Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:22, реферат
В отечественной социологии к понятию профессия существует 2 подхода (в советское время):
1) деятельностный подход. Социально необусловленный вид труда, продукты которого являются товарами.
2) квалификационный подход. Социально обособленный, четкая устойчивая группа людей, которая является носителем труда. Квалификационный – главный признак профессиональный уровень подготовленности человека к специальному виду занятий, которая проявляется в определенных умениях и навыках.
Рынок капиталов.
Посредники – страховые фирмы и банки. Характеризуется стихийностью и быстротой реакции, а с другой стороны, жесткостью (при происхождении любого события рынок капиталов реагирует сразу же, ответ на чрезмерную быстроту реакции – создание Центробанка, который может осуществлять жесткое регулирование). Несовершенство: на этом рынке осуществляется определенное регулирование на основе политических интересов. В России существуют определенные особенности развития рынка, в том числе рынка как института:
Основные экономические институты
Название |
Объекты регуляции |
Социальные роли |
Нормы, правила (примеры) |
Организация (примеры) |
Санкции (примеры) |
1. Институт производства |
Отношения в процессе производства товаров и услуг (между работником и работодателем). |
Работник - работодатель, руководитель – подчиненный. |
Устав предприятия, трудовое законодательство, административный кодекс. Неформальные договоренности между подразделениями и работниками. |
Заводы, сельскохозяйственные предприятия, транспортные предприятия. |
Премии, штрафы, выговор, грамоты, похвала. Лишение фирмы лицензии, частичное освобождение от налогов, повышение лояльности работников к фирме. |
2. Институт рынка |
Отношения товарно-денежного конкурентного обмена. |
Продавец – покупатель, производитель – посредник. |
Антимонопольное законодательство. Неформальные договоренности деловых партнеров. |
Торговые предприятия, биржи. |
Финансовые санкции за нарушение сроков поставок, штрафы, юридическая ответственность, за сговор в формировании цен. Увеличение репутации фирмы в глазах покупателей. |
3. Институт собственности |
Отношения по поводу пользования, владения и распоряжения материальными и интеллектуальными объектами. |
Собственник – несобственник, инвестор - производственная организация, должник - кредитор, арендатор - арендодатель. |
Договор аренды, закон о наследовании, закон о защите авторских прав. |
Банки, ломбарды, инвестиции компании. |
Юридическая ответственность, моральное осуждение, уголовная ответственность за производство контрафактной продукции. |
Социальная структура
Покупатель-продавец, страхователь – страховщик.
При институциональном анализе эти субъекты не выстроены в иерархическую структуру. Социальная структура – мы должны анализировать социальное неравенство -> надо выделить социальные группы, которые будут не равны друг другу. Отношения между классами в основном социологами рассматриваются как отношения неравенства.
Гидденс: классы различаются по своим экономическим возможностям.
Вебер: классы различаются по богатству, власти, престижу.
Маркс: по степени контроля средств производства.
Заславская, Рывкина: экономико-социологическая структура общества. Подструктуры:
В каждой подструктуре есть социальные группы, которые имеют различные экономические основания (доход, властные полномочия в системе производства). Аспект дохода и имущества.
Предметы потребления, которые отделяют богатых от бедных: домашний кинотеатр, посудомоечная машина, кондиционер, импортный тренажер, антенна спутникового телевидения, иномарка, компьютер, мобильный телефон, цифровой фотоаппарат.
Более четкие показатели социально-экономического неравенства:
Проблема бедности. Бедность может быть абсолютная (сравнение доходов с прожиточным min) и относительная (насколько человек беден по сравнению с другими: бедными считаются люди, семьи которых составляют 10% в конце ранжированного ряда по доходам).
Проблема бедности:
Социологи должны не только изучать
степень экономического неравенства
между социальными группами, но и
фиксировать состояние
Предпринимательство как социальное явления. Бизнес слой российского общества.
Предпринимательская деятельность – это производственная, финансовая, коммерческая или посредническая деятельность, осуществляемая на базе автономного принимаемых решений с целью получения прибыли. Первыми, кто пытался изучать предпринимателей и их поведение, были экономисты Хайек и Шумпетр. Они указывали на то, что особенностью деятельности предпринимателя является производство новых комбинаций для достижения производственных целей. Хайек говорил, что предприниматели обнаруживают возможности получения дохода, незамеченные другими. Доля частных лиц, готовых опробовать новые возможности, постоянна. Отсутствие духа предпринимательства в некоторых странах не является прирожденным свойством жителей этих стран, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями. Специфический вид деятельности. Способность к этой деятельности является достаточно специфичной.
Предпринимателям свойственна:
Заславская ввела понятие
Формирование слоя предпринимателей в России. Волны:
Этика бизнеса. Основные концепции в этике бизнеса.
Специальная характеристика российских предпринимателей:
Информация о работе Профессия и профессиональная деятельность. Рынок труда