Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе. Объектом работы является психологическая характеристика профессии социального работника. Предмет исследования – профессиограмма и психограмма социального работника.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать особенности профессиональной деятельности социального работника;
2. Разработать анкету для проведения эксперимента;
3. Провести экспериментальное изучение профессионально важных качеств социального работника и составить профессиограмму специалиста по социальной работе.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Социальная работа, как профессия………………………………….
1.1 Понятие и сущность терминов «профессиограмма» и «психограмма». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2 Характеристика социальной работы, как профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Составление профессиограммы и психограммы специалиста по социальной работе………………………………………………………
2.1 Исследование среди специалистов социальной работы «Профессионально значимые качества специалиста по социальной работе». .
2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе. . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованных источников . . . . . .

Работа содержит 1 файл

цевелева моя (2).doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      е) названия учебных заведений, в которых  можно приобрести специальность  – университеты: АмГПГУ – «Социальный педагог», КнАГТУ – «Специалист по социальной работе», «бакалавр социальной работы», «магистр социальной работы», и училище №42 – «Социальный работник».

      2) Описание процесса труда: 

      а) внешнее содержание трудового процесса, производственные задания - проводит консультации граждан по социальным проблемам, готовит и анализирует документацию, проверяет сведения, поступающие в социальную службу, реализует материальную помощь и социальное обслуживание на дому.

      б) машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда – при работе использует персональный компьютер, документацию. В принятии решений опирается на законодательные акты, нормативные документы. Непосредственно работает с клиентом и его проблемами.

      в) внутреннее содержание трудового процессе, раскрытие роли знаний и навыков:

      - обеспечение посредничества, с одной  стороны между личностью и  семьей, а с другой между различными  общественными и государственными  структурами;

      - уметь организовывать и осуществлять  мероприятия по социально-трудовой  реабилитации инвалидов;

      - оказание помощи одиноким престарелым  и инвалидам на дому;

      - организовывать и осуществлять  мероприятия по оказанию всех  видов социальной помощи семье и детям;

      - проводить работу по организации  и оказанию материально-бытовой  помощи;

      - работать с письмами, заявлениями и жалобами, связанными с социальным обеспечением;

      - вести прием граждан по вопросам  социального обеспечения и права;

      - правильно строить взаимоотношения  с престарелыми и инвалидами  с учетом их психологических  особенностей.

      3) Человек в процессе труда: 

      а) Доминирующая профессиональная направленность — на работу с людьми и документами. Профессиональный тип личности —  социальный, исследовательский, конвенциональный. Доминирующие интересы — к общественной работе, педагогике, психологии, праву, экономике. Сопутствующие интересы — медицина, биология, история, литература.

      б) особенности состояния здоровья, нужные для данной работы - работа не рекомендуется людям, страдающим сердечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями и другими недугами, снижающими общую работоспособность и уравновешенность в общении, поступках. Так же имеет медицинские ограничения для лиц имеющие следующие заболевания, туберкулез, инфекционные кожные заболевания, шизофрения, эпилепсия, органические заболевания центральной нервной системы (энцефалит), циррозы печени, пороки сердца с нарушениями кровообращения 2-3 степени, ревматизм (активная фаза), бронхиальная астма, ампутация 2-х верхних конечностей, сахарный диабет (тяжелая форма), хронические лейкозы, язвенная болезнь ДПК и желудка с осложнениями, варикозы, тромбофлебит (осложнения), задержки в речевом общении. (Перечень противопоказаний Минздрава РФ). Работа по специальности не рекомендуется лицам имеющим химическую зависимость (наркомания, алкоголизм).

      в) общие психологические качества и способности человека, необходимые  для этой профессии - социальному  работнику необходима компетентность в социально-правовых и психолого-педагогических вопросах, осведомленность в области  экономики, социологии, занятости населения, этики, нравственно-гуманитарных знаний.

      Профессионально-важными  являются сочувствие, сопереживание, добросовестность, ответственность, выдержка, самообладание, развитый интеллект, аналитических склад ума, умение без раздражения и вражды относиться к чужому мнению, характеру, успособность оценивать и понимать эмоциональное состояние других людей, обладать психической устойчивостью, наблюдательность.

      Нужны аналитические способности —  умение оценить ситуацию и сформировать план действий. Необходимы выраженные организаторские способности, практическая направленность, умение работать с документацией.

      Недопустимы черствость, несдержанность, несоблюдение моральных норм.

      г) Требования к индивидуальным особенностям специалиста - порядочность, честность, бескорыстие, целеустремленность, сильная воля, трудолюбие, наблюдательность, эмоционально-волевая устойчивость, социальная интуиция, спокойный и приятный тембр голоса.

      4) Социально-экономические особенности профессии.

      а) содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь) - профессиональная деятельность по данной специальности имеет следующие положительные стороны:

      - возможность общаться с различными  категориями людей;

      - реальная возможность трудоустроиться  по специальности;

      - предоставление продолжительного летнего отпуска во время работы по специальности;

      - возможность получения льгот  в определенных учебных заведениях.

      при этом возможно:

      - трудности в общении с подростками;

      - агрессивными людьми;

      - неблагополучными семьями.

      б) условия работы (продолжительность рабочего времени, продолжительность отпуска, льготы) – рабочий день нормированный, 8-ми часовой. Из этого времени на подготовку рабочего места, оформлению документации, систематизации информации уходит от 1,5 до 2,5 часов. На непосредственную работу с клиентами требуется от 3 до 5 часов. В среднем на клиента удаляется по 30 минут. Продолжительность отпуска социальных работников равна 30 рабочим дням. Льготы по оплате коммунальных услуг, проезду по городу и по стране.

      в) размеры заработной платы, системы премирования – средний размер заработной платы специалиста по социальной работе равен 8 тысячам рублей. Плюс доплаты за квалификацию, стаж работы, и другие дополнительные выплаты.

      г) перспективы повышения квалификации работников данной профессии и их образовательного уровня возможны при провождении специальной аттестации.

      д) Предприятия, где нужны специалисты  данного профиля:

      - дошкольные, внешкольные и другие  общеобразовательные учреждения;

      - домах престарелых, домах инвалидов,  семейных детских домах, центрах реабилитации, специальных школах;

      - различных фондах, общежитиях, коммерческих  структурах, отделах, центрах по  социальной защите населения;

      - профилакториях, реабилитационных  комплексах.

      Таким образом, из профессиограммы специалиста по социальной работе, составленной методом опроса самих специалистов можно сделать следующий вывод:

      Специалист  по социальной работе должен хорошо ориентироваться  в социальной сфере, как на формальном, официальном уровне, так и неформальном, психологическом. То есть, обладать знаниями в социологии и психологии, вести активный образ жизни, быть достаточно коммуникабельным, уметь убеждать и агитировать. Он должен искренне и честно желать помочь людям, уметь быть сдержанным и терпеливым с нуждающимися, верить в свои возможности разрешить ситуацию, быть способным выйти достойным образом из конфликта.

      2.2 Профессионально-значимые качества для специалиста по социальной работе 

      Чтобы узнать, какие качества наиболее влияют на становление специалиста и  больше всех требуются при работе с клиентом, мы опросили сотрудников Центра социальной поддержки Комсомольска-на-Амуре, улица Сидоренко 16. Всего было опрошено 16 человек. Для определения наиболее профессионально-значимых качеств специалистов по социальной работе сотрудникам центра было предложено распределить в три группы 30 психологических характеристик специалиста по социальной работе. Первая группа – наиболее важные профессиональные качества, без которых человек не сможет овладеть профессией «социальный работник». Вторая – качества, которые важны для социальной работы, но без них можно обойтись или развить. И третья группа психологических характеристик, отсутствие которых, сильно не повлияет на работу социального работника.

      Сотрудники  Центр распредели качества следующим образом: 

Таблица 1

Качества Группа  качеств
Умение  оказывать психологическую поддержку;

Коммуникабельность;

Духовное богатство  и высокий интеллект;

Умение передать рациональную и эмоциональную

 информацию;

Умение управлять  групповой динамикой;

Умение конструктивно  разрешать конфликты;

Владение техниками  вербализации;

Оптимистичность;

Наблюдательность;

Принципиальность.

Более важные качества
 

Продолжение таблицы 1

Качества Группа  качеств
Умение  понимать эмоциональное состояние  своё и другого человека;

Толерантность, честность и добросовестность;

Осознанность  и ответственность к социальной деятельности и роду занятий;

Умение передать рациональную и эмоциональную информацию;

Творческая самореализация в труде;

Инициативность  и предприимчивость.

Мотивированность  повседневной деятельности.

Способность к  поиску новых подходов в решении  известных задач;

Умение постановки решения принципиально новых  задач в сфере социальной деятельности и в смежных областях;

Пластичность  поведения.

Аутентичность и адекватность в поведении.

Средне важные качества
Умение  на практике применять полученные знания;

Умение организовывать и поддерживать диалог;

Умение распознавать психологические механизмы защиты клиента;

Потребность, стремление и готовность к профессиональному совершенствованию;

Скромность, тактичность и выдержка;

Проницательность  в реальных взаимосвязях, отношениях и взаимодействиях;

Умение формировать  и налаживать связи с организациями;

Уважение прав клиента;

Владение методами проведения мониторинговой работы;

Владение  методами прогноза — экспертной работы.

Менее важные качества

     На  основании проведенного анкетирования  получены графики, отражающие количественное значение анкетирования. (См. Приложение А и Приложение Б)

      В ходе проведённого исследования было показано, что наиболее приоритетное значение сотрудники Центра социальной поддержки населения отдали таким профессионально важным качествам как:

      1) Умение оказывать психологическую поддержку – 11 сотрудников;

      2) Умение понимать эмоциональное состояние своё и другого человека – 3 сотрудника;

      3) Толерантность, честность и добросовестность  – 4 сотрудника;

      4) Умение на практике применять полученные знания 5 сотрудников;

      5) Умение организовывать и поддерживать диалог – 5 сотрудников;

      6) Коммуникабельность – 5 сотрудников;

      7)  Умение распознавать психологические механизмы защиты клиента – 1 сотрудник;

      8) Осознанность и ответственность к социальной деятельности и роду занятий – 8 сотрудников;

      9)  Духовное богатство и высокий интеллект – 2 сотрудника;

      10)  Потребность, стремление и готовность к профессиональному совершенствованию – 4 сотрудника;

      11) Умение передать эмоциональную информацию – 4 сотрудника;

      12) Умение управлять групповой динамикой – 4 сотрудника;

      13) Умение конструктивно разрешать конфликты – 4 сотрудника;

      14) Владение техниками вербализации – 2 сотрудника;

      15) Оптимистичность – 4 сотрудника

      16) Творческая самореализация в труде – 3 сотрудника;

      17) Инициативность и предприимчивость – 2 сотрудника;

      18) Скромность, тактичность и выдержка – 4 сотрудника;

      19) Мотивированность повседневной деятельности – 2 сотрудника;

      20) Проницательность в реальных взаимосвязях и отношениях – 2 сотрудника;

      21) Умение формировать и налаживать связи с организациями – 1 сотрудник;

Информация о работе Профессиограмма и психограмма специалиста по социальной работе