Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:15, реферат

Описание работы

Индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в подразделениях МВД осуществляется в Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Меры индивидуальной профилактики должны непосредственно воздействовать как на саму личность правонарушителя, так и на окружающую его среду. Целью индивидуальной профилактики правонарушений является исправление и перевоспитание подростка либо изменение его криминогенной ориентации. Таким образом, для осуществления эффективной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей необходимо скоординированная, комплексная деятельность всех служб и организаций, входящих в реабилитационное пространство

Работа содержит 1 файл

ЦВИМ.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

Практическая значимость исследования заключается в прикладной направленности выделенных и обоснованных путей совершенствования воспитательно-профилактической деятельности. Разработаны превалируюш;ие направления в работе с выделенными группами содержащихся в центрах временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей и их родителями, мегодика проведения и содержания занятий по педагогическому аутотренингу. Использование разработанных рекомендаций позволит изменить существующую практику воспитательнопрофилактической деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, повысит результативность предупредительной работы. Результаты исследования могут быть использованы в разработке научно-методических рекомендаций, анализе и обобщении опыта работы других профилактических институтов, а также в учебном процессе по подготовке специалистов, занимающихся воспитательнопрофилактической деятельностью на курсах повышения квалификации сотрудников ОВД, работников образования, социальной защиты.

Достоверность результатов  обеспечивается методологической обоснованностью основных позиций исследования, использованием комплекса взаимодополняющих и взаимоконтролирующих методов, многочисленной и разносторонней проверкой теоретических выводов и предложений, сопоставлением с практическими результатами.

Апробация и внедрение  результатов исследования. Основные положения исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на кафедре  управления органами и учреждениями, исполняющими наказания Академии управления МВД России. Результаты исследования нашли отражение в докладах и сообщениях на научной зональной конференции "Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным стандартом" (г. Новокузнецк, 1996), межвузовской научнопрактической конференции молодых ученых "Новые технологии в образовании" (г. Новокузнецк, 1998), научно-практической конференции в Новокузнецке в 1999г. Выводы и рекомендации применяются в практической деятельности Новокузнецкого центра временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей. Материалы используются в учебном процессе Академии управления МВД России, Новосибирской специальной средней школы милиции. По проблемам исследования имеются 6 публижаций. ш

Заключение: 

Проведенное исследование подтвердило гипотезу, позволило  сформу лировать теоретические выводы и внести предложения по совершенствова нию воспитательно-профилактической деятельности центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей в предупреждении деви антного поведения подростков, определить наиболее быстрые и результатив ные пути в достижении поставленных целей.

1. Решение исследовательских  задач потребовало уточнение  понятия «воспитательно-профилактической  деятельности ЦВИНП», что привело  к сле дуюшему его пониманию.  Воспитательно-профилактическая деятельность  цен тров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей - это специ ально организованная система, целенаправленных социально-педагогических воздействий на несовершеннолетнего и его семью, ориентированных на выяв ление причин отклоняющегося поведения и создание предпосылок изменения личности подростка.

2. Изучение психолого-педагогических  и социально-педагогических ха  рактеристик подростков, доставляемых  в ЦВИНП показало, что они отличают  ся как между собой, так и  от контрольной группы школьников. В результате выделено три  их группы, в основу дифференциации которых положена разнай степень их социальной адаптации. Социально-адаптированн}то группу состав ляют подростки с достаточным уровнем социальной адаптации, но испыты вающие затруднения в усвоении некоторых общественно-значимых требова ний. На их долю приходится 12-19% содержащихся в центрах временной изо ляции несовершеннолетних. Адаптивно-неустойчивая гр>тша объединяет под ростков с низким уровнем социальной адаптации с эпизодическим включени о ем в педагогизированную сред>^ Их для составляет 52-64%. В социально дезадаптивную отнесены несовершеннолетние с полной социальной дезадап тацией и отч}^ жденных от позитивно влияющей педагогизированнои среды. Их ДОЛЯ в различные годы колеблется в пределах от 17% до 36%. Исходя из выяв ленных психолого-педагогических и социально-педагогических различий вы деленных групп можно рекомендовать превалируюпще направления воспита тельно-профилактической деятельности. Для социально-адаптированных под ростков таким направлением должен быть жесткий и строгий контроль, регла ментирующий их поведение. Для адаптивно-неустойчивых - психолого педагогическая коррекция и их закрепление в институтах социализации в целях предотвращения отчуждения от педагогизированной среды. Для социально дезадаптированных - социально-педагогическая и медицинская реабилитация с выведением из неблагополучных семей.

3. Воспитательно-профилактическая  деятельность как система слагается  из равноправных и взаимосвязанных  компонентов. Каждый из них  имеет свои воспитательные возможности, а их взаимодействие, обогащение и дополнение дрзт друга позволяют достичь комплексности и целостности, охватить все со ставляющие личность подростка в реализации цели. Содержательными компо нентами системы являются: диагностический, воспитательно-коррекционный, образовательный, коммуникативно-консультативный информационно деятельный.

4. Отличительной особенностью  воспитательно-профилактической дея  тельностью ЦВИЕП является её  осуществление в условиях кратковременной  изоляции и режима, что не свойственно другим профилактическим институтам.

Режим и изоляция относятся к тем специфическим  факторам, опираясь на ко торые облегчается  воздействие на личность несовершеннолетнего  и принятие им предлагаемых требований. По сути (не по закону) кратковременное  огра ничение свободы в сочетании с системой целенаправленных педагогических воздействий, с }^етом индивид>'альных и групповых особенностей несовер шеннолетних, способно вызывать торможение в проявлении негативных по ступков и удержать от девиантного поведения после выхода. Усредненный максимальный эффект длительности такого воздержания составляет около 2 месяцев времени, в течение которого 52,7% подростков, побывавших в ЦВИНП, не замечены в предосудительных поступках. Этот срок может рас сматриваться как показатель результативности воспитательно профилактической деятельности в достижении цели и как функциональная возможность данной системы на данном уровне её организации.

В целях наиболее полного использования предупредительного потенциа ла краткосрочной изоляции и раскрытия возможностей воспитательно профилактической деятельности необходимо законодательное изменение су ществующей нормативной базы, касающееся порядка помещения и времени пребывания в ЦВИНП. Такую меру воздействия, как направление в специаль ное учебно-воспитательное учреждение, следует применять лишь после про филактического помещения подростков в ЦВИНП. Эта превентивная мера воздействия, как показывает проведенное ис следование, для 20- 25% подростков более эффективна, чем условное направ ление в специальную школу или специальное профтехучилище, которое не только оказывается неэффективной и не дает ожидаемого результата, но и час то ведет к дальнейшей десоциализации личности. Предварительное помеще ние в ЦВИНП для многих подростков является действенным средством, за ставляющее переосмыслить свое поведение и изменить его. При этом оно адек ватно воспринимается несовершеннолетними и является более гуманной мерой (чем направление в спецучреждение), дающей подростку реальный шанс из менить свое поведение без длительной изоляции от общества и отрыва от се мьи. Для таких категорий следует увеличить срок содержания до 60 суток, с не значительным его продлением или сокращением в зависимости от результа тивности воспитательно-профилактической деятельности с личностью и её работой над собой, предусмотрев возможность возращения в ЦВИНП в слу чае срыва или не выполнения установленных требований или взятых обяза тельств.

5. Важным направлением  совершенствования воспитательно  профилактической деятельности  является реальная реализация личностного подхода каждым воспитателем и сотрудником ЦВИНП, всестороннее изучение личности подростка, учет его психолого-педагогических и социально педагогических характеристик. Экспериментально доказано, что практические результаты в достижении воспитательно-профилактической цели, направлен ной на изменение сознания подростков и его поведения, выше у тех воспитате лей, которые придают этому обстоятельству наибольшее значение. В процессе исследования стабильная ориентация на учет индивидуальных особенностей обнаружена у 46% лиц осуш;ествляюпщх воспитательно-профилактическую деятельность, в то время как для остальньгх она выражена в меньшей степени.

В их деятельности преобладающими являются способы силового, администра тивно-назидательного характера воздействия, которые в силу своей природы если и требуют учета индивидуальных свойств, то в меньшей мере.

Это связано с недостатком  профессиональных навыков и знаний у на чинающих педагогов (35 %) и профессиональной деформацией у сотрудни ков, имеющих больший стаж и опыт работы (19 %).

В связи с чем, в  работе с сотрудниками мы предлагаем три направления: повышение профессиональных знаний и профессиональной компетенции  на чинаюпщх сотрудников в рамках обязательных занятий в системе  служебной подготовки; организация психопрофилактических мероприятий для лиц с больпшм стажем работы с привлечением соответствующих специалистов; при нятие управленческих решений по контролю за деятельностью сотрудников и её стимзширования, исходя их специфики конкретного подразделения.

6. Особое внимание  при осуществлении воспитательно-профилактичес  кой деятельности следует уделять  параллельному педагогическом}' воздейст  вию на семью подростка. Такое  воздействие направленно на опосредованное  закрепление положительных изменений в личности несовершеннолетнего со стороны родителей. При этом оно наиболее результативно в том случае, если осуществляется на началах взаимодействия и сотрудничества, базируется на равенстве сторон, уважительном отношении к личности членов семьи, пре следует не административно-наказательные, а воспитательные цели, ориенти руется на всестороннюю социально-педагогическую помощь и поддержку.

7. Экспериментально  доказано, что параллельное воспитание  родителей наиболее результативно  при наполнении воспитательной работы с ними специ альным содержанием, дифференцированным для каждого из выделенных ти пов семьи. Содержание воспитательной работы с родителями: для педагогиче ски несостоятельной семьи - это всемерная педагогическая помощь и поддерж ка, её педагогическое просвещение; для конфликтной семьи - наряду с изло женным, ориентация на гармонизацию отношений в ней, социально педагогическая помоп];ь со стороны институтов социализации, пробуждение ответственности за воспитание детей, установление и поддержание связи с ней в целях её последующего воспитания и контроля; для аморально ассоциальной семьи - социальная реабилитация и опека. Для установления воспитательного взаимодействия с семьей целесообразно регулярное поддер жание связей с ней, приглашения родителей для индивидуальных и групповых бесед, лекций, совместных с их детьми тренингов, переписки, анкетирования индивидуального для каждого выделенного типа семьи.

8. Важным ггугем  совершенствования воспитательно-профилактической  деятельности и повышения её результативности является использование спе цифического средства усиливающего педагогическое воздействие - педагоги ческого аутотренига, который снимает барьеры критики, облегчает доступ и усвоение педагогической информации, способствует более быстрому усвоению подростками социальных норм и правил.

7. Проведенным исследованием  установлено, что воспитательно  профилактическая деятельность  ЦВИНП, имея объективные функционально  временные возможности и правовые  ограничения, максимально результативна  в том случае, если после выхода подростка из данного учреждения ему будет создана педагогизированная среда. Такая среда может быть создана в про цессе воспитания родителей и реализации ими их педагогического потенциала, осуществляемого под воздействием как ЦВШШ, так и различных обществен ных институтов, с которыми со стороны ЦВИНП будут налажены системно стрзпктурные связи. Объективно, на современном уровне развития обществен ных отношений такая среда может быть создана лишь в отношении социаль но-адаптированных и адаптивно-неустойчивых подростков, принадлежащих к педагогически несостоятельным и конфликтным семьям. Для социально дезадаптированных подростков наиболее действенной мерой удержания от последующего девиантного поведения является их выведение из неблагопри ятной микросоциальной обстановки и помещения в специальные образова тельные и воспитательно-корректирующие учреждения.

Сложность и актуальность проблемы совершенствования воспитатель  но-профилактической деятельности ЦВИНП  в предупреждении девиантного поведения несовершеннолетних обусловливает необходимость её дальнейшей разработки. Особого внимания заслуживают вопросы, относящиеся к опреде лению использования различных методов и средств воспитательного воздей ствия, оптимальных для каждого из выделенных групп, уточнения и дополне ния их содержания, рассмотрения новых вариантов взаимодействия с родите лями, поиск новых форм работы с ними, способов контроля и управления при осуществлении воспитательной работы. Нуждается в более полном освещении вопрос об объединении усилий общественных организаций, школы, государ ственных профилактических структур (ПДН, КДН и т,д.) в рамках их связи с воспитательно-профилактической деятельностью центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, создания эффективной системы со циально-педагогических воздействий на личность, опирающийся не на кара тельный, а на воспитательный аспект.

Информация о работе Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации