Профессиональные требования к социальному работнику

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

В последнее время растёт интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла его существования. Руководитель изучает методику работы с подчинённым, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться”, преподаватели решают, как можно помочь справится с эмоциональным волнением студентам и учащимся других учебных заведений.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………4
2. Появление профессии социального работника………………………….5
3. Профессиональные требования к социальному работнику…………….6
3.1. Базовые характеристики социального работника…………………...6
3.1.1. Умения социального работника…………………………………7
3.2. Задачи практической деятельности социального работника……….9
3.3. Профессиональные функции специалиста по социальной работе...10
3.5. Специализация социальных работников…………………………….16
4. Духовно-нравственный портрет социального работника………………21
4.1. Личностные качества………………………………………………….22
4.2. Психофизиологические качества……………………………………..22
4.3. Психологические качества…………………………………………….23
4.4. Критерии профессиональной пригодности…………………………..25
5. Заключение…………………………………………………………………30
6. Список используемой литературы………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Новые, более поздние сферы обслуживания охватывают социальную работу на предприятиях, геронтологические службы, социальную работу в сельской местности, социальную работу с беженцами, переселенцами, иностранными гражданами, на улицах, в группах самопомощи и т. п.

От социальных работников требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой дисфункциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья и группа).    

 

3.2 Задачи практической  деятельности социальных работников 

      

В сфере практической деятельности социальных работников в России, так  же как и в других странах, одни и те же задачи:

• поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов;

•  предлагают помощь, организуют ее, устанавливая различные необходимые  для этого связи и контакты;

• сопровождают людей на протяжении определенного жизненного периода, проявляют личное участие, организуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;

• представляют интересы нуждающихся  в помощи, если последние не в  состоянии это сделать;

• обращают внимание на последствия  беды и вносят предложения по их предупреждению, смягчению и ликвидации;

• вызывают сочувствие и активизируют людей на оказание помощи нуждающимся;

• оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения  качества обслуживания и социальной

защиты;

•  информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни для определенных групп населения.

В ходе реализации указанных задач  социальные работники и социальные педагоги призваны выполнять самые  разнообразные роли по воспитанию, информации, стимулированию, консультированию, обслуживанию, посредничеству, организации, координации и т. п. Успех профессиональной деятельности ставится в зависимость оттого, как им удается исполнить эти роли.

Социальный работник обслуживает людей от детского до самого старшего возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этической принадлежности. Клиентами их могут быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, социальный работник, социальный педагог одновременно работает как в условиях институциональной среды, так и в условиях открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в условиях неформального общения, помогая решить социально-нравственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента. Это позволяет ему обеспечить первоначальную, своевременную необходимую реакцию практически на любую проблему клиента.

 

3.3 Профессиональные  функции специалиста по социальной работе

 

▪ Диагностическая функция. Основываясь на принципе адресности социальной работы, специалист определяет степень необходимости и достаточности  социальной помощи для конкретного  клиента, выявляет социальные и личностные ресурсы, которые могут быть использованы в целях улучшения его жизненной ситуации.

В целостной диагностической  процедуре можно условно выделить два взаимосвязанных и взаимозависимых  блока: диагностику социальной среды  клиента и диагностику личности клиента. При этом первый блок направлен преимущественно на выявление социальных ресурсов, оптимизирующих ситуацию, и деструктивных факторов, «проблемных точек» среды, вызывающих ухудшение ситуации; второй блок направлен на выявление личностных ресурсов клиента.

Полученная при этом информация в целом позволяет ответить на вопрос о соотношении активности клиента и специалиста в совместной деятельности, направленной на помощь (самопомощь) в трудной жизненной ситуации. При организации взаимодействия с клиентом специалист стремится не брать на себя решение его проблем, а мобилизовать личностные ресурсы клиента, сделав стимулирование процесса самопомощи основным направлением работы. Однако для этого необходимо ответить на вопрос: каковы реальные возможности клиента? Необоснованно полагаясь на отсутствующие или недостаточно развитые личностные ресурсы клиента, специалист может спровоцировать развитие ситуации, в которой клиент не сможет самостоятельно преодолеть трудности, что повлечет за собой неуверенность, тревожность и даже негативистские тенденции восприятия работы со специалистом.

▪ Прогностическая функция (программирование, прогнозирование, проектирование процесса социального развития конкретного  микросоциума, деятельности различных  институтов, участвующих в социальном формировании личности). Реализуется на уровне практической работы с клиентом (клиентами) и на административно-управленческом уровне. В обоих случаях при реализации прогностической функции специалист использует результаты проведенной социальной диагностики. В технологическом алгоритме эти уровни связаны последовательно. На основании поставленного «социального диагноза» специалист определяет потенциалы оптимизации наличной ситуации, степень вероятности позитивного разрешения проблем, а также качественный уровень ожидаемого результата.

Специалист участвует в прогнозировании и программировании процесса социального развития конкретного микросоциума, который является объектом его профессиональной деятельности. Прогностическая деятельность на административно-управленческом уровне может быть направлена на развитие системы конкретного учреждения социального обслуживания населения, а также на систему органов и учреждений социальной защиты города, района, субъекта РФ. На основе зондажно-информационного обследования, информационно-целевого анализа различной документации, социального картографирования и других методов социальной диагностики выявляются недостатки в деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе, определяются альтернативные траектории усовершенствования их деятельности, а также оптимальное соотношение возможных затрат и результатов в контексте каждой альтернативы.

Физические, психические, социальные, духовные возможности, помогающие преодолевать трудную жизненную  ситуацию и ее последствия, восстанавливать  или формировать свои личностные или социальные качества, способствующие повышению социального статуса, у разных людей разные. Если в одном случае социальный работник ожидает хорошего результата работы с клиентом, то в другом — результативность может быть объективно снижена непреодолимыми обстоятельствами. В качестве примера рассмотрим социальную работу с двумя категориями клиентов: с безработными и лицами с ограниченными возможностями. В ситуации человека, потерявшего работу, утрачен существенный ресурс личности — участие в производственной деятельности, что влечет за собой ряд проблем различного характера. Однако восстановление данного ресурса позволяет устранить практически все неблагоприятные для человека последствия. В этом случае можно предполагать высокую результативность

работы.

В ситуации социальной помощи лицу с ограниченными возможностями  потеря такого ресурса, как «здоровье», во многих случаях необратима. Тогда  речь идет о компенсации утраченного  ресурса, т.е. о максимально полном замещении его другим ресурсом. Здесь важно определить, какими будут идеальный результат, т. е. достижимый при максимально благоприятном стечении обстоятельств (при этом «идеальность» определяется не относительно результатов работы с другими людьми, а относительно того положения, в котором находится клиент в момент прогнозирования развития его ситуации), и оптимальный результат, который понимается как наиболее гармоничное соотношение затрат и достижений при решении социальных проблем клиента. На основании реального прогноза определяются направленность, этапы и результативность возможного вмешательства.

▪ Организаторская функция (организация  той или иной деятельности, влияние  на содержание досуга, помощь в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координация деятельности подростковых и молодежных объединений, организаторская работало взаимодействии клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями). Специалист по социальной работе организует деятельность по оказанию социальной помощи клиенту или группе лиц. При этом в процессе организации деятельности специалист может занимать ряд позиций: исполнителя четко определенных заданий (поручений), организатора отдельного направления деятельности, координатора усилий различных лиц по организации конкретной деятельности.

Виды деятельности, организуемые специалистами  по социальной работе, существенным образом  варьируют в зависимости от специфики  учреждения, категорий обслуживаемых  и основных потребностей клиентской группы. Специалист определяет в первую очередь ее целевой компонент. Важно, чтобы цели деятельности были адекватны той социальной проблематике, которая актуальна для конкретного городского микрорайона, поселка, села или другого типа поселения. Определив цель деятельности (например, организация досуга для детей из малообеспеченных семей микрорайона), специалист подбирает оптимальные формы достижения этой цели (массовый праздник, организация работы спортивных секций, кружков по интересам и т.д.), выбор цели и формы деятельности во многом обусловливает ее содержание.

Организаторская функция позволяет  на деятельностном уровне изменять жизненную  ситуацию клиента (или группы клиентов); при этом возникает обратная связь  по отношению к реализации диагностической и прогностической функций. Деятельность строится на основании поставленного «социального диагноза» и прогноза развития ситуации. В процессе деятельности происходят социальные изменения, которые фиксируются с помощью второго витка социальной диагностики, причем от степени изменений и их соответствия поставленной цели зависят эффективность деятельности и адекватность прогноза. При этом процесс развивается по спирали, т. е. на основании новых диагностических данных делается новый прогноз и организуется деятельность для достижения социально значимых целей.

организационно-коммуникативную (способствуют включению добровольных помощников, самого населения микрорайона в  социальную работу в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивают информацию и налаживают взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом);

На протяжении ряда лет он как  бы ведет семью, заботясь о ее здоровье, нравственных, общечеловеческих ценностях.

Социальный работник выполняет роль конфликтолога, помогая предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих клиентов. Социальный работник является своего рода аниматором и, побуждая человека к действию, способствует восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом.

Социальный работник выполняет  роль эксперта в постановке социального  диагноза и определении методов  компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом.

Социальный работник играет роль общественного  деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

В зависимости от профиля, специализации  местом работы социального педагога и социального работника могут  быть:

• дома и микрорайоны;

• социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);

•  социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центров занятости, бирж труда, тюрем и др.);

• .социальные службы предприятий, организаций  и учреждений, общежитии, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

• службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров  социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому);

•  службы досуга и культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые  площадки и др.);         

•  валеологические и медицинские  службы (профилактории, реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств  оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

• частная практика.

▪Посредническую функцию  часто называют основной функцией специалиста по социальной работе. Общество — сложная многокомпонентная самоорганизующаяся система. Каждый член социума вовлечен во множество социальных связей, зависимостей, в совокупности составляющих микросоциум личности. Успешное функционирование человека в микросоциуме обусловлено рядом субъективных и объективных факторов, нарушение какой-либо социальной связи влечет за собой ощутимые последствия для человека в виде самых разных жизненных проблем.

 

Так, например, потеря здоровья (инвалидизация) рождает множество проблем: социально-экономические — лишение привычного уровня обеспеченности, дисбаланс в сфере потребления (большая часть доходов тратится на поддержание уровня здоровья, платные медицинские процедуры, лекарства и т.д.), вынужденный уход из производственной сферы; социально-психологические — сокращение круга общения, ощущение собственной бесполезности, снижение самооценки, формирование негативно окрашенной Я- концепции и др.; социально-педагогические — трудности в воспитании детей, межличностные конфликты в семье и другие жизненные

обстоятельства.

Для решения возникших  трудностей и проблем необходима помощь специалистов различных направлений, однако состояние личности, находящейся  в тяжелой жизненной ситуации, не позволяет человеку сделать несколько «стартовых усилий», т.е. искать координаты специалиста, записываться на прием, рассказывать о своих проблемах.

Специалист по социальной работе, являясь, по определению многих авторов, «проводником социальных перемен», обеспечивает связь клиента со всеми необходимыми ему службами. Для реализации посреднической функции специалист аккумулирует информацию обо всем спектре предоставляемых в учреждениях услуг, условиях, формах, методах работы с клиентами. Социальный работник осуществляет связь с нужным специалистом, может охарактеризовать жизненную ситуацию клиента (с его согласия), т.е. фасилитирует процесс оказания профессиональной помощи представителями других профилей и, следовательно, процесс получения помощи клиентом.

Информация о работе Профессиональные требования к социальному работнику