Профессия и профессиональная деятельность. Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

В отечественной социологии к понятию профессия существует 2 подхода (в советское время):
1) деятельностный подход. Социально необусловленный вид труда, продукты которого являются товарами.
2) квалификационный подход. Социально обособленный, четкая устойчивая группа людей, которая является носителем труда. Квалификационный – главный признак профессиональный уровень подготовленности человека к специальному виду занятий, которая проявляется в определенных умениях и навыках.

Работа содержит 1 файл

USUecsoc (1).doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Рынок рассматривается социологией  не только как институт, но и как  социальные сети. Между экономическими субъектами могут складываться устойчивые, постоянно воспроизводящиеся отношения:

    • Стратегический альянс (деловая коалиция)
    • Деловые сети – совокупность множественных плетеных связей в рамках разветвленных групп бизнеса.

Функции: распространение конфиденциальной info, установление доверительных отношений, помощь на формальной и неформальной основе => издержки за счет существования определенного уровня доверия. Сети могут существовать не только в рамках бизнеса, но и экономических отношений вообще.

Грановеттер изучал проблему мошенничества  в экономике – оппортунизм. В  экономической среде 2 подхода к оппортунизму:

    1. бороться с оппортунизмом можно через институт образования, контракты, санкции и т.п. – они снижают возможность мошенничества → недосоциализированное понимание оппортунизма.
    2. Пересоциализированное понимание: генерализованная моральность – у человека есть определенная склонность к доверию другим людям.

По Грановеттеру, это крайние  позиции. Необходим новый подход. Самое главное – полагаться на предыдущий деловой опыт общения  с партнером при формировании доверия. Но при этом именно долговременные, доверительные отношения являются базой для мошенничества.

Подход к анализу различных  рынков Парсонса и Смелзера («Экономика и общества»):

    • Ориентации действия
    • Целедостижение
    • Адаптация
    • Интеграция
    • Воспроизводство структуры (единых ценностных образцов)

Признаки чистого, современного рынка:

  1. Равенство власти на сторонах обмена.
  2. Один тип интересов (и с той и с другой стороны должен быть только экономический интерес).

Чем выше ориентация на целедостижение, тем совершеннее рынок.

Рассматривали 3 основных рынка:

  1. Рынок потребительских товаров.
  2. Рынок трудовых услуг.
  3. Рынок капитала.

Рынок потребительских товаров. Рассматривается  как наиболее совершенный, т.к. товар, будучи произведенным уже не подвергается контролю производителя на рынке.

Но внутри имеются рынки разной степени совершенства. Наименее совершенный рынок – рынок технически сложных товаров, т.к. потребителю сложнее определить качество и меньшая компетентность в процессе испытания => доверие другой стороны => власть на стороне производителя. Несовершенство может проявляться в существовании системы одной цены – покупатель и продавец не могут торговаться – в наличие систем франчайзинга: крупный производитель со своей маркой имеет систему предприятий по всей стране -> лояльность к розничному торговцу ассоциируется с лояльностью к определенным товарным линиям.

 

Экономическое поведение и его факторы

Экономическая деятельность – это  выполнение индивидом социальных ролей, связанных с использованием, передачей и приобретением экономических ресурсов (трудовые, финансовые, товарные ресурсы).

Экономическое поведение – совокупность поведенческих актов, в которых  выражается способ осуществления экономической деятельности. Выполнение экономических ролей начинается на первых этапах социализации (в детском возрасте – потребитель, подработка, покупатель).

Классификация видов экономического поведения по Верховину (МГУ):

    1. Производственное поведение. Концентрация информационных, материальных, технологических и других ресурсов, комбинирование их для получения экономических благ с фиксированными потребительскими свойствами в целях получения прибыли.
    2. Обменное поведение:
    1. коммерческое поведение (связано с движением и предложением благ на основе поиска info об их относительной ценности и использование этой info в целях получения выгоды от их оборота)
    1. посредническое поведение (рассматривается как разновидность коммерческих действий, когда посредник связывает экономические интересы продавца и покупателя)
    1. Потребительское поведение. Извлечение благ из товарного оборота для присвоения их полезных потребительских свойств с целью удовлетворения потребности.

Первое и второе в большей  степени относятся к предпринимателям.

Экономическое поведение можно  классифицировать по двум критериям:

  1. разложить на рыночное (товаро-денежный обмен) и нерыночное (реципрокность, взаимовыгодные отношения между людьми, благотворительность, взаимопомощь между родителями и детьми и т.п.)
  2. по виду рынка: рынок труда (поведение на рынке труда), поведение на рынке капиталов, поведение на рынке потребительских товаров

Всякое экономическое поведение можно разделить на массовое (обычные люди) и предпринимательское. На каждом из рынков можно говорить о существовании массового и предпринимательского поведения:

    1. рынок труда: предпринимательское – использование ресурсов, массовое – поиск работы, трудовое поведение.
    2. рынок капиталов: предпринимательское – финансовое поведение, массовое – сберегательное, покупка акций, инвестиционное поведение.
    3. рынок потребительских поваров: массовое – потребление.

Содержание основных видов предпринимательского поведения (Верховин):

1. Посредническое поведение. Определенный аспект, функция, имеющая отношение к социальным сетям. Институциональные ступени посреднического поведения:

  1. поведение рекламных агентов и агентств: специфика здесь социальное взаимодействие является анонимным и заключается в том, чтобы предоставлять info.
  2. Поведение маклера – посредники, они сводят заинтересованные стороны друг с другом, это взаимодействие не является долгосрочным. Основная его функция – проверить info о контрагенте сделок.
  3. Представители – они друг с другом находятся в длительных и доверительных отношениях. Посредники не несут ответственности за совершенные сделки и не имеют доступ к ресурсам клиентов.
  4. Поверенные – передаются права собственности на ресурсы, клиент теряет эти права до истечения срока поручения. Это отношения высокого доверия.
  5. Комиссионеры – право распоряжаться ресурсами, посредник несет ответственность не только перед клиентом, но и перед третьими лицами.
  6. Дистрибьюторы – самый высокий уровень доверия, возможность самостоятельного установления цен.

Виды массового экономического поведения:

Потребительское поведение. Веблен: существует показное потребление, демонстративное, престижное. Потребление товаров более высокого качества рассматривается людьми как свойство богатства, это потребление становится почетным. Существует неодобрение к дешевым вещам, как к неприемлемым. Общедоступность часто воспринимается как признак негодности.  (Сельское население вкладывает деньги в дом и сбережения, городское население более свойственно экономить, чтобы приобрести одежду).

    1. каждый человек хотел бы владеть той же суммой материальных благ, которой владеют те люди, в один класс с которыми он себя помещает.
    2. Нижестоящий слой в своих стандартах потребления тянется к стандартам потребления, которые существуют в том слое, который стоит выше него.

Индекс потребительских настроений (Котона): рассчитывается как среднее  арифметическое из 5 числовых показателей. В качестве показателей выступает доля людей, которая выразила положительное отношение к определенному вопросу:

    1. Лучше или хуже стало материальное пложение Вашей семьи по сравнению с прошлым годом?
    2. Как Вы думаете, лучше или хуже будет материальное положение Вашей семьи в следующем году?
    3. Лучше или хуже будет экономическое положение Вашей страны через год?
    4. Лучше или хуже будет экономическое положение Вашей страны через 5 лет?
    5. Хорошее ли сейчас время для приобретения товаров длительного пользования?

2. Страховое поведение. Страховая деятельность – особый вид деятельности, который заключается в перераспределении рисков нанесения ущерба имущественным интересам страхователей. Роль – страховщик. Поведение страхователя (тот, кого страхуют): принятие решения человеком основано на определенных естественных мотивах. В основе лежит базовая потребность – потребность в безопасности. Потенциальный страхователь должен осознать возможные опасности. Эти опасности можно разделить на естественные (технологические) и социальные (культурные). Ведущим показателем осознания опасности является страх -> актуализируется потребность в безопасности -> человек принимает решение о необходимости страховки -> выбор страховщика.

При страховании некоторые ученые отмечают тот факт, что нередко  сам факт страховки способствует рискованному поведению человека.

Мотивация экономического поведения:

  1. Рациональная. Предполагает количественное соизмерение затрат и выгод.
  2. Традиционная. Поведение человека мотивируется стереотипами, установками, которые типичны для какой-то социальной среды.
  3. Эмоциональная. Под влиянием чувств, эффект группового заражения (паника на финансовых рынках), сопереживание, вина, жалость.
  4. Нормативная. Моральные предписания (чувство долга), религиозные ожидания ближайшего окружения.
  5. Иррациональная мотивация (расточительство, скупость).

Основные теоретические модели рационального поведения:

  1. Концепция экономического человека. Рационально мыслящий индивид стремится к max собственной выгоде, которую он может определить логически и рассчитать численно в условиях абсолютной полноты info и свободы выбора. В рамках теоретического обмена эти постулаты были переформулированы: человек имеет какую-то степень рациональности, может извлечь определенную выгоду ( не всегда max). Человек не может добыть абсолютную info, но он имеет какую-то часть info.
  2. Теория Вебера. Целерациональное и ценностнорациональное поведение. Социальный эгоизм (выгода достигается для своей общности). Нельзя со стороны сказать, рационален или нерационален человек.

Основные факторы экономического поведения:

Экономическая культура – система  ценностей, смыслов, символов, традиций, обеспечивающих регуляцию и мотивацию экономической деятельности (ценности, которые имеют сугубо экономическую природу: труд, собственность, ментальные ценности - профессионализм, предприимчивость, практицизм).

Экономическая психология – чувства, эмоции, стремления, ожидания, которые свойственны человеку как субъекту экономической жизни.

Экономическая идеология – система  идей, воззрений относительно способов организации экономики. Идеологические направления:

    • Консерватизм. Люди ратуют за сильную государственную власть, вмешательство государства в экономическую жизнь. Это не предполагает равенства экономических субъектов. Мотив – желание выполнить свой долг. Ориентированы на практику концентрации частной собственности.
    • Либерализм. Принцип свободы хозяйственного субъекта. Мотивация - материальная выгода в процессе трудовой деятельности. Принцип равенства экономических возможностей, национальный характер экономики признается как ограничение.
    • Демократизм. Эгалитарная идеология (равенство). Выступает против формального равенства либералов (главенство сильного). Должна быть демократия на производстве.
    • Социализм. Общественная собственность, планомерное хозяйство, чувство долга.

Экономическая наука (знание) оказывает  влияние на экономическое поведение  через информирование человека.

 

(не знаю  откуда)

Здесь включается ориентация на интеграцию. Предприниматель ориентируется  не на потребности покупателей, а  на формирование определенной потребности.

Рынок трудовых услуг.

Труд не отделен от личности его  носителя. Экономическая безопасность домашнего хозяйства зависит от способности субъекта труда применять свою рабочую силу. В этой зависимости проявляется несовершенство: домашнее хозяйство зависит от работодателя.

Виды рынков трудовых услуг:

    1. Самый несовершенный – рынок неквалифицированной рабочей силы с низким уровнем компетентности. Max зависит от работодателей (таких работников много, работодатель один).  Буфер – профсоюзы.
    2. Рынок администраторских услуг – достаточно высокий уровень организаторской ответственности.
    3. Рынок услуг профессионалов. Несовершенство: профсоюзы ориентированы на выполнение технических стандартов, которые не зависят от прибыли и т.п. -> у профсоюзов есть ответственность перед профессиональной группой. Несовершенство профсоюзов-частников: проблема доверия, лояльности. Цена услуги определяется способностью платить (н-р, частные врачи).

Информация о работе Профессия и профессиональная деятельность. Рынок труда