Профилактика ВИЧ-инфекции как технология деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:40, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состояния данной проблемы в теории и на практике.
Объектом исследования являются школьники и студенты, представляющие категорию граждан, на которых в первую очередь направлена профилактика ВИЧ-инфекции.
Предметом исследования является профилактика, как технология социальной работы с ВИЧ-инфицированными людьми.
На основании поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение научной литературы по проблеме исследования;
теоретическое изучение профилактики как технологии работы с ВИЧ-инфицированными;
установление степени информированности населения о ВИЧ-инфекции;
изучение деятельности Центра профилактического сопровождения «Компас»;
разработка программы по профилактике ВИЧ-инфекции.

Содержание

Введение…..............................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
1.1. ВИЧ-инфицированные люди как объект социальной работы.....................7
1.2. Особенности профилактики ВИЧ-инфекции как технология социальной работы …………………….…………………………………………………......12
Выводы по I главе……………………………………………………..……….36
Глава II. Практические аспекты профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
2.1. Анализ деятельности Центра профилактического сопровождения «Компас» по реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции среди населения (г. Челябинск)………………………………………………………..39
2.2. Комплексная программа деятельности социального работника с ВИЧ-инфицированными людьми в условиях центра профилактического сопровождения ………………………………………………….……………..
Выводы по II главе…………………………………….....................................64
Заключение……………………………………………………………………...68
Библиографический список…………………………………………………..73

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 534.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Особенности профилактики ВИЧ-инфекции как технология деятельности социального работника 

     Существуют  различные технологии социальной работы, которые использует в своей деятельности социальный работник. В научной литературе под технологиями социальной работы понимают совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечение эффективности реализации задач социальной защиты населения [52, c. 18]. К основным технологиям социальной работы относятся:

  • Социальная диагностика;
  • Социальная терапия;
  • Социальная реабилитация;
  • Социальная адаптация;
  • Социальное консультирование;
  • Социальная профилактика [57, c.43].

     В данном параграфе мы предполагаем рассмотреть  особенности профилактической работы с людьми по предупреждению заражения  ВИЧ-инфекцией, а также технологических  аспектов ее применения.

     Прежде  чем рассматривать содержательные аспекты профилактической деятельности остановимся на изучении сущности понятия «профилактика».

     В словаре С.И. Ожегова понятие «профилактика» рассматривается как: «Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [38, c. 351].

     А.Д.  Берсенев дает следующее определение понятию «профилактики»: «Профилактика – это совокупность активных поступательных мер предупреждения каких-либо ситуаций и состояний в различных сферах человеческой деятельности и меры сохранения состояния, необходимого для поддержания благополучия» [11, c.68].

     С медицинской точки зрения, профилактика – система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продлению жизни человека. Так, по мнению О.И. Шуваловой, профилактикой понимается комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания [59, c.157].

     Таким образом, профилактика представляет собой  комплекс мероприятий по предупреждению каких-либо ситуаций в  жизни человека. В нашем исследовании имеется в виду профилактика ВИЧ-инфекции, следовательно – это система мероприятий, направленных на предупреждение заражения людей ВИЧ-инфекцией.

     Понятия «профилактика» соотносится с понятием «профилактическая деятельность», а профилактические меры – с превентивными мерами, мероприятиями [47, c. 15].

     В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания  или выраженной патологии можно  рассмотреть три вида профилактики ВИЧ-инфекции:

  1. Первичная профилактика — ограничение числа случаев СПИДа и ВИЧ-инфицирования путем воздействия на специфические причинные факторы, способствующие повышению риска заболевания.
  2. Вторичная профилактика — раннее выявление и специфическое лечение ВИЧ-инфицированных. Для этого осуществляется выявление групп, имеющих фактор риска инфицирования. При выявлении ВИЧ-инфицированных проводят верификацию диагноза на базе СПИД-центра с последующей диспансеризаций.
  3. Третичная профилактика - лечение и реабилитация заболевших ВИЧ/СПИДом, т. е. повышение качества жизни. В рамках третичной профилактики проводят диспансерное наблюдение в СПИД-центрах [36, c. 59].

   Можно выделить некоторые цели профилактики ВИЧ-инфекции. Ими являются:

  • просвещение и информирование населения в области ВИЧ/СПИДа с акцентом на противодействие дискриминации ВИЧ-инфицированных;
  • укрепление семьи и внутрисемейных связей;
  • пропаганда индивидуальных средств защиты, верности, семейных ценностей, сексуального воздержания и снижения числа сексуальных партнеров;
  • развитие личностных ресурсов, эффективных стратегий поведения и повышение социальной, межличностной и полоролевой компетентности детей, подростков и молодежи.

   Перейдем  к построению профилактики, как технологии. Проанализировав различные подходы в построении технологического процесса М.В. Кларина, Е.Н. Крутилина и других исследователей, мы пришли к выводу, что специфике нашего исследования соответствует концепция Е.Н. Крутилина [28, c. 74]. В его концепции подчеркивается, что структура любой профилактической технологии инвариантна и содержит в своем составе три базовых блока:

  1. блок профилактической задачи: «предмет – процесс – продукт»;
  2. блок способа: «средства и методы»;
  3. блок условий: «требования, эталоны, формы организации».

   Такое представление технологии, с нашей  точки зрения, позволяет рассматривать процесс профилактики ВИЧ-инфекции, который предполагает творческий поиск специалиста по социальной работе в решении проблемы, как технологический.

   Изучив  научную литературу, мы выделили следующие  формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции:

  1. Лекция. Сжатое, целостное, логичное изложение в устной форме информации о проблеме. В «чистом» виде, без сочетания с более интерактивными методами, процент усвоения информации целевой аудиторией не превышает 5%. Достоинства: оперативность, экономичность. Для работы лекция должна применяться потому, что она лучше всего отражает полную картину распространения проблемы  ВИЧ-инфекции.
  2. Беседа. Изложение информации в форме диалога на основе вопрос-ответного метода. Процент усвоения информации при проведении беседы 10%. Плюсы: оперативность, экономичность. В ходе беседы можно ответить на конкретные вопросы собеседника о ВИЧ.
  3. Самостоятельное изучение – чтение. В среднем усваивается 10% информации. Важнейшее значение при этом имеет мотивация на чтение информационного материала. Применяется для запоминания большого охвата информации о ВИЧ.
  4. Использование аудио-визуальных средств. Позволяют задействовать дополнительный канал восприятия, а также создать и усилить эмоциональные переживания. Эффективность усвоения – 20%. Позволяет глубже прочувствовать проблему распространения ВИЧ инфекции.
  5. Обсуждение в группах (дискуссии, мозговые штурмы). Обмен мнениями, впечатлениями, ощущениями. Позволяет участникам думать, анализировать, делиться выводами, выслушивать другие мнения. Процент усвоения 50 при условии наличия ведущего, умеющего вести дискуссии. Недостаток: ограниченный охват. Участники обсуждения могут высказать свое мнение об отношении к ВИЧ-инфицированным и узнать мнение других людей.
  6. Обучение практикой действия: ролевые игры, игровые ситуации, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные исследования. Эффективность 70%. Наиболее четко представляется картина представлений о ВИЧ.
  7. Профилактический семинар - групповое занятие, которое построено в форме обсуждения проблемы, информационных сообщений, групповых заданий, игр, позволяющие в активной форме передать информацию о проблеме ВИЧ-инфекции, создать условия для того, чтобы участники задумались о проблеме и сформировали свое отношение к ней.
  8. Тренинг развития навыков - групповое занятие, проводимое с использованием социально-психологических методов работы с группой, предполагающее более глубокое изучение проблемы, формирование и отработку навыков, необходимых для ее предупреждения. Семинар-тренинг – совокупность профилактического семинара и тренинга развития навыков, а также других методов работы, организованная таким образом, что обучающий процесс переживается как часть реальной жизни. Позволяет добиться высокой эффективности понимания проблемы ВИЧ.
  9. Комплекс мер воздействия на целевые группы с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования и обучения с целью пробуждения к принятию новых, полезных с точки зрения профилактики ВИЧ моделей поведения – информационная кампания по ВИЧ/СПИДу [28, с. 189].

     Таким образом, существует много форм и  методов профилактики, с помощью  которых можно предотвратить  передачу и развитие различных заболеваний  в обществе.

      Исследования, проведенные в промышленно развитых странах, указывают на то, что применение полного пакета мер профилактики – добровольное конфиденциальное консультирование и тестирование, комплексный уход в дородовый период в сочетании с консультированием, антиретровирусное лечение с назначением наиболее эффективных схем лечения, а также консультирование о возможных вариантах замены грудного вскармливания – помогает значительно снизить риск передачи ВИЧ от матери ребенку. Даже при применении менее эффективных схем лечения риск передачи вируса от матери ребенку может быть уменьшен до 2% при условии отказа от грудного вскармливания [56, c. 87].

     Подводя итог представленным выше программам, отметим, что социальный работник должен владеть огромным объемом информации медицинского характера для того, чтобы выбрать нужную профилактическую программу.

     Социальная  работа так же направлена на недопущение  стигмы и дискриминации человека в связи с ВИЧ.

     Стигма - совокупность признаков болезни, позволяющая опытному врачу установить диагноз до проведения подробного исследования [43, c. 58].

     Дискриминация - ограничение прав и обязанностей человека по определённому признаку [49, c. 61].

     Cтигма  и дискриминация подрывают усилия  по профилактике ВИЧ, поскольку  люди опасаются узнать свой  ВИЧ-статус, отрицают для себя  риск заражения и избегают  обсуждения вопросов, связанных с персональным риском заражения ВИЧ. Кроме того, те, кто уже инфицирован, могут допускать небезопасное поведение из-за боязни вызвать подозрения в том, что они заражены ВИЧ. Снижают дискриминацию и стигму в связи с ВИЧ не только меры в области права и политики, но и предусмотрительное избегание в профилактике стигматизирующих посланий. Эти послания обычно увязывают проблему ВИЧ только с определенными социальными группами. По этой же причине, в частности, не следует смешивать в единые программы профилактику ВИЧ и профилактику наркомании [25, c. 44].

     Таким образом, в данном параграфе нашей  квалификационной работы нами были рассмотрены  понятия «технологии социальной работы», «профилактика», «стигма», «дискриминация». Мы перечислили технологии социальной работы с ВИЧ-инфицированными, остановившись на профилактике и подробно рассмотрев её формы, методы и виды, такие, как профилактика передачи ВИЧ половым путем, профилактика передачи ВИЧ через употребление инъекционных наркотиков, профилактика передачи ВИЧ при переливании крови, профилактика передачи ВИЧ в медицинских учреждениях и профилактика передачи ВИЧ от матери к ребенку.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по I главе 

     Актуальность  проблемы профилактики ВИЧ-инфекции как  технологии деятельности социального работника обусловлена ростом количества людей, зараженных вирусом иммунодефицита, увеличением их количества с неимоверной скоростью; необходимостью приобретения людьми умений сосуществовать с зараженными ВИЧ, справляться людям с ВИЧ с проблемами психологическими, социальными, семейными, с одной стороны, и важностью работы социальных служб, способствующих нормализации отношения к людям данной категории, а главное – предупреждению данного заболевания среди населения.

     Анализируя  сущность основных понятий, мы отметили, что ВИЧ-инфекция – это неизлечимое, смертельное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека, одной из последних стадий которой является СПИД, характеризующийся снижением функций иммунной системы организма человека.

     СПИД представляет собой тяжелое инфекционное заболевание, возбудителем которого является вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), которое проявляется глубоким поражением системы клеточного иммунитета человека, развитием прогрессирующих инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований.

     В результате изучения исторического  аспекта проблемы было выявлено, что  вирус иммунодефицита человека независимо друг от друга открыли в 1983 году в двух лабораториях: в институте Пастера во Франции под руководством Люка Монтанье и в Национальном институте рака в США под руководством Роберта Гало, а в 2008 году Люк Монтанье и Франсуаза Барре-Синусси были удостоены Нобелевской премии в области физиологии и медицины «за открытие вируса иммунодефицита человека».

     Теоретический анализ проблемы позволил выявить, что исследователи выделяют:

     а) группы риска, являющие собой группы людей, которые имеют наибольшую возможность стать инфицированными ВИЧ – это наркоманы, проститутки и люди, ведущие беспорядочный образ жизни,  гомосексуалисты; люди, которым перелита кровь инфицированного человека; жители стран, где масштабно распространено это заболевание;

     б) существует несколько путей передачи ВИЧ-инфекции:

     - половой – при половых контактах, особенно гомосексуальных;

     - вертикальный – от матери к ребенку, реализуемый в процессе грудного вскармливания; с другой стороны существует и угроза инфицирования здоровой матери при грудном вскармливании от зараженного в лечебном учреждении ВИЧ-инфекцией ребенка;

Информация о работе Профилактика ВИЧ-инфекции как технология деятельности социального работника