Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа
Цель работы – исследование профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе. Объектом работы является психологическая характеристика профессии социального работника. Предмет исследования – профессиограмма и психограмма социального работника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
2. Разработать анкету для проведения эксперимента;
3. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника и составить профессиограмму специалиста по социальной работе.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Социальная работа, как профессия………………………………….
1.1 Понятие и сущность терминов «профессиограмма» и «психограмма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Характеристика социальной работы, как профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Составление профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе………………………………………………………
2.1 Исследование среди специалистов социальной работы «Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе». .
2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе. . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . .
В
заключении к профессиограмме
1.2 Характеристика
социальной работы,
как профессиональной
деятельности
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.
К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести следующие [4]:
1)
увеличение степени
2)
создание условий, в которых
клиенты могут в максимальной
мере проявить свои
3)
адаптация или реадаптация
4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
5) и как конечная цель - достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
Социальная работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Реализатором целей социальной работы является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах. Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.
Для описания социального работника можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.
Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость [5].
Таким же образом выявлены психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Профессиональные знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
Однако
по окончанию высшего
Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.
Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.
Стиль
поведения социального
Раскрывая личностные качества социального работника, Холостова Е.Н [7]. разделяет их на три группы:
1)
психологические
2)
вторая - психолого-педагогические
качества, ориентированные на
3) третья - психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.
Социальный
работник должен владеть немалым
арсеналом профессиональных умений,
навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
акмеологии, социологии, педагогики, права,
чтобы выступать достойным реализатором
целей социальной работы [8]. Знания и умения социального
работника в сочетании с соответствующими
личностными качествами подлежат оценке
при помощи соответствующих методов, одним
из которых является составление психограммы
и профессиограммы, что способствует более
эффективному выполнению профессиональной
деятельности.
2. Составление профессиограммы
и психограммы
специалиста по
социальной работе
Для
того, чтобы составить
Для составления психического портрета идеального социального работника, а так же рабочего дня специалиста было опрошено 5 сотрудников Центра. Это женщины в возрасте от 30 до 60 лет.
Для
составления профессиограммы
1)
Общие сведения о профессии
специалиста по социальной
а) Содержание труда – специалист по социальной работе организует материально-бытовую помощь и оказывает морально-правовую поддержку гражданам, нуждающимся в социальных услугах, — инвалидам, одиноким престарелым людям, одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, беженцам, а также пострадавшим в результате природных, экологических, техногенных и т.д. катастроф. Социальный работник выявляет круг нуждающихся лиц, определяет характер и объем необходимой помощи, координирует усилия различных государственных и общественных структур, разрабатывает программу реабилитационных мероприятий, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях, консультирует по вопросам социальной защиты. Стремится максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам. С этой целью уделяет особое внимание выяснению возможностей участия человека в посильном труде.
Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:
• диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;
• прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
• правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
• организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
• предупредительно-
• социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
• социально-
• психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
• социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
• коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
б) Перспективы профессионального роста — административное продвижение в структуре социальных служб. Специалисты по социальной работе работают в органах социальной защиты граждан, муниципальных образованиях, государственных структурах, общественных организациях и фондах и т д.
в) Родственные профессии: юрист, специалист по государственному и муниципальному управлению, социальный педагог, психолог, социолог, специалист в области реабилитации, воспитатель школе-интернате, обслуживающий персонал в больницах.
г)
Требования к профессиональной подготовке
– средне-специальное или
Информация о работе Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе