Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:40, дипломная работа
Целью исследования является изучение состояния данной проблемы в теории и на практике.
Объектом исследования являются школьники и студенты, представляющие категорию граждан, на которых в первую очередь направлена профилактика ВИЧ-инфекции.
Предметом исследования является профилактика, как технология социальной работы с ВИЧ-инфицированными людьми.
На основании поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение научной литературы по проблеме исследования;
теоретическое изучение профилактики как технологии работы с ВИЧ-инфицированными;
установление степени информированности населения о ВИЧ-инфекции;
изучение деятельности Центра профилактического сопровождения «Компас»;
разработка программы по профилактике ВИЧ-инфекции.
Введение…..............................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
1.1. ВИЧ-инфицированные люди как объект социальной работы.....................7
1.2. Особенности профилактики ВИЧ-инфекции как технология социальной работы …………………….…………………………………………………......12
Выводы по I главе……………………………………………………..……….36
Глава II. Практические аспекты профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
2.1. Анализ деятельности Центра профилактического сопровождения «Компас» по реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции среди населения (г. Челябинск)………………………………………………………..39
2.2. Комплексная программа деятельности социального работника с ВИЧ-инфицированными людьми в условиях центра профилактического сопровождения ………………………………………………….……………..
Выводы по II главе…………………………………….....................................64
Заключение……………………………………………………………………...68
Библиографический список…………………………………………………..73
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра
социальной работы, педагогики и психологии
Квалификационная
Курсовая работа
«Профилактика
ВИЧ-инфекции как
технология деятельности
социального работника»
ФИО
Рослякова С.В.
Работа допущена
к защите
Зав. кафедрой СРПиП
д-р педагогических
наук
наук, профессор
Соколова Н.А.
«____»__________20
___________________
ЭТО НЕ
НАДО
Челябинск
2011
Оглавление
Введение….....................
Глава I. Теоретические основы проблемы профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
1.1. ВИЧ-инфицированные люди как объект социальной работы.....................7
1.2. Особенности
профилактики ВИЧ-инфекции как технология
социальной работы …………………….…………………………………………………..
Выводы
по I главе……………………………………………………..………
Глава II. Практические аспекты профилактики ВИЧ-инфекции как технологии деятельности социального работника
2.1. Анализ
деятельности Центра
2.2. Комплексная программа деятельности социального работника с ВИЧ-инфицированными людьми в условиях центра профилактического сопровождения ………………………………………………….……………..
Выводы
по II главе……………………………………...........
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..73
Приложение…...................
Введение
Анализ проблемы заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), говорит о том, что эта проблема приобретает массовое распространение во всем мире и создает не только угрозу личной, общественной, государственной безопасности, но и угрозу существованию человечества. Коварство этой болезни состоит, прежде всего, в том, что она поражает людей в репродуктивном и наиболее трудоспособном возрасте, имеет пожизненный характер и протекает с потерей трудоспособности в течение нескольких лет. Отсутствие эффективных лекарственных препаратов и вакцин обрекает ВИЧ-инфицированных на неизбежный летальный исход. Семьи, общины и целые страны уже сегодня несут невосполнимые потери, которые во многих странах мира уже в ближайшее время могут привести к упадку экономики и социальной нестабильности.
ВИЧ-инфекция - одна из важнейших проблем, возникших перед человечеством в конце XX века. В отчете Программы ООН по СПИДу (UNAIDS) общее число ВИЧ-инфицированных в мире, согласно новым статистическим данным, составляет 33,2 млн. человек. Ужасает тот факт, что более 3 млн. ВИЧ-инфицированных составляют дети. В России эта цифра равна 590 тыс. человек.
СПИД относится к числу пяти главных заболеваний, уносящих наибольшее число жизней на планете.
К настоящему времени ВИЧ-инфекция зарегистрирована на всех административных территориях Российской Федерации. По данным, представленным Федеральным научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом, половина случаев ВИЧ/СПИДа фиксируется среди людей моложе 25 лет, т. е. преимущественно в молодежной среде.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время ВИЧ-инфекция не ограничивается только маргинальными группами населения, такими как потребители инъекционных наркотиков или коммерческие «секс-работники», но распространяется среди широких слоев населения, и прежде всего в молодежной среде.
Проблема распространения ВИЧ-инфекции в настоящее время рассматривается многими авторами: Беляева В.В, Должанская Н.А, Зиновьева О.В, Краев В.А, Покровский В.В, Раенко Н.Н. Холендина К.А.
В нашем обществе, к сожалению, существует ряд социальных проблем, связанных с ВИЧ, и большинство из них возникает из-за нехватки информации о самом вирусе, о дискриминации ВИЧ-положительных людей в обществе и из-за недостаточной государственной поддержки.
Исследователи отмечают, что эта тема стала публично обсуждаться. И хотя сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что ВИЧ проблема не только медицинская, но и социальная, социальным проблемам ВИЧ-инфекции по-прежнему уделяется недостаточно внимания. А некоторые из них требуют безотлагательного решения. ВИЧ-инфицированный это не только пациент медицинского учреждения, но и потенциальный клиент социальных служб, причем с каждым ВИЧ-инфицированным, как правило, связано несколько человек, прежде всего родственников, также нуждающихся в социально-психологической помощи. Другими словами, необходимо создание действенной системы социального обслуживания данной категории населения.
Отсутствие вакцин для специфической профилактики ВИЧ-инфекции и высокая стоимость лечения СПИДа обусловливают приоритетную роль профилактики данного заболевания. Поэтому в сфере профилактики асоциальных явлений среди несовершеннолетних особое внимание уделяется превентивному обучению в рамках образовательных программ. Именно молодежь является группой населения с высокой вероятностью заражения ВИЧ и основной фокус-группой профилактических мероприятий, проводимых образовательными учреждениями.
При этом начало профилактической работы должно быть как можно более ранним, поскольку эффективной в направлении профилактики ВИЧ может считаться не столько информационно-просветительская работа, сколько целенаправленная деятельность по формированию ценности и навыков ведения здорового и безопасного образа жизни.
Для того чтобы положение изменилось, каждому человеку нужно начать с себя. Осознать, что ВИЧ касается каждого, выяснить, как передается вирус и как снизить риск передачи, и думать о своем здоровье каждый день.
В связи с этим определяется актуальность темы квалификационной работы.
Целью исследования является изучение состояния данной проблемы в теории и на практике.
Объектом исследования являются школьники и студенты, представляющие категорию граждан, на которых в первую очередь направлена профилактика ВИЧ-инфекции.
Предметом исследования является профилактика, как технология социальной работы с ВИЧ-инфицированными людьми.
На основании поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Методами исследования являются:
Базой исследования являлись студенты Челябинского государственного педагогического университета, 50 человек.
Основными
понятиями являются такие понятия,
как «ВИЧ», «СПИД», «технологии социальной
работы», «профилактика».
Глава
I. Теоретические основы
проблемы профилактики
ВИЧ-инфекции как технологии
деятельности социального
работника
1.1. ВИЧ-инфицированные люди как объект социальной работы
Каждый человек сообщества, государства и нации знает о существовании серьезнейшей проблемы, связанной с быстрым распространением вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) и с индивидуальными и социальными последствиями конечной стадии ВИЧ-инфицирования – синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).
Ее угрожающий характер, вызванный быстрыми темпами распространения ВИЧ-инфекции, говорит необходимости путей решения на социальном уровне. Социальная работа как социальный институт является мощным оружием в борьбе с ВИЧ/СПИДом, так как не только указывает направления в борьбе с эпидемией ВИЧ, но и использует конкретные практические методы и технологии [36, 24 c.]
Одной из таких значимых для современного общества технологий социальной работы является профилактика, способствующая предупреждению распространения «чумы ХХ века». При этом социальные работники выполняют важную социальную функцию – снимают дистресс у населения посредством информирования населения о путях заражения и его последствиях, посвящения людей в проблемы ВИЧ-инфицированных людей.
Прежде чем рассмотреть особенности профилактической деятельности, направленной на предупреждения заражения ВИЧ-инфекцией, следует ознакомиться с терминологическим полем рассматриваемой проблемы [41, c. 16].
Логика исследования предполагает разобраться в сущности понятия ВИЧ-инфекция.
По мнению П.В.Романова, ВИЧ-инфекция – неизлечимое, смертельное заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека [44, с. 15].
Фабио Франки дает следующее определение данному понятию: «ВИЧ-инфекция – это медленно прогрессирующее инфекционное заболевание, возникающее вследствие заражения вирусом иммунодефицита человека, поражающего иммунную систему, в результате чего организм становится высоко восприимчив к оппортунистическим инфекциям и опухолям, которые в конечном итоге приводят к гибели больного [30, с. 44].
Итальянский ученый Луиджи де Марчи определяет ВИЧ-инфекцию как инфекцию, вызываемую вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), в финале которой развивается синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) [30, с. 36]
Информация о работе Профилактика ВИЧ-инфекции как технология деятельности социального работника