Профессия и профессиональная деятельность. Рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

В отечественной социологии к понятию профессия существует 2 подхода (в советское время):
1) деятельностный подход. Социально необусловленный вид труда, продукты которого являются товарами.
2) квалификационный подход. Социально обособленный, четкая устойчивая группа людей, которая является носителем труда. Квалификационный – главный признак профессиональный уровень подготовленности человека к специальному виду занятий, которая проявляется в определенных умениях и навыках.

Работа содержит 1 файл

USUecsoc (1).doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Профессия и  профессиональная деятельность. Рынок  труда.

 

Профессия – четкая профессиональная группа.

В отечественной социологии к понятию  профессия существует 2 подхода (в  советское время):

1) деятельностный подход. Социально  необусловленный вид труда, продукты которого являются товарами.

2) квалификационный подход. Социально  обособленный, четкая устойчивая  группа людей, которая является  носителем труда. Квалификационный  – главный признак профессиональный уровень подготовленности человека к специальному виду занятий, которая проявляется в определенных умениях и навыках.

Западный подход:

Дюркгейм, Спенсер – они считали, что к профессиям можно отнести  такие особые виды занятий:

  1. свободные профессии: музыканты, судьи, врачи.

Дюркгейм противопоставляет профессии  экономическим занятиям: рабочий и предприниматель. Понятия профессия этики для продолжения конфликта. В западной социологии, анализируя профессию, они анализируют труд профессионалов.

Два подхода на Западе:

  1. Атрибутивный (свойство) – приписываются определенные свойства, которые позволяют отнести занятия к профессии:
    1. Занятия, которые базируются на навыках, в основе которых лежат теоретические знания.
    2. Специализированное обучение этим навыкам.
    3. Особая компетентность, гарантированная данными, экзаменами.
    4. определенный кодекс поведения, который обеспечивает профессиональную идентичность.
    5. Исполнение определенных служебных обязанностей на благо общества.
    6. Членство в профессиональных организациях.
  2. Интерпретативный. Основанный на понятии профессионализация – процесс создания и контроля рынка услуг в определенной профессии. Понятие профессионализация предполагает стремление профессионалов к высокому статусу и восходящей социальной мобильности. Любая профессия монополизирует профессиональное знание как собственность. Проблема – ограничение доступа к профессии- стратегии закрытости доступа (стратегия исключения). Пример: врачи на Западе – нужен большой объем знаний и умений, который является не всегда оправданным.

Данила Маркович разделил занятия  на:

  1. Простые профессии.
  2. Полноценные профессии.

Профессия – социально обособленный вид трудовой деятельности, требующий  определенной подготовки и обычно являющийся источником средств существования.

Психолог Климов. Классификация (психологический  подход):

  1. Человек - природа: животноводство.
  2. Человек - техника.
  3. Человек - человек.
  4. Человек - знак: бухгалтерия, математика, музыкальные специальности.
  5. Человек - художественный образ.

Социологический подход предполагает введение понятий:

  • Профессиональный статус;
  • Профессиональная роль;
  • Профессиональная группа;

Любая профессия получает статус, когда происходит ее институционализация  в системе общественного разделения труда. Профессиональная роль конституируется с момента появления профессиональной подготовки. Интериоризация профессиональных норм – формирование неких внутренних структур человеческой психики благодаря освоению структур внешней профессиональной деятельности (воспринял профессиональную роль) – оказывают влияние на поведение вне работы.

При выборе профессии человек предъявляет  к ней свои требования и профессиональные тоже – ограничения на выбор профессии:

  1. Психофизиологические ограничения (военный, машинист).
  2. Физические: внешность, рост, сложение.
  3. Социально-демографические: половозрастные, образование.

Профессиональная группа – совокупность работников, связанных единым производственным процессом и близкими по содержанию профессиональными ролями. Профессиональные группы вместе с отношениями между ними образуют профессиональную структуру. Профессиональная структура иерархична. Шкала Н.Пауэрс.

Существуют этапы, стадии профессионального становления личности:

  1. Формирование профессиональных намерений и ориентаций.
  2. Профессиональное обучение.
  3. Профессиональная адаптация.
  4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.

Теории формирования профессиональных ориентаций:

  1. Психологизаторский. Формирование профессиональных ориентаций рассматривается как последовательность стадий, проходя которые человек реализует и развивает свои индивидуальные склонности и способности.
  2. Более социологизированная. Индивид осваивает определенные роли в семье, системе образования, раннем трудовом опыте, эти роли обеспечивают ему условия, в которых индивид учится выбирать профессиональные роли.
  3. Структурные ограничения на выбор – человек выбирает скорее не ту профессию, к которой есть способности, а ту, которую он может освоить исходя из материального положения своей семьи, ее культурного капитала и т.д.

Классификация факторов профессионального  выбора:

  1. непроизводственные структурные факторы (классовая принадлежность, семья, образование, пол);
  2. производственные структурные факторы ( структура вакансии и структура занятий);

Западная социология: В образовании  происходит сортировка людей, а не их развитие. Система школьного образования готовит детей к профессиональному выбору – структура ролей в системе образования похожа на структуру ролей в сфере производства (учебный план, контроль, стереотипы поведения). Семья. За счет предоставления или непредоставления материальных возможностей для получения определенной профессии + оказывает непосредственное влияние на выбор профессии.

 

Введение в  социологию труда

 

Дуси – бельгийский социолог. Ввел социологию труда (до этого –  индустриальная социология). Противопоставляет индустриальную социологию и социологию труда ( в большей степени ориентирована на гуманистические постулаты).

Социология труда изучает трудовые отношения на предприятии и разрабатывает  практические рекомендации для увеличения эффективности производства (США).

Турен А. (фр.) – социология труда  изучает социальное поведение индустриальных рабочих. Социология труда – специальная социологическая теория, которая изучает труд как социальный процесс и совокупность факторов, которые влияют на этот процесс.

Щепальский – социология труда  составная часть социологии, рассматривающая труд как общественное явление, условия которого влияют на мотивы,, производственную интенсивность труда и его результаты, а также следующие изменения, которые труд вызывает в структуре деятельности человека, развитии больших и малых групп людей.

Хайруллина Ю.Р. – «Ценности в сфере труда. Особенности и факторы»\\Социс, 2003 №5

 

Рынок труда

 

Экономика: Рынок труда – определенные товаро-денежные отношения, которые  регулируются спросом и предложением на рабочую силу.

Социология: Процессы на рынке труда  рассматриваются как социальные процессы, которые  регулируются не только экономическими законами, но и определенными нормами, установками, а также законами социальной мобильности населения.

Экономисты говорят о рабочей  силе как товаре, а социологи чаще используют понятие – трудовой потенциал работника.

Компоненты трудового потенциала работника:

    1. Психофизиологический (работоспособность, выносливость, способности).
    2. Общепсихологический (обучаемость, креативные способности),
    3. Социально-психологический (дисциплинированность, аккуратность, предприимчивость, способность к руководству).
    4. Культурный (образование, квалификация, общая культура).
    5. Ценностный (ценности, установки, потребности).

Исходя из теории человеческого  капитала: индивиды, вкладывающие свои усилия, деньги в образование, развитие личностных качеств, свойств, обладают более большими возможностями на рынке труда – это повышает их ценность на рынке труда.

Различия между работниками  по положению на рынке труда появились в теории, которая выделяет сегменты рынка труда:

  • Первичный сегмент. Входят работники, у которых высокая зарплата, хорошие условия труда, высокий уровень социальной защиты, высокая роль профсоюзов.
  • Вторичный сегмент. Противоположные характеристики.

Эта теория возникла в 60-е гг. (возникновение  двух-ступенной структуры: профсоюзы и работодатели; США). Во вторичный сегмент входили: расовые – цветные, женщины, студенчество. В России к вторичному сегменту относится: молодежь, женщины, неграмотные.

Социологи выделяют в рынке труда:

  1. Ядро – работники, которые работают постоянно, стабильно, полный рабочий день.
  2. Периферия (неравенство трудового потенциала).

Есть еще и люди, которые ищут работу. Они либо являются безработными, либо они имеют место работы, но оно их не устраивает. Соискатель –  человек, который ищет работу.

 Каналы трудоустройства – средства, при помощи которых осуществляется поиск работы:

  1. личные контакты;
    1. прямая помощь (протекция). Чаще ее оказывают близкие родственники.
    2. Предоставление info о рабочем месте (соискатель непосредственно ни на кого не ссылается, но он имеет info, которую в официальных источниках невозможно добыть). Источник info друзья, знакомые.
    3. Устройство по профессиональным связям (высококвалифицированные работники)
  2. самостоятельное трудоустройство;
    1. непосредственное обращение в отдел кадров (неквалифицированная рабочая сила).
    2. участие в конкурсах.
  3. формальные каналы;
    1. государственные службы занятости (занимаются неквалифицированной рабочей силой, в качестве соискателей выступают женщины, люди пенсионного возраста с недостаточным трудовым потенциалом, часто у них есть непроверенная info, неэффективное).
    2. негосударственные организации по трудоустройству (чаще занимаются высококвалифицированными работниками).

Безработица – экономическое явление, когда соотношение спроса и предложения на рабочую силу не выгодно для работников. Потенциальная безработица в трудовых организациях выполняет стимулирующую функцию (боязнь потерять работу). Стимулирующая функция может превратиться в манипулятивную: субъективность в принятии кадровых решений (принятие на работу может основываться не на личных качествах работника, а на других качествах).

Социологи рассматривают рынок  труда как социальный институт и  социальные сети. Рынок труда как социальный институт. Фиксируется тот факт, что трудовой контракт – это всего лишь начальная точка в продолжительном взаимодействии между работодателем и работником, т.е. происходит перерассогласовывание условий трудового контракта. Социологи могут эмпирическими методами исследовать сам процесс поиска работы. Здесь можно выделить 2 индикатора рыночного обмена:

  1. выбор из нескольких вариантов при поиске места работы;
  2. ведение торга;

Несколько лет назад было проведено  исследование в России – выбор  из нескольких вариантов встреч в Росси редок. Формальные посредники не способствуют согласованию размеров зарплаты и не влияют на качество подбора. Личные связи – наиболее распространенный способ получения работы. Плотные социальные сети подавляют рыночный обмен (человеческие контакты с множеством людей, которые знают друг друга). Работники, включенные в плотные социальные сети, особенно родственные, ничего не выбирают. Трудовой контракт не является четко определенным. Рынок труда можно рассматривать как социальные сети. На первом месте в России – личные связи.

Существует 2 типа трудовой мобильности:

  1. Внутренняя трудовая мобильность – предполагает повышение квалификации кадрами внутри предприятия.
  2. Внешняя трудовая мобильность – наиболее квалифицированные кадры рекрутируются со стороны.

Механизмы внутренней мобильности  связаны с улучшением квалификационной структуры рабочей силы, а механизмы внешней трудовой мобильности связаны с улучшением распределения и использования рабочей силы.

 

Состояние сферы  занятости в России

 

  1. В настоящее время в России продолжается изменение профессиональной структуры общества. Негативные стороны: многие люди работают не по специальности, полученной в учебном заведении → нарушение профессиональной идентичности.
  2. Продолжается массовое отступление от норм профессиональной этики.
  3. Развитие такого явления как профессиональный маргинализм. Профессия для маргинала – лишь средство достижения других, непрофессиональных целей.
  4. Формируется слой богатых в сфере профессионалов. Интеллигенция делится на богатую и бедную. Среди богатых интеллигентов выше уровень владения целым рядом определенных навыков => профессиональные навыки и умения превращаются в один из дифференцирующих факторов экономического расслоения общества.
  5. Основная черта рынка труда в России – сильнейшие региональные различия.
  6. Достаточно развита при найме на работу дискриминация по полу и возрасту.
  7. Сильны неформальные механизмы в сфере рынка труда.

Информация о работе Профессия и профессиональная деятельность. Рынок труда