Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:15, реферат

Описание работы

Индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в подразделениях МВД осуществляется в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Меры индивидуальной профилактики должны непосредственно воздействовать как на саму личность правонарушителя, так и на окружающую его среду. Целью индивидуальной профилактики правонарушений является исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Таким образом, для осуществления эффективной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей необходимо скоординированная, комплексная деятельность всех служб и организаций, входящих в реабилитационное пространство

Работа содержит 1 файл

ЦВИМ.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Но надо иметь в виду, что реабилитация каждого подростка зависит не только от реабилитационных программ, но и от индивидуальных психологических  установок, мировоззрения, характера  самого подростка.

На IX Конгрессе  ООН по предупреждению преступлений и обращению с преступниками (Каир, апрель-май 1995 года) было принято практическое руководство по эффективному применению международных тюремных правил. Так, правило 58 гласит: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращению к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечить свое существование».

Задача  специалистов социальной реабилитации многогранна:

снять остроту  психического напряжения,

провести  первичную адаптацию подростка  к жизни в социально-здоровой среде,

восстановить  или компенсировать утраченные подростком социальные связи,

вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Для того, чтобы добиться выше указанных целей  необходимо помнить о специфике адаптации несовершеннолетних правонарушителей, которая состоит в необходимости включать подростка в социально-культурную среду и формировать у него общественно и личностно значимые потребности и интересы; создавать условия для предупреждения, регулирования и корректировки противоправного (или делинквентного) поведения.

Модель  реабилитации подростков с делинквентным  поведением в учреждениях временной  социальной изоляции, представляет собой  целенаправленный педагогический процесс  социальной адаптации подростков с учетом различных средств и технологий социально-культурной деятельности, позволяющий смягчить условия дезадаптации, в которых оказываются подростки. Социально-культурными условиями адаптации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях временной социальной изоляции являются:

- учет  возрастных, индивидуально-личностных  особенностей подростка, 

- социальной  ситуации развития и воспитания  подростка;

- комплексное  использование интегрированных  технологий педагогического, социального и психологического воздействия;

- разработка  и внедрение программы с использованием  интегрированных социально-культурных  технологий, направленных на стабилизацию  эмоционально-личностного состояния  подростков, формирование у них  позитивных ценностных установок и моделей поведения;

- целенаправленная  подготовка персонала центров  временной изоляции несовершеннолетних  по вопросам реабилитации несовершеннолетних.

Применение  различных технологий социально-культурной деятельности для адаптации несовершеннолетних в условиях временной социальной изоляции формируют социально-регулятивные механизмы поведения личности, а также развивают способности подростков к самоанализу и самоконтролю.

В контексте  социальных отношений культура представляет собой меру развития человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения социального опыта. Общекультурный, гуманистически содержательный смысл деятельности заключается в формировании человеком своей социальной сущности. Такого рода творческая деятельность выступает как реальный способ наиболее полного самовыражения личности через активные общественные действия. Культура создает мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия, которые наиболее полно выражают связи человека, культуры и социальной системы общества. Разноуровневые социальные проявления культуры свидетельствуют о ее многообразном ценностном содержании, которое выступает в качестве интегрирующего механизма адаптации, социализации, идентификации, самореализации индивидов, взаимодействия между социальными общностями и процессами общественной жизни.

Программа с использованием интегрированных  технологий способствующая повышению  культурной компетентности личности и  предотвращающая усиление деформации личности подростка при применении по отношению к нему мер временной социальной изоляции.

4. Заключение

В заключении, немного статистики по данным доктора  психологических наук, одного из самых  известных специалистов в области  пенитенциарной психологии В.Ф.Пирожкова:

1) среди  несовершеннолетних преступников удельный вес лиц мужского пола всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группе, проживающей в соответствующих регионах страны (48-52%);

2) доля  девушек, совершивших преступления (4-10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении;

3) прирост  преступности среди подростков  и юношей 

значительно опережает рост подростково-юношеской  популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Причем, за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет);

4) чаще  всего несовершеннолетние совершают  преступления в свободное от  учебы время в учебные дни  (с 15.00 до 24.00). А "пик" преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. До 7% преступлений совершается в учебное время, когда подростки должны быть на занятиях в школе. До 10% преступлений совершаются в период производственной практики и других работ. При этом 18-20% преступлений совершается в

и праздничные  дни.

Необходимо  создавать различные теории и  разрабатывать новые методики, позволяющие  ускорить и сделать более качественным процесс реабилитации подростков, находящихся  в социальной изоляции. При осуществлении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать обстоятельства совершения правонарушения, условия воспитания и характер подростка в каждом конкретном случае. При назначении наказания необходимо индивидуализировать наказание и надо избегать назначения подростку наказания не соответствующего совершенному им проступку, так как в этом случае наказание может сыграть противоположную роль и привести к ещё большему углублению асоциального поведения подростка.

При определении  метода реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции необходимо помнить, что все осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от того, какими они вернутся, зависит благополучие общества и наше будущее.

Список литературы

Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н., Социально-психологическая  реабилитация осужденных подростков - СПб. Мемориал: Penal Reform International, 2001.

Курганов  С. И. О применении амнистий и условного  осуждения к несовершеннолетним/Материалы  круглого стола «Несовершеннолетние в уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказаний, социальной адаптации и их совершенствования»/ Под ред. засл. деятеля науки России, д-ра юрид. наук, проф. А. С. Михлина. М., 2002.

Васильев  В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. СПб., 2002.

Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних, находящихся в местах лишения  свободы: Понятие и принципы /Опубликовано: Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношение. М., 1990.

Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.

Ред. А.А.Реан. Возрастной кризис. Психология подростка. СПб., 2003 .

Ремшмидт  Х. Подростковый и юношесткий возраст: проблемы становления личности. М., Мир 1994. Развитие, стадии, кризисы возрастные, взросление, зрелость, Я-концепция, секты юношеские.

Вайзер  Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис»  в жизни человека //ПЖ, Т. 18, № 5, 1998. Кризисные периоды возрастного  развития, подростковый возраст, старение, социальные смыслы, эмоциональные смыслы.

Пирожков  В.Ф. Законы преступного мира (криминальная субкультура). Тверь. 1994.

Пирожков  В.Ф Стручков Н.А. Асоциальная субкультура  и её профилактика//Исправительно-трудовые учреждения. № 20. ВНИИ МВД России. 1982.

Также в  работе были использованы информационные сайты:

http://www.lawlibrary.ru/

http://www.psyznaiyka.net/

http://www.infox.ru/

http://esotericpl.narod.ru/

Направление подростков в специальные учебные заведения  осуществляется через Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки. С целью предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних в период ожидания путевок используется предусмотренная Положением о комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав возможность содержания их в Центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей до 60 суток. То есть несовершеннолетние помещаются в ЦВИНПы не после получения путевки, а с момента направления заявки, что, в свою очередь, позволяет освободить ОППНы от контроля за ребенком в этот период.

Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функциональные обязанности входит взаимодействие со специальными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддерживает связь с родителями.

После получения путевки  сотрудники ОППН доставляют ребенка  в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение  всего периода его пребывания в этом учреждении осуществляют непосредственное взаимодействие с педагогическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в специальное учебное заведение, контроль за оформлением личного дела на подростка, оказание практической помощи в его розыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное заведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника^ в том числе в реабилитационный отпуск.

Реабилитационный  отпуск является одним из действенных  и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами  специального учебного заведения. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения. Важной особенностью является то, во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.

Благодаря введению такой  формы работы с воспитанниками появилась  реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются.

Очевидно, что в  современных условиях роста числа  правонарушений среди несовершеннолетних и возрастания необходимости  совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей  назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, представляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей:

          • для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете за различные правонарушения и допускающих отклонения в поведении;
          • для несовершеннолетних, состоящих на учете за противоправные действия, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела;
          • для несовершеннолетних, состоящих на учете за употребление наркотических и токсичных веществ;
          • для несовершенно летних, состоящих на учете за правонарушения и имеющих отклонения в психическом развитии.

Кроме того, для более  эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации