Практическая значимость
исследования заключается в прикладной
направленности выделенных и обоснованных
путей совершенствования воспитательно-профилактической
деятельности. Разработаны превалируюш;ие
направления в работе с выделенными группами
содержащихся в центрах временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей
и их родителями, мегодика проведения
и содержания занятий по педагогическому
аутотренингу. Использование разработанных
рекомендаций позволит изменить существующую
практику воспитательнопрофилактической
деятельности центров временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей,
повысит результативность предупредительной
работы. Результаты исследования могут
быть использованы в разработке научно-методических
рекомендаций, анализе и обобщении опыта
работы других профилактических институтов,
а также в учебном процессе по подготовке
специалистов, занимающихся воспитательнопрофилактической
деятельностью на курсах повышения квалификации
сотрудников ОВД, работников образования,
социальной защиты.
Достоверность результатов
обеспечивается методологической обоснованностью
основных позиций исследования, использованием
комплекса взаимодополняющих и взаимоконтролирующих
методов, многочисленной и разносторонней
проверкой теоретических выводов и предложений,
сопоставлением с практическими результатами.
Апробация и внедрение
результатов исследования. Основные
положения исследования докладывались,
обсуждались и были одобрены на кафедре
управления органами и учреждениями,
исполняющими наказания Академии управления
МВД России. Результаты исследования
нашли отражение в докладах и сообщениях
на научной зональной конференции "Подготовка
современного специалиста в соответствии
с государственным стандартом" (г. Новокузнецк,
1996), межвузовской научнопрактической
конференции молодых ученых "Новые
технологии в образовании" (г. Новокузнецк,
1998), научно-практической конференции
в Новокузнецке в 1999г. Выводы и рекомендации
применяются в практической деятельности
Новокузнецкого центра временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей.
Материалы используются в учебном процессе
Академии управления МВД России, Новосибирской
специальной средней школы милиции. По
проблемам исследования имеются 6 публижаций.
ш
Заключение:
Проведенное исследование
подтвердило гипотезу, позволило
сформу лировать теоретические выводы
и внести предложения по совершенствова
нию воспитательно-профилактической деятельности
центров временной изоляции несовершеннолетних
правонарушителей в предупреждении деви
антного поведения подростков, определить
наиболее быстрые и результатив ные пути
в достижении поставленных целей.
1. Решение исследовательских
задач потребовало уточнение
понятия «воспитательно-профилактической
деятельности ЦВИНП», что привело
к сле дуюшему его пониманию.
Воспитательно-профилактическая деятельность
цен тров временной изоляции несовершеннолетних
правонарушителей - это специ ально организованная
система, целенаправленных социально-педагогических
воздействий на несовершеннолетнего и
его семью, ориентированных на выяв ление
причин отклоняющегося поведения и создание
предпосылок изменения личности подростка.
2. Изучение психолого-педагогических
и социально-педагогических ха
рактеристик подростков, доставляемых
в ЦВИНП показало, что они отличают
ся как между собой, так и
от контрольной группы школьников.
В результате выделено три
их группы, в основу дифференциации которых
положена разнай степень их социальной
адаптации. Социально-адаптированн}то
группу состав ляют подростки с достаточным
уровнем социальной адаптации, но испыты
вающие затруднения в усвоении некоторых
общественно-значимых требова ний. На
их долю приходится 12-19% содержащихся в
центрах временной изо ляции несовершеннолетних.
Адаптивно-неустойчивая гр>тша объединяет
под ростков с низким уровнем социальной
адаптации с эпизодическим включени о
ем в педагогизированную сред>^ Их для
составляет 52-64%. В социально дезадаптивную
отнесены несовершеннолетние с полной
социальной дезадап тацией и отч}^ жденных
от позитивно влияющей педагогизированнои
среды. Их ДОЛЯ в различные годы колеблется
в пределах от 17% до 36%. Исходя из выяв ленных
психолого-педагогических и социально-педагогических
различий вы деленных групп можно рекомендовать
превалируюпще направления воспита тельно-профилактической
деятельности. Для социально-адаптированных
под ростков таким направлением должен
быть жесткий и строгий контроль, регла
ментирующий их поведение. Для адаптивно-неустойчивых
- психолого педагогическая коррекция
и их закрепление в институтах социализации
в целях предотвращения отчуждения от
педагогизированной среды. Для социально
дезадаптированных - социально-педагогическая
и медицинская реабилитация с выведением
из неблагополучных семей.
3. Воспитательно-профилактическая
деятельность как система слагается
из равноправных и взаимосвязанных
компонентов. Каждый из них
имеет свои воспитательные возможности,
а их взаимодействие, обогащение и дополнение
дрзт друга позволяют достичь комплексности
и целостности, охватить все со ставляющие
личность подростка в реализации цели.
Содержательными компо нентами системы
являются: диагностический, воспитательно-коррекционный,
образовательный, коммуникативно-консультативный
информационно деятельный.
4. Отличительной особенностью
воспитательно-профилактической дея
тельностью ЦВИЕП является её
осуществление в условиях кратковременной
изоляции и режима, что не свойственно
другим профилактическим институтам.
Режим и изоляция
относятся к тем специфическим
факторам, опираясь на ко торые облегчается
воздействие на личность несовершеннолетнего
и принятие им предлагаемых требований.
По сути (не по закону) кратковременное
огра ничение свободы в сочетании с системой
целенаправленных педагогических воздействий,
с }^етом индивид>'альных и групповых
особенностей несовер шеннолетних, способно
вызывать торможение в проявлении негативных
по ступков и удержать от девиантного
поведения после выхода. Усредненный максимальный
эффект длительности такого воздержания
составляет около 2 месяцев времени, в
течение которого 52,7% подростков, побывавших
в ЦВИНП, не замечены в предосудительных
поступках. Этот срок может рас сматриваться
как показатель результативности воспитательно
профилактической деятельности в достижении
цели и как функциональная возможность
данной системы на данном уровне её организации.
В целях наиболее
полного использования предупредительного
потенциа ла краткосрочной изоляции
и раскрытия возможностей воспитательно
профилактической деятельности необходимо
законодательное изменение су ществующей
нормативной базы, касающееся порядка
помещения и времени пребывания в ЦВИНП.
Такую меру воздействия, как направление
в специаль ное учебно-воспитательное
учреждение, следует применять лишь после
про филактического помещения подростков
в ЦВИНП. Эта превентивная мера воздействия,
как показывает проведенное ис следование,
для 20- 25% подростков более эффективна,
чем условное направ ление в специальную
школу или специальное профтехучилище,
которое не только оказывается неэффективной
и не дает ожидаемого результата, но и
час то ведет к дальнейшей десоциализации
личности. Предварительное помеще ние
в ЦВИНП для многих подростков является
действенным средством, за ставляющее
переосмыслить свое поведение и изменить
его. При этом оно адек ватно воспринимается
несовершеннолетними и является более
гуманной мерой (чем направление в спецучреждение),
дающей подростку реальный шанс из менить
свое поведение без длительной изоляции
от общества и отрыва от се мьи. Для таких
категорий следует увеличить срок содержания
до 60 суток, с не значительным его продлением
или сокращением в зависимости от результа
тивности воспитательно-профилактической
деятельности с личностью и её работой
над собой, предусмотрев возможность возращения
в ЦВИНП в слу чае срыва или не выполнения
установленных требований или взятых
обяза тельств.
5. Важным направлением
совершенствования воспитательно
профилактической деятельности
является реальная реализация личностного
подхода каждым воспитателем и сотрудником
ЦВИНП, всестороннее изучение личности
подростка, учет его психолого-педагогических
и социально педагогических характеристик.
Экспериментально доказано, что практические
результаты в достижении воспитательно-профилактической
цели, направлен ной на изменение сознания
подростков и его поведения, выше у тех
воспитате лей, которые придают этому
обстоятельству наибольшее значение.
В процессе исследования стабильная ориентация
на учет индивидуальных особенностей
обнаружена у 46% лиц осуш;ествляюпщх воспитательно-профилактическую
деятельность, в то время как для остальньгх
она выражена в меньшей степени.
В их деятельности преобладающими
являются способы силового, администра
тивно-назидательного характера воздействия,
которые в силу своей природы если и требуют
учета индивидуальных свойств, то в меньшей
мере.
Это связано с недостатком
профессиональных навыков и знаний
у на чинающих педагогов (35 %) и профессиональной
деформацией у сотрудни ков, имеющих
больший стаж и опыт работы (19 %).
В связи с чем, в
работе с сотрудниками мы предлагаем
три направления: повышение профессиональных
знаний и профессиональной компетенции
на чинаюпщх сотрудников в рамках
обязательных занятий в системе
служебной подготовки; организация
психопрофилактических мероприятий для
лиц с больпшм стажем работы с привлечением
соответствующих специалистов; при нятие
управленческих решений по контролю за
деятельностью сотрудников и её стимзширования,
исходя их специфики конкретного подразделения.
6. Особое внимание
при осуществлении воспитательно-профилактичес
кой деятельности следует уделять
параллельному педагогическом}' воздейст
вию на семью подростка. Такое
воздействие направленно на опосредованное
закрепление положительных изменений
в личности несовершеннолетнего со стороны
родителей. При этом оно наиболее результативно
в том случае, если осуществляется на началах
взаимодействия и сотрудничества, базируется
на равенстве сторон, уважительном отношении
к личности членов семьи, пре следует не
административно-наказательные, а воспитательные
цели, ориенти руется на всестороннюю
социально-педагогическую помощь и поддержку.
7. Экспериментально
доказано, что параллельное воспитание
родителей наиболее результативно
при наполнении воспитательной работы
с ними специ альным содержанием, дифференцированным
для каждого из выделенных ти пов семьи.
Содержание воспитательной работы с родителями:
для педагогиче ски несостоятельной семьи
- это всемерная педагогическая помощь
и поддерж ка, её педагогическое просвещение;
для конфликтной семьи - наряду с изло
женным, ориентация на гармонизацию отношений
в ней, социально педагогическая помоп];ь
со стороны институтов социализации, пробуждение
ответственности за воспитание детей,
установление и поддержание связи с ней
в целях её последующего воспитания и
контроля; для аморально ассоциальной
семьи - социальная реабилитация и опека.
Для установления воспитательного взаимодействия
с семьей целесообразно регулярное поддер
жание связей с ней, приглашения родителей
для индивидуальных и групповых бесед,
лекций, совместных с их детьми тренингов,
переписки, анкетирования индивидуального
для каждого выделенного типа семьи.
8. Важным ггугем
совершенствования воспитательно-профилактической
деятельности и повышения её результативности
является использование спе цифического
средства усиливающего педагогическое
воздействие - педагоги ческого аутотренига,
который снимает барьеры критики, облегчает
доступ и усвоение педагогической информации,
способствует более быстрому усвоению
подростками социальных норм и правил.
7. Проведенным исследованием
установлено, что воспитательно
профилактическая деятельность
ЦВИНП, имея объективные функционально
временные возможности и правовые
ограничения, максимально результативна
в том случае, если после выхода подростка
из данного учреждения ему будет создана
педагогизированная среда. Такая среда
может быть создана в про цессе воспитания
родителей и реализации ими их педагогического
потенциала, осуществляемого под воздействием
как ЦВШШ, так и различных обществен ных
институтов, с которыми со стороны ЦВИНП
будут налажены системно стрзпктурные
связи. Объективно, на современном уровне
развития обществен ных отношений такая
среда может быть создана лишь в отношении
социаль но-адаптированных и адаптивно-неустойчивых
подростков, принадлежащих к педагогически
несостоятельным и конфликтным семьям.
Для социально дезадаптированных подростков
наиболее действенной мерой удержания
от последующего девиантного поведения
является их выведение из неблагопри ятной
микросоциальной обстановки и помещения
в специальные образова тельные и воспитательно-корректирующие
учреждения.
Сложность и актуальность
проблемы совершенствования воспитатель
но-профилактической деятельности ЦВИНП
в предупреждении девиантного поведения
несовершеннолетних обусловливает необходимость
её дальнейшей разработки. Особого внимания
заслуживают вопросы, относящиеся к опреде
лению использования различных методов
и средств воспитательного воздей ствия,
оптимальных для каждого из выделенных
групп, уточнения и дополне ния их содержания,
рассмотрения новых вариантов взаимодействия
с родите лями, поиск новых форм работы
с ними, способов контроля и управления
при осуществлении воспитательной работы.
Нуждается в более полном освещении вопрос
об объединении усилий общественных организаций,
школы, государ ственных профилактических
структур (ПДН, КДН и т,д.) в рамках их связи
с воспитательно-профилактической деятельностью
центров временной изоляции несовершеннолетних
правонарушителей, создания эффективной
системы со циально-педагогических воздействий
на личность, опирающийся не на кара тельный,
а на воспитательный аспект.