Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:15, реферат
Индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в подразделениях МВД осуществляется в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Меры индивидуальной профилактики должны непосредственно воздействовать как на саму личность правонарушителя, так и на окружающую его среду. Целью индивидуальной профилактики правонарушений является исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Таким образом, для осуществления эффективной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей необходимо скоординированная, комплексная деятельность всех служб и организаций, входящих в реабилитационное пространство
Но надо иметь в виду, что реабилитация каждого подростка зависит не только от реабилитационных программ, но и от индивидуальных психологических установок, мировоззрения, характера самого подростка.
На IX Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками (Каир, апрель-май 1995 года) было принято практическое руководство по эффективному применению международных тюремных правил. Так, правило 58 гласит: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращению к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечить свое существование».
Задача специалистов социальной реабилитации многогранна:
снять остроту психического напряжения,
провести первичную адаптацию подростка к жизни в социально-здоровой среде,
восстановить или компенсировать утраченные подростком социальные связи,
вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Для того, чтобы добиться выше указанных целей необходимо помнить о специфике адаптации несовершеннолетних правонарушителей, которая состоит в необходимости включать подростка в социально-культурную среду и формировать у него общественно и личностно значимые потребности и интересы; создавать условия для предупреждения, регулирования и корректировки противоправного (или делинквентного) поведения.
Модель реабилитации подростков с делинквентным поведением в учреждениях временной социальной изоляции, представляет собой целенаправленный педагогический процесс социальной адаптации подростков с учетом различных средств и технологий социально-культурной деятельности, позволяющий смягчить условия дезадаптации, в которых оказываются подростки. Социально-культурными условиями адаптации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях временной социальной изоляции являются:
- учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростка,
- социальной
ситуации развития и
- комплексное
использование интегрированных
технологий педагогического,
- разработка
и внедрение программы с
- целенаправленная
подготовка персонала центров
временной изоляции
Применение
различных технологий социально-культурной
деятельности для адаптации
В контексте социальных отношений культура представляет собой меру развития человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения социального опыта. Общекультурный, гуманистически содержательный смысл деятельности заключается в формировании человеком своей социальной сущности. Такого рода творческая деятельность выступает как реальный способ наиболее полного самовыражения личности через активные общественные действия. Культура создает мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые наиболее полно выражают связи человека, культуры и социальной системы общества. Разноуровневые социальные проявления культуры свидетельствуют о ее многообразном ценностном содержании, которое выступает в качестве интегрирующего механизма адаптации, социализации, идентификации, самореализации индивидов, взаимодействия между социальными общностями и процессами общественной жизни.
Программа с использованием интегрированных технологий способствующая повышению культурной компетентности личности и предотвращающая усиление деформации личности подростка при применении по отношению к нему мер временной социальной изоляции.
4. Заключение
В заключении, немного статистики по данным доктора психологических наук, одного из самых известных специалистов в области пенитенциарной психологии В.Ф.Пирожкова:
1) среди
несовершеннолетних
2) доля
девушек, совершивших
3) прирост преступности среди подростков и юношей
значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Причем, за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет);
4) чаще
всего несовершеннолетние
и праздничные дни.
Необходимо создавать различные теории и разрабатывать новые методики, позволяющие ускорить и сделать более качественным процесс реабилитации подростков, находящихся в социальной изоляции. При осуществлении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать обстоятельства совершения правонарушения, условия воспитания и характер подростка в каждом конкретном случае. При назначении наказания необходимо индивидуализировать наказание и надо избегать назначения подростку наказания не соответствующего совершенному им проступку, так как в этом случае наказание может сыграть противоположную роль и привести к ещё большему углублению асоциального поведения подростка.
При определении метода реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции необходимо помнить, что все осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от того, какими они вернутся, зависит благополучие общества и наше будущее.
Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н., Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков - СПб. Мемориал: Penal Reform International, 2001.
Курганов
С. И. О применении амнистий и условного
осуждения к
Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. СПб., 2002.
Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы: Понятие и принципы /Опубликовано: Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношение. М., 1990.
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
Ред. А.А.Реан. Возрастной кризис. Психология подростка. СПб., 2003 .
Ремшмидт Х. Подростковый и юношесткий возраст: проблемы становления личности. М., Мир 1994. Развитие, стадии, кризисы возрастные, взросление, зрелость, Я-концепция, секты юношеские.
Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека //ПЖ, Т. 18, № 5, 1998. Кризисные периоды возрастного развития, подростковый возраст, старение, социальные смыслы, эмоциональные смыслы.
Пирожков В.Ф. Законы преступного мира (криминальная субкультура). Тверь. 1994.
Пирожков
В.Ф Стручков Н.А. Асоциальная субкультура
и её профилактика//Исправительно-
Также в работе были использованы информационные сайты:
http://www.lawlibrary.ru/
http://www.psyznaiyka.net/
http://www.infox.ru/
http://esotericpl.narod.ru/
Направление подростков
в специальные учебные
Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функциональные обязанности входит взаимодействие со специальными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддерживает связь с родителями.
После получения путевки
сотрудники ОППН доставляют ребенка
в специальное учебное
Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения. Важной особенностью является то, во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.
Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются.
Очевидно, что в
современных условиях роста числа
правонарушений среди несовершеннолетних
и возрастания необходимости
совершенствования социально-
Кроме того, для более эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.