Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе. Объектом работы является психологическая характеристика профессии социального работника. Предмет исследования – профессиограмма и психограмма социального работника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
2. Разработать анкету для проведения эксперимента;
3. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника и составить профессиограмму специалиста по социальной работе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Социальная работа, как профессия………………………………….
1.1 Понятие и сущность терминов «профессиограмма» и «психограмма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Характеристика социальной работы, как профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Составление профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе………………………………………………………
2.1 Исследование среди специалистов социальной работы «Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе». .
2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе. . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . .

Работа содержит 1 файл

цевелева моя (2).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      В заключении к профессиограмме целесообразно  указать возможные пути профессионального  обучения и переобучения, тренируемости  и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

 

       1.2 Характеристика  социальной работы, как профессиональной  деятельности  

      Социальный  работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности. К ним мы относим: психологическую, педагогическую, организаторскую, управленческую и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

      К основным целям социальной работы как  профессиональной деятельности можно  отнести следующие [4]:

      1) увеличение степени самостоятельности  клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

      2) создание условий, в которых  клиенты могут в максимальной  мере проявить свои возможности  и получить все, что им положено  по закону;

      3) адаптация или реадаптация людей  в обществе;

      4) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

      5) и как конечная цель - достижение  такого результата, когда необходимость  в помощи социального работника у клиента отпадает.

      Социальная  работа как практическая деятельность, в главном, как раз и направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.

      Реализатором  целей социальной работы является социальный работник, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах. Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Ее эффективность во многом зависит от самого социального работника, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств. Профессиональные качества социального работника рассматриваются как проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

      Для описания социального работника  можно избрать язык способностей как проекцию определенных черт личности, отвечающих требованиям социальной деятельности и определяющих ее успешность, может быть, следующих: умение слушать других; понимать их; самостоятельность и творческий склад мышления; быстрая и точная ориентировка, организаторские способности, моральные качества и др.

      Сформулирован оптимальный набор личностных качеств, необходимых социальному работнику, таких как ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость [5].

      Таким же образом выявлены психологические  «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.

      Профессиональные  знания специалиста социальной работы включают, прежде всего, необходимость  знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.

      Однако  по окончанию высшего профессионального  обучения, по мнению социолога, Лященко А.И., специалист данной профессии должен обладать следующими профессионально важными личностными особенностями [6]:

    • Внимание, стремление понять позицию других;
    • Дружелюбие, общительность;
    • Способность стать лидером;
    • Вежливость, обходительность;
    • Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
    • Жизнерадостность;
    • Толерантность, упорство;
    • Большое чувство ответственности;
    • Способность выполнить работу полную разнообразия;
    • Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
    • Способность взаимодействовать со специалистами;
    • Тщательность действий;
    • Аккуратность и последовательность в работе;
    • Способность к планированию своего будущего;
    • Способность к устным высказываниям;
    • Хорошая память, способность обучать других;
    • Умение заботится о других;
    • Реализация новых идей, самостоятельность суждений.

      Не  каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида.

      Социальная  работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она  не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но социальная работа является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

      Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его  личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает  решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

      Раскрывая личностные качества социального работника, Холостова Е.Н [7]. разделяет их на три группы:

      1) психологические характеристики, являющиеся  составной частью способности к данному виду деятельности;

      2) вторая - психолого-педагогические  качества, ориентированные на совершенствование социального работника, как личности;

      3) третья - психолого-педагогические  качества, направленные на создание  эффекта личного обаяния.

      В работе с людьми, как правило, психологические требования базируются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии, характеристик психики невозможна эффективная работа.

      Социальный  работник должен владеть немалым  арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы [8]. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, одним из которых является составление психограммы и профессиограммы, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности. 

 

       2. Составление профессиограммы  и психограммы  специалиста по  социальной работе 

    1.   Исследование среди специалистов социальной работы «Психограмма и професиограмма специалиста по социальной работе»»
 

      Для того, чтобы составить профессиограмму  и психограмму специалиста по социальной работе было проведено исследование среди специалистов Центра социальной поддержки г. Комсомольска-на-Амуре.

      Для составления психического портрета идеального социального работника, а так же рабочего дня специалиста было опрошено 5 сотрудников Центра. Это женщины в возрасте от 30 до 60 лет.

      Для составления профессиограммы была проведена беседа с сотрудниками, в ходе которой были выявлены следующие данные.

      1) Общие сведения о профессии  специалиста по социальной работе.

      а) Содержание труда – специалист по социальной работе организует материально-бытовую помощь и оказывает морально-правовую поддержку гражданам, нуждающимся в социальных услугах, — инвалидам, одиноким престарелым людям, одиноким матерям, многодетным семьям, детям-сиротам, беженцам, а также пострадавшим в результате природных, экологических, техногенных и т.д. катастроф. Социальный работник выявляет круг нуждающихся лиц, определяет характер и объем необходимой помощи, координирует усилия различных государственных и общественных структур, разрабатывает программу реабилитационных мероприятий, добивается принятия отвечающих закону решений в официальных инстанциях, консультирует по вопросам социальной защиты. Стремится максимально приблизить образ жизни своих подопечных к обычным для здоровых и благополучных людей условиям и нормам. С этой целью уделяет особое внимание выяснению возможностей участия человека в посильном труде.

      Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

      • диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

      • прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

      • правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

      • организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

      • предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

      • социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

      • социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

      • психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

      • социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

      • коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

      б) Перспективы профессионального  роста — административное продвижение  в структуре социальных служб. Специалисты  по социальной работе работают в органах социальной защиты граждан, муниципальных образованиях, государственных структурах, общественных организациях и фондах и т д.

      в) Родственные профессии: юрист, специалист по государственному и муниципальному управлению, социальный педагог, психолог, социолог, специалист в области реабилитации, воспитатель школе-интернате, обслуживающий персонал в больницах.

      г) Требования к профессиональной подготовке – средне-специальное или высшее образование, осведомленность в  социально-гуманитарных и нравственных вопросах, проявление интереса к вопросам этики, права, социологии, медицины, экономики, профконсультации, трудоустройства.

Информация о работе Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе