Профессиональные особенности общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, бухгалтерам, строителям и многим другим.

Содержание

Введение 2

Теоретическая часть 4
Определение понятия «общение». Структура и средства общения 3
Связь общения и деятельности 4
Структура общения 8

3.1 Коммуникативная сторона общения 9

3.2 Интерактивная сторона общения 15
Перцептивная сторона общения 18

4. Процесс общения техника и основные приемы 20

Практическая часть 23

Заключение 27

Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.Обшение . профессиональные особенности общения.docx

— 52.33 Кб (Скачать)

Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что  личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты. Главными из них являются два.

Во-первых, непропорционально  большое значение уделяется в  этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — все сводится только к символам.

Отсюда  вытекает и второй важный просчет  концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь  вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.

3.3. Перцептивная  сторона общения

 

Как отмечалось выше, в процессе общения  должно присутствовать взаимопонимание  между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви. В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и  в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Однако этот термин не является для  нашего случая точным.

Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь.

Но кроме этого возникает  необходимость и еще в одном  комментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова  «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».6

Другая попытка построить структуру  взаимодействия связана с описанием  ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно  проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а)  пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Однако не строгость схемы снижает ее возможности для познания структуры взаимодействия. Практически в экспериментах исследователи пока имеют дело с феноменом взаимодействия как таковым, без удовлетворительных попыток отыскания его анатомии.

Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооперативной формы взаимодействия.

Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного типа взаимодействий снимается принципиально  важная проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. А это содержание деятельности может быть весьма различным. Можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков — совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать; напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случаях задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому, не оспаривая важности исследования кооперативных форм взаимодействия, вряд ли правильно игнорировать и другую форму, а самое главное, вряд ли правильно рассматривать их обе вне социального контекста деятельности.

 

 

7. Процесс Общения, Техника и  Основные Приемы.

   Прежде чем вступать в общение  с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

   На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

   Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также  оказывает определенное впечатление  на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен, устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же Цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

   Первые жесты, привлекающие внимание  партнера по общению, равно  как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными,  поэтому общающиеся люди, для  того чтобы скрыть свое состояние  или отношение к партнеру, отводят  в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд.

В процессе общения применяются  некоторые другие виды техники и  приемы разговора, основанные на использовании  так называемой обратной связи. Под  ней в общении понимается техника  и приемы получения информации о  партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

   Обратная связь включает сознательный  контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

   Механизм обратной связи  предполагает умение партнера  соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

  

 

Практическая  часть.

 

   Специфические особенности общения в различных профессиональных группах.

Выбор профессиональной группы.

Для того чтобы ярче изучить специфические  особенности общения различных  профессиональных групп были выбраны  две социально различные профессии , бухгалтер и строитель (подчиненные и рабочие).  

Для  выявления особенностей общения  в этих профессиональных группах  было разработано психологическое  интервью, для этого был составлен  план вопросов. Для бухгалтера и  строителя были составлены одинаковые вопросы,  чтобы наиболее четче  выявить различия и сходства профессионального  общения. Это вопросы о личности респондента, вопросы о факте  поведения и о факте отношения.

Вопросы интервью:

  1. Сколько процентов времени рабочего дня занимает непосредственно общение?
  2. Используете ли вы ненормативную лексику в общении?
  3. Как часто вы применяете профессиональные термины, какие?
  4. Может ли человек понять ваш профессиональный язык без специального обучения?
  5. Вы чаще используете дистантное или непосредственное общение?
  6. Есть ли у вас  какие-нибудь  профессиональные жесты?
  7. Общение проходит чаще сидя или стоя?
  8. Опишите, какие особенности общения имеет ваша профессия?
  9. Бывают ли конфликтные ситуации между сотрудниками, если да то из-за чего?
  10. Как влияет ваша профессия на общение с людьми, не имеющих к ней отношение?

Интервью  проводилось:

Испытуемые:

Женщина, 43 года, должность – главный бухгалтер.

Мужчина, 63 года. Строитель (дизайнер – оформитель)

 

Ответы на вопросы  интервью

Бухгалтер:

  1. Примерно 4 часа рабочего времени.
  2. Не приходится и не положено.
  3. Редко приходится применять профессиональные термины, но они все-таки иногда используются такие как «дебет», «кредит», «сторна», «корреспонденция счетов»
  4. Некоторую часть может.
  5. Непосредственное чаще
  6. Нет
  7. Приходится много сидеть.
  8. Люди моей профессии чаще всего встречаются и общаются в налоговой.
  9. Очень редко
  10. Люди часто стараются узнать, где и как в каком банке лучше вложить деньги, взять кредит и т.п.

Информация о работе Профессиональные особенности общения