Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе. Объектом работы является психологическая характеристика профессии социального работника. Предмет исследования – профессиограмма и психограмма социального работника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
2. Разработать анкету для проведения эксперимента;
3. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника и составить профессиограмму специалиста по социальной работе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Социальная работа, как профессия………………………………….
1.1 Понятие и сущность терминов «профессиограмма» и «психограмма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Характеристика социальной работы, как профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Составление профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе………………………………………………………
2.1 Исследование среди специалистов социальной работы «Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе». .
2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе. . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . .

Работа содержит 1 файл

цевелева моя (2).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      22) Уважение прав клиента – 4 сотрудника;

      23) Способность к поиску новых подходов в решении задач – 7 сотрудников;

      24) Умение постановки решения принципиально новых задач в сфере социальной деятельности и в смежных областях – 7 сотрудников %;

      25) Владение методами проведения мониторинговой работы – 2 сотрудника;

      26) Владение методами прогноза — экспертной работы – 1 сотрудник;

      27) Наблюдательность – 4 сотрудника;

      28) Принципиальность – 5 сотрудников;

      29) Пластичность поведения – 3 сотрудника;

      30) Аутентичность и адекватность в поведении – 2 сотрудника.

      Таким образом, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы по главе: наиболее профессионально важным качеством социального работника является умение оказывать психологическую поддержку. Данное качество является базовым в деятельности практического социального работника, поскольку на этом базисе строятся все остальные элементы (качества), составляющие профессиональный портрет социального работника.

      Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.

      Наиболее  точным инструментом социального работника  всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов.

 

       Заключение 

      Социальный  работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).

      Социальный  работник должен владеть не малым  арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. И для получения всех необходимых в социальной работе навыков нужно обладать определенными качествами, которые были выявлены в ходе курсовой работы.

      Таким образом, профессионалом можно считать  социального работника, который:

      — соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;

      — личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально необходимые качества, компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;

      — достигает желаемых сегодня обществом  результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

      — использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;

      — выполняет нормы, стандарты, эталоны  профессии, осознает ее значимость в  обществе;

      — привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;

      — осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;

      — имеет уже сегодня необходимый  уровень профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;

      — социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о  практике, отношении к профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем.

      Проведенное исследование показало, что наиболее профессионально важным качеством  социального работника является умение оказывать психологическую  поддержку. Данное качество является базовым  в деятельности практического социального работника, поскольку на этом базисе строятся все остальные элементы (качества), составляющие профессиональный портрет социального работника.

 

       Список использованных источников 

    1. Лебедев, Б. Л. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. / Б. Л. Лебедев М.: Союз, 1996. – 68 с.
    2. Павлюнок, П. Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д.
    3. Павлюнок. - М.: ИНФРА-М, 1998. – 112 с.
    4. Курбатова, В. И Социальная работа / В. И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 240 с.
    5. Шеляг, Т. В. Толерантность как принцип социальной работы/ Т. В Шеляг. // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. – 180 с.
    6. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М. В. Фирсов, Е. Г Студенова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 230 с.
    7. Ляшено, А. И. Профессиональное становление социального работника: Автореферат, дис. Канд. Психологических наук. / А. И. Ляшенко – М., 1993. – 89 с.
    8. Холостова, Е. И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. / Е. И. Холостова, Л. Г. Гуслякова - М.: Институт социальной работы, 1997. – 150 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

(обязательное) 

Психологические характеристики специалиста по социальной работе

1) Умение оказывать  психологическую поддержку; 

2) Умение понимать  эмоциональное состояние своё и другого человека;

3) Толерантность,  честность и добросовестность;

4) Умение на  практике применять полученные  знания;

5) Умение организовывать  и поддерживать диалог;

6) Коммуникабельность;

7) Умение распознавать  психологические механизмы защиты клиента;

8) Осознанность  и ответственность к социальной  деятельности и роду занятий;

9) Духовное богатство и высокий интеллект;

10) Потребность,  стремление и готовность к  профессиональному совершенствованию;

11) Умение передать  рациональную и эмоциональную информацию;

12) Умение управлять групповой динамикой;

13) Умение конструктивно разрешать конфликты;

14) Владение техниками вербализации;

15) Оптимистичность;

16) Творческая самореализация в труде;

17) Инициативность и предприимчивость.

18) Скромность, тактичность и выдержка;

19) Мотивированность повседневной деятельности.

20) Проницательность в реальных взаимосвязях, отношениях и взаимодействиях;

21) Умение формировать и налаживать связи с организациями;

 22) Уважение  прав клиента;

23) Способность к поиску новых подходов в решении известных задач;

24) Умение постановки решения принципиально новых задач в сфере социальной деятельности и в смежных областях;

25) Владение методами проведения мониторинговой работы;

26) Владение методами прогноза — экспертной работы.

27) Наблюдательность;

28) Принципиальность.

29) Пластичность поведения.

30) Аутентичность и адекватность в поведении.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

(обязательное) 

График 1. Наиболее профессионально важные качества социального работника 

      

    Ось Y – Количество человек отметивших качество.

    Ось X – Номера профессионально важных качеств социального работника.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ В

    (обязательное) 

    График 2 Наименее значимые качества социального  работника

    

    Ось Y – Количество человек отметивших качество.

    Ось X – Номера профессионально важных качеств социального работника.

Информация о работе Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе