринимает и понимает социальный мир.
Социология рассматривает социальный мир как наличное постоянство - совокупность сущих или предметов социологического исследования.
Результатом
такого рассмотрения становится выявление
некоей основы, обосновывающей и эмпирический
социальный мир в целом, и каждое сущее
в нем в отдельности. Социальная наука
пытается выразить в понятиях отношения
основание/обоснованное, как они реализуются
применительно к сущим
социального мира и социальному миру,
т. е. постичь отдельное сущее и
социальную действительность в целом
из их основы. Социология есть
представление своего предмета в свете
его основания, как того и желал доктор
Фауст: "...А понял бы, уединясь, / Вселенной
внутреннюю связь, / постиг все
сущее в основе...". Производящая основа
как единство множества, как
целостность предмета социологии (нередко
называемая "социальной реальностью"
и якобы содержащая в себе все мыслимые
сущие социального мира) является прообразом
научного открытия. Социологическое познание
не
ноэтико-ноэматическая структура, а социальные
практики, момент конституции социального
мира. Раскрывая социальный мир как взаимосвязь
изначальных факторов, исследователь
стремится не только познавать, но и управлять,
не только объяснять общество, но и "реформировать"
его.
Социальный мир мыслится не как спонтанно возникший и изменяющийся, но как нечто политически обустроенное и научно окормл„нное. "Присутствие" служит исходным пунктом науки как непосредственно и наглядно данное рефлективно-созерцающему взору "еще до всякого теоретического мышления". Эта тема особенно важна для нас, потому что в социологии интерес к предмету нередко преобладает над интересом к знанию.
Кроме того, позиции даже такой сильной версии априоризма, как феноменология, в обществознании за последние годы усилились и в тех областях, которые традиционно считались вотчинами позитивизма. "Присутствие" сущего социального мира - несводимая "этость", событие, а не само сущее или его "сущность". Непосредственное присутствие определенного и определимого в своем феномене сущего есть "идеальный тип" феноменологической очевидности.
Содержанием этого "идеального типа" выступает возможность явления сущего социального мира и достоверность его определимости и определения. В пределе присутствие сущего социального мира - это отношение субъекта познания к объекту, сама объективность. (Всеобщая значимость присутствия может быть достигнута, если оно будет противопоставлено в качестве объекта абсолютному субъекту.) В качестве интеллигибельной структуры сущего социального мира, присутствие (das Anwesen) для социолога бoльшая реальность, чем само присутствующее (das Anwesende). Присутствие присутствующего не "вне" сущего-в-опыте, оно есть единство "понятия" с непосредственной достоверностью социологического опыта. Присутствие присутствующего есть, во-первых, "данность", обнаруживаемая в сущем-в-опыте, и, во-вторых, "схема", прилагаемая к нему, чтобы сделать его рационально постижимым.
Присутствие
поддается определению вне
"присутствие вообще", т. е. "универсалия".
"Присутствие вообще" как
возможность очевидности и открытости
социологического опыта не дано в нем
самом, находится за пределами любой действительной
личной перспективы и
может быть сопоставлено с "бытием"
метафизики. Социология мало что может
сказать о "присутствии вообще", потому
что, не принадлежа социологической
очевидности, оно задает этот тип очевидности.
Присутствие вообще - это то,
что представимо в сущих социального мира.
Оно лишено собственного
содержания, но лишь исходя из него, как
из регулятивной возможности
данности, фактичности в социальном познании,
формируется социологическое
вuдение. Суть этого вuдения задается оппозицией
"присутствие
вообще/социальная теория", понимаемой
как оппозиция "неопределенная
непосредственность/
вuдение не исчерпывает социологию как
таковую. Социология есть также и
социальное действие. Нельзя утверждать,
что практика есть нечто, абсолютно
противоположное теории. Всякая теория
не только не возможна вне
практического контекста, но и возникает
и функционирует посредством
специфической системы не только социологических,
но и социальных практик.
В отличие от естественных наук, в которых
данность предмета
опосредствуется методом исследования,
социологический mainstream полагает
себя в состоянии как бы непосредственно
схватывать присутствие сущего
социального мира. Апеллируя к присутствию,
социология тем самым уже
предполагает возможность самой себя.
Присутствие обосновывает иллюзию
пред-данности сущего социального мира,
его независимости от метода
социологического исследования.
Каков
характер социологического опыта, в результате
которого
сущее-в-опыте становится наличной данностью?
Изначальным присутствием,
выступающим условием возможности самого
предметного представления сущего социального
мира и потому фундирующим все остальные
присутствия, является cogito ergo sum - наличие
социолога. Cogito ergo sum проявляет фикцию
беспредпосылочного мышления: (в рационалистическом
мифе науки) считается, что присутствие
социолога ничем не обусловлено, в то время
как все другие присутствия им опосредствованы.
Допущение какого-либо присутствия означает,
что социолог, во-первых, сам определен
как присутствие и, во-вторых,
принимает участие в этом сущем-в-опыте.
Исследователь воспринимает сущее
социального мира сквозь призму присутствия:
в социологическом опыте дано не
сущее, а его присутствие. Такое восприятие
не есть нечто естественное.
Условием его действительности служит
исторически конкретное научное
производство. Присутствие de facto прозрачно,
но оно опосредствует отношение
исследователя к сущему-в-опыте, задает
форму социологического опыта.
На первый взгляд, присутствие выступает
как абстрактный социологический
факт, "сущее есть". Однако присутствие,
например, социолога означает не
только то, что он вообще наличествует,
но и определенный ансамбль свойств,
присущих "социологу" (профессиональные
практики, информационные схемы...).
Присутствие
социолога - это та точка зрения,
которая делает возможным
социологическое ввдение как таковое.
Присутствие играет роль
структурирующего центра, поднятого над
прочими конструктами и
обеспечивающего целостность первоначального
социологического факта
"социолог", т. е. организующего эпистемологическую
структуру.
Отсутствие
[сущего социального мира] представляет
собой то, что
присутствовало, либо то, что могло присутствовать
или могло не
присутствовать, либо то, что не могло
присутствовать, либо то, что будет
присутствовать, либо то, что может присутствовать
или не присутствовать,
либо то, чего присутствовать не может.
Все, что дано в присутствии, каким-то
образом уже наличествует в отсутствии.
Вне присутствия сущее социального
мира представлено своим отсутствием.
Отсутствие изучается как
уже-не-присутствие, либо как еще-не-присутствие:
в самых общих чертах,
структуры отсутствия могут трансформироваться
в прошедшие события и
деструктурироваться отсутствием как
"пережитки" прошлого присутствия,
или
стать будущими событиями, которые своими
возможностями "притягивают" к себе
присутствие.