Профессиональные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

В последнее время растёт интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла его существования. Руководитель изучает методику работы с подчинённым, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться”, преподаватели решают, как можно помочь справится с эмоциональным волнением студентам и учащимся других учебных заведений.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………4
2. Появление профессии социального работника………………………….5
3. Профессиональные требования к социальному работнику…………….6
3.1. Базовые характеристики социального работника…………………...6
3.1.1. Умения социального работника…………………………………7
3.2. Задачи практической деятельности социального работника……….9
3.3. Профессиональные функции специалиста по социальной работе...10
3.5. Специализация социальных работников…………………………….16
4. Духовно-нравственный портрет социального работника………………21
4.1. Личностные качества………………………………………………….22
4.2. Психофизиологические качества……………………………………..22
4.3. Психологические качества…………………………………………….23
4.4. Критерии профессиональной пригодности…………………………..25
5. Заключение…………………………………………………………………30
6. Список используемой литературы………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

▪Инновационная функция. Специалист по социальной работе в деятельности, направленной на преобразование социума, стремится к использованию наиболее эффективных методов и технологий работы. Чтобы совершенствовать систему социальной поддержки населения, деятельность специалиста должна носить инновационный характер, т.е. включать в себя новые методические, технологические компоненты.

Инновационная функция специалиста  реализуется в творческом подходе  к принятым технологиям социальной работы (постоянном анализе их использования, выявлении сильных и слабых сторон, введении новых технологических компонентов), в интеграции в практику социальной помощи существующего инновационного опыта (в том числе опыта учреждений, имеющих статус экспериментальных площадок, опыта других регионов Российской Федерации, зарубежных стран и т.д.).

Мотивационная функция социального  работника выражается в создании мотивообразующих условий для включения  клиента в деятельность по преодолению  трудной жизненной ситуации, а  не в том, чтобы решить за него его  проблему. Наличие односторонней активности в системе взаимодействия «специалист—клиент» чревато, во-первых, развитием иждивенческой позиции клиента, возникновением социальных ожиданий удовлетворения потребностей без собственных усилий и, во-вторых, низкой эффективностью деятельности.

Возникшая у человека трудная жизненная  ситуация может быть преодолена только в результате его собственных  усилий, специалист по социальной работе в этом случае поддерживает, направляет, корректирует действия личности, обеспечивает наличие необходимой информации, снимает или уменьшает противодействие различных социальных барьеров, но не «решает проблему за клиента».

Среди основных препятствий, затрудняющих принятие и реализацию активной деятельностной позиции относительно существующей проблемы, можно назвать: неуверенность клиента в своих силах, страх неудачи; отсутствие или недостаток информации, обеспечивающей эффективность деятельности; отсутствие социальных умений и навыков реализации, необходимых для решения проблемы поведенческой траектории.

Для преодоления выявленных у клиента  трудностей специалист использует следующие  методы и приемы работы:

- консультирование, направленное  на повышение самооценки клиента;

- включение клиента в деятельность, способствующую достижению положительного результата (создание ситуации успеха);

- социальное научение клиента,  включающее информативный и поведенческий  блоки, и др.

Защитная функция специалиста  по социальной работе реализуется в  случаях, когда трудная жизненная  ситуация вызвана неправомочными действиями третьих лиц, нарушающими права и свободы клиента. Специалист может выступать в качестве инициатора судебного разбирательства по установленному факту нарушения прав и свобод клиента, свидетеля на судебном заседании, а также, если это необходимо, в качестве общественного защитника.

▪ Предупредительно - профилактическая и социально-терапевтическая функция (социальный педагог и социальный работник совместно предусматривают  и приводят в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организуют оказание социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечивают, защиту прав в обществе, оказывают помощь подросткам и молодежи в период их социального и профессионального определения);

 Современная социальная ситуация в Российской Федерации характеризуется интенсивной динамикой развития социальных патологий: распространением наркомании, алкоголизма, проституции среди несовершеннолетних. Социальные патологии продвигаются, как правило, из более крупных населенных пунктов в мелкие. Анализ ситуации в крупных городах позволяет прогнозировать развитие неблагоприятных социальных явлений в других типах поселений.

Социальный работник, оказывая социальную помощь клиенту, реализует при этом следующие функции:

▪ Воспитательная функция (обеспечение  целенаправленного влияния всех социальных институтов на поведение  и деятельность клиента). Ставится задача полноценного использования в воспитательном процессе (средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного1 субъекта воспитательного процесса).

 

3.4. Специализация социальных работников

Практика показывает, что сфера  социальной работы в России расширяется  год от года. И хотя социальная работа — единая профессия, ей свойственен широкий спектр специализаций. Ниже мы приводим наиболее распространенные из них, которые уже наметились в формирующейся системе социальных служб.

Социальный работник семейного профиля специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Клиентами семейного социального педагога (работника) являются неполные семьи, проживающих в одном или нескольких близлежащих домах. Ныне это самый распространенный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля, представляющий собой базовый компонент в инфраструктуре кадрового обеспечения системы социальных служб. Семейный работник — специалист высшей квалификации, большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи семье в этически допустимых формах, на основании включения самой семьи в этот процесс.

Общинный (сельский) социальный работник специализируется На оказании разносторонней помощи сельским жителям. Клиентами общинного социального педагога (работника) являются все жители данного села, деревни, поселка. Это специалист высшей квалификации, широкого профиля, большого жизненного опыта, профессионального мастерства авторитетный и уважаемый на селе. Желательно местный житель, хорошо знающий традиции, специфику, образ жизни, психологию сельского населения. )

Специалист по социальной работе с  детьми и молодежью (молодежный социальный работник) специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского микрорайона, проживающим на территории обслуживаемого им микрорайона, границы которого определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы он уделяет особое внимание развитию детских и молодежных социальных инициатив, способствует включению детей и молодежи в решение социальных проблем города, села, общины и на этой основе созданию слоя помощников социального педагога (работника).

Специалист по организации культурного досуга специализируется на организации социокультурной деятельности как детей, так и взрослых, различных групп. В организации культурно-досуговой деятельности населения он отдает приоритет семейным формам досуга, уделяет специальное внимание организации совместного времяпровождения детей и их родителей, пожилых людей, инвалидов, различных ущемленных групп населения.

Социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами (в том числе с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями). Этот специалист нередко выделяется в особую группу. Особое внимание уделяется организации межличностного общения здоровых и больных детей, различным видам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде, созданию без барьерной среды.

Социальный работник-геронтолог специализируется на оказании всесторонней помощи пожилым людям. Его клиентами являются лица пенсионного возраста, проживающие на обслуживаемой им территории. В организации работы он уделяет особое внимание социальной реабилитации пожилых людей, включению их в различные виды активной общественно ценной деятельности, организации досуга.

Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной или профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы реабилитации, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социальный педагог (работник), специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям. Его  клиентами являются дети с нарушениями  норм поведения, проживающие на обслуживаемой  им территории. Особое внимание в своей работе он уделяет профилактической работе по предупреждению противоправной деятельности и достижению реабилитации подростков путем организации социально полезной, оздоровительной и воспитательной деятельности, созданию условий для нормального быта, труда и досуга.

Специалист по социальной работе или  административный (муниципальный) социальный работник. Он не выходит на практическую социально-педагогическую деятельность с клиентами, специализируется в вопросах управления . социальной практикой, процессом социального формирования и развития личности в условиях открытой микросоциальной среды, проведения экспертизы, определения перспектив развития системы социальных служб. Это работники - муниципальных органов власти, комитетов социальной защиты, социальной помощи населению, руководители социальных учреждений.

 

3.5. Профессиограмма  специалиста по социальной работе

 

Специалист по социальной работе, оптимизируя жизненную ситуацию личности или группы людей, влияет на процесс трансформации социума в целом. Осуществляя профессиональную деятельность, он непосредственно или опосредованно влияет на клиента (клиентов). В ряде случаев, особенно при использовании методов индивидуальной работы с клиентом, это влияние может существенным образом предопределить жизненные перспективы личности. Возможность (доступ) к такого рода взаимодействию в системе отношений «специалист—клиент» обеспечивается высокими требованиями к знаниям, умениям и личностным качествам специалиста по социальной работе.

Степень соответствия личности специалиста требованиям профессии обусловлена:

-  характеристиками  преморбидной (предшествующей) структуры  личности;

- качеством профессионального  образования;

- наличием опыта профессиональной  деятельности.

Характеристики преморбидной структуры личности определяют степень вероятности положительного результата профессионализации будущего специалиста. Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятельности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.

Будущий специалист по социальной работе приобретает необходимые знания, умения и навыки в процессе профессиональной подготовки. В своей практической деятельности он основывается на интегративной области знания — теории социальной работы, которая как практико-ориентированное знание развивается, опираясь на базовые положения педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, валеологии, истории и других наук. В связи с этим требования к профессиональным знаниям также носят интегративный характер.

Знания, которые приобретает  будущий специалист по социальной работе в процессе профессиональной подготовки, можно условно разделить на следующие  группы.

Система знаний и представлений, обеспечивающих высокий общекультурный уровень развития личности студента. В процессе освоения таких дисциплин, как философия, социология, экономика и др., студент знакомится с общенаучными теориями, концепциями, подходами, на основании которых в дальнейшем происходит освоение специальных профессиональных знаний, а также развивает общеинтеллектуальные умения (анализа, синтеза, сравнения и др.), которые обеспечивают в целом успешность процесса обучения.

Система общепрофессиональных знаний

 Дает теоретические основы  практической деятельности в сфере социальной работы. Освоение системы общепрофессиональных знаний происходит в процессе изучения дисциплин «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная политика», «Профессионально-этические основы социальной работы» и др. Содержание данных дисциплин охватывает всю профессиональную деятельность, рассмотренную под определенным утлом зрения.

Система специальных  знаний

Эти знания носят практико-ориентированный  характер, конкретизируют, уточняют систему  общепрофессиональных знаний. Дисциплины, которые обеспечивают освоение студентом знаний данной группы, могут быть посвящены социальной ситуации определенной категории клиентов (социальная геронтология), социальной проблеме (занятость населения и ее регулирование), определенной технологии профессиональной деятельности (содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы).

Таким образом, логика приобретения знаний строится на основании индуктивного принципа — от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от теоретического к практическому.

В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами  практической социальной работы по ряду направлений, в том числе следующими методами, формами, средствами: оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях); организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.; проведение исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы; участие в организационно-управленческой деятельности и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

Информация о работе Профессиональные требования к социальному работнику