Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа
Цель работы – исследование профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе. Объектом работы является психологическая характеристика профессии социального работника. Предмет исследования – профессиограмма и психограмма социального работника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
2. Разработать анкету для проведения эксперимента;
3. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника и составить профессиограмму специалиста по социальной работе.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Социальная работа, как профессия………………………………….
1.1 Понятие и сущность терминов «профессиограмма» и «психограмма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Характеристика социальной работы, как профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Составление профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе………………………………………………………
2.1 Исследование среди специалистов социальной работы «Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе». .
2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе. . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . .
е) названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность – университеты: АмГПГУ – «Социальный педагог», КнАГТУ – «Специалист по социальной работе», «бакалавр социальной работы», «магистр социальной работы», и училище №42 – «Социальный работник».
2) Описание процесса труда:
а) внешнее содержание трудового процесса, производственные задания - проводит консультации граждан по социальным проблемам, готовит и анализирует документацию, проверяет сведения, поступающие в социальную службу, реализует материальную помощь и социальное обслуживание на дому.
б) машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда – при работе использует персональный компьютер, документацию. В принятии решений опирается на законодательные акты, нормативные документы. Непосредственно работает с клиентом и его проблемами.
в) внутреннее содержание трудового процессе, раскрытие роли знаний и навыков:
-
обеспечение посредничества, с одной
стороны между личностью и
семьей, а с другой между различными
общественными и
-
уметь организовывать и
-
оказание помощи одиноким
- организовывать и осуществлять мероприятия по оказанию всех видов социальной помощи семье и детям;
-
проводить работу по
- работать с письмами, заявлениями и жалобами, связанными с социальным обеспечением;
-
вести прием граждан по
-
правильно строить
3) Человек в процессе труда:
а) Доминирующая профессиональная направленность — на работу с людьми и документами. Профессиональный тип личности — социальный, исследовательский, конвенциональный. Доминирующие интересы — к общественной работе, педагогике, психологии, праву, экономике. Сопутствующие интересы — медицина, биология, история, литература.
б)
особенности состояния
в) общие психологические качества и способности человека, необходимые для этой профессии - социальному работнику необходима компетентность в социально-правовых и психолого-педагогических вопросах, осведомленность в области экономики, социологии, занятости населения, этики, нравственно-гуманитарных знаний.
Профессионально-важными являются сочувствие, сопереживание, добросовестность, ответственность, выдержка, самообладание, развитый интеллект, аналитических склад ума, умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, характеру, успособность оценивать и понимать эмоциональное состояние других людей, обладать психической устойчивостью, наблюдательность.
Нужны аналитические способности — умение оценить ситуацию и сформировать план действий. Необходимы выраженные организаторские способности, практическая направленность, умение работать с документацией.
Недопустимы черствость, несдержанность, несоблюдение моральных норм.
г) Требования к индивидуальным особенностям специалиста - порядочность, честность, бескорыстие, целеустремленность, сильная воля, трудолюбие, наблюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, социальная интуиция, спокойный и приятный тембр голоса.
4) Социально-
а) содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь) - профессиональная деятельность по данной специальности имеет следующие положительные стороны:
-
возможность общаться с
-
реальная возможность
- предоставление продолжительного летнего отпуска во время работы по специальности;
-
возможность получения льгот
в определенных учебных
при этом возможно:
-
трудности в общении с
- агрессивными людьми;
- неблагополучными семьями.
б) условия работы (продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, льготы) – рабочий день нормированный, 8-ми часовой. Из этого времени на подготовку рабочего места, оформлению документации, систематизации информации уходит от 1,5 до 2,5 часов. На непосредственную работу с клиентами требуется от 3 до 5 часов. В среднем на клиента удаляется по 30 минут. Продолжительность отпуска социальных работников равна 30 рабочим дням. Льготы по оплате коммунальных услуг, проезду по городу и по стране.
в) размеры заработной платы, системы премирования – средний размер заработной платы специалиста по социальной работе равен 8 тысячам рублей. Плюс доплаты за квалификацию, стаж работы, и другие дополнительные выплаты.
г)
перспективы повышения
д) Предприятия, где нужны специалисты данного профиля:
-
дошкольные, внешкольные и другие
общеобразовательные
-
домах престарелых, домах
- различных фондах, общежитиях, коммерческих структурах, отделах, центрах по социальной защите населения;
- профилакториях, реабилитационных комплексах.
Таким образом, из профессиограммы специалиста по социальной работе, составленной методом опроса самих специалистов можно сделать следующий вывод:
Специалист по социальной работе должен хорошо ориентироваться в социальной сфере, как на формальном, официальном уровне, так и неформальном, психологическом. То есть, обладать знаниями в социологии и психологии, вести активный образ жизни, быть достаточно коммуникабельным, уметь убеждать и агитировать. Он должен искренне и честно желать помочь людям, уметь быть сдержанным и терпеливым с нуждающимися, верить в свои возможности разрешить ситуацию, быть способным выйти достойным образом из конфликта.
2.2
Профессионально-значимые
качества для специалиста
по социальной работе
Чтобы узнать, какие качества наиболее влияют на становление специалиста и больше всех требуются при работе с клиентом, мы опросили сотрудников Центра социальной поддержки Комсомольска-на-Амуре, улица Сидоренко 16. Всего было опрошено 16 человек. Для определения наиболее профессионально-значимых качеств специалистов по социальной работе сотрудникам центра было предложено распределить в три группы 30 психологических характеристик специалиста по социальной работе. Первая группа – наиболее важные профессиональные качества, без которых человек не сможет овладеть профессией «социальный работник». Вторая – качества, которые важны для социальной работы, но без них можно обойтись или развить. И третья группа психологических характеристик, отсутствие которых, сильно не повлияет на работу социального работника.
Сотрудники
Центр распредели качества следующим
образом:
Таблица 1
Качества | Группа качеств |
Умение
оказывать психологическую Коммуникабельность; Духовное богатство и высокий интеллект; Умение передать рациональную и эмоциональную информацию; Умение управлять групповой динамикой; Умение конструктивно разрешать конфликты; Владение техниками вербализации; Оптимистичность; Наблюдательность; Принципиальность. |
Более важные качества |
Продолжение таблицы 1
Качества | Группа качеств |
Умение
понимать эмоциональное состояние
своё и другого человека;
Толерантность, честность и добросовестность; Осознанность и ответственность к социальной деятельности и роду занятий; Умение передать рациональную и эмоциональную информацию; Творческая самореализация в труде; Инициативность и предприимчивость. Мотивированность повседневной деятельности. Способность к поиску новых подходов в решении известных задач; Умение постановки решения принципиально новых задач в сфере социальной деятельности и в смежных областях; Пластичность поведения. Аутентичность и адекватность в поведении. |
Средне важные качества |
Умение
на практике применять полученные знания;
Умение организовывать и поддерживать диалог; Умение распознавать
психологические механизмы Потребность, стремление и готовность к профессиональному совершенствованию; Скромность, тактичность и выдержка; Проницательность в реальных взаимосвязях, отношениях и взаимодействиях; Умение формировать и налаживать связи с организациями; Уважение прав клиента; Владение методами проведения мониторинговой работы; Владение методами прогноза — экспертной работы. |
Менее важные качества |
На основании проведенного анкетирования получены графики, отражающие количественное значение анкетирования. (См. Приложение А и Приложение Б)
В ходе проведённого исследования было показано, что наиболее приоритетное значение сотрудники Центра социальной поддержки населения отдали таким профессионально важным качествам как:
1) Умение оказывать психологическую поддержку – 11 сотрудников;
2) Умение понимать эмоциональное состояние своё и другого человека – 3 сотрудника;
3)
Толерантность, честность и
4) Умение на практике применять полученные знания 5 сотрудников;
5) Умение организовывать и поддерживать диалог – 5 сотрудников;
6) Коммуникабельность – 5 сотрудников;
7) Умение распознавать психологические механизмы защиты клиента – 1 сотрудник;
8) Осознанность и ответственность к социальной деятельности и роду занятий – 8 сотрудников;
9) Духовное богатство и высокий интеллект – 2 сотрудника;
10) Потребность, стремление и готовность к профессиональному совершенствованию – 4 сотрудника;
11) Умение передать эмоциональную информацию – 4 сотрудника;
12) Умение управлять групповой динамикой – 4 сотрудника;
13) Умение конструктивно разрешать конфликты – 4 сотрудника;
14) Владение техниками вербализации – 2 сотрудника;
15) Оптимистичность – 4 сотрудника
16) Творческая самореализация в труде – 3 сотрудника;
17) Инициативность и предприимчивость – 2 сотрудника;
18) Скромность, тактичность и выдержка – 4 сотрудника;
19) Мотивированность повседневной деятельности – 2 сотрудника;
20) Проницательность в реальных взаимосвязях и отношениях – 2 сотрудника;
21) Умение формировать и налаживать связи с организациями – 1 сотрудник;
Информация о работе Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе