Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе. Объектом работы является психологическая характеристика профессии социального работника. Предмет исследования – профессиограмма и психограмма социального работника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
2. Разработать анкету для проведения эксперимента;
3. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника и составить профессиограмму специалиста по социальной работе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Социальная работа, как профессия………………………………….
1.1 Понятие и сущность терминов «профессиограмма» и «психограмма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Характеристика социальной работы, как профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Составление профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе………………………………………………………
2.1 Исследование среди специалистов социальной работы «Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе». .
2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе. . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . .

Работа содержит 1 файл

цевелева моя (2).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      Министерство  образования и науки Российской Федерации

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение

      высшего профессионального образования

      «Комсомольский-на-Амуре  государственный

      технический университет» 
 

      Социальный  факультет

      Кафедра «Социальной работы» 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы»

      Профессиограмма и психограмма  специалиста

      по  социальной работе 
 
 
 
 
 
 
 

      Студент группы 6CР  Е.А. Проскурина

      Преподаватель  И.В. Цевелёва 

      2009

 

      Содержание 
 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Социальная работа, как профессия………………………………….

 1.1 Понятие и сущность терминов «профессиограмма» и «психограмма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...............

 1.2 Характеристика социальной работы, как профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………

2. Составление  профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе………………………………………………………

 2.1 Исследование среди специалистов социальной работы «Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе». .

 2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе. . . . . . . . . ………………………………………… . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

2

2 

2 

2 

2 
 

2 

2

2

2

 

 

       Введение 

      В 1991 году решением коллегии Госкомитета  образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в перечень должностей институт «специалиста социальной работы, специалиста  социальной работы». С сентября 1990 года уже была начата, например, профессиональная подготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работы социальных работников, обоснованы профессиональные требования к ним.

      В настоящее время профессиограмма  и психограмма специалиста по социальной работе – это мало исследованная область. Учебной литературы по данной теме практически нет, а вопрос о психологической и профессиональной характеристике остро стоит как перед работодателями, так и перед выпускниками этой специальности.

      Цель  работы – исследование профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе. Объектом работы является психологическая характеристика профессии социального работника. Предмет исследования – профессиограмма и психограмма социального работника.

      Для достижения цели поставлены следующие задачи:

      1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;

      2. Разработать анкету для проведения эксперимента;

      3. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника и составить профессиограмму специалиста по социальной работе.

    При написании курсовой работы были использованы теоретический, анализирующий и обобщающий методы исследования. 

 

       1. Социальная работа, как профессия 

      1.1 Понятие и сущность  терминов «профессиограмма»  и «психограмма» 

      Профессиограмма - это научно обоснованные нормы  и требования профессии к видам  профессиональной деятельности и качествам  личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма - это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

      Построение  профессиограммы является задачей  специалистов - психологов, экспертов. Вместе с тем каждый работающий человек  вполне в состоянии время от времени  обдумывать круг профессиональных задач, которые он выбирает для себя и оценивать состояние своей личностной готовности к этим задачам.

      В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям[1]:

      • четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

      • подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;

      • выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;

      • показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;

      • показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);

      • иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);

      • описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

      Обратимся к более подробному содержанию профессиограммы. Профессиограмма и ее составляющие. «Трудограмма» (описание труда в профессии) [2].

      1) Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.

      2) Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

      3) Предмет труда в профессии - стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы - культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.). Правильное видение предмета труда - первый важный шаг к профессионализму.

      4) Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

      5) Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.

      6) Средства труда - стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

      7) Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

      8) Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

      9) Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

      10) Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

      11) Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операции; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.

      12) Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

      13) Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

      14) Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

      Психограмма - описание человеческого труда в  профессии [3].

      Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Характеристика мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

    1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
    2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
    3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
    4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

     Характеристика  операционной сферы специалиста:

    1. Психологические знания о труде, о профессии.
    2. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
    3. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
    4. Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.
    5. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
    6. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
    7. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Информация о работе Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе