Проблемы, возникающие в информационном обществе и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо понимать, что определенная доля “информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет так называемого “экологического колониализма”.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Исследование предметной области

Проблемы, возникающие в информационном обществе и пути их решения 5
Общецивилизационные проблемы развития информационного общества в России и их национальная специфика. 10
Заключение 24

Глава 2. Разработка сайта.

Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 984.00 Кб (Скачать)

      

 

     

     Содержание

     Введение         3

     Глава 1. Исследование предметной области

  1. Проблемы, возникающие в информационном обществе и пути их решения         5
  1. Общецивилизационные проблемы развития информационного  общества в России и их национальная специфика.  10

     Заключение        24

     Глава 2. Разработка сайта.

     Список  литературы       31 
 

 

     

     Введение

     Человечество  неотвратимо вступает в информационную эпоху.  Вес информационной экономики  постоянно  возрастает,  и  ее  доля,  выраженная  в суммарном  рабочем времени, для экономически  развитых  стран  уже  сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она  возрастет  еще  на  10-15%. Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого  в сфере услуг:

         . если в обществе более 50% населения  занято в сфере услуг, наступила  постиндустриальная фаза его  развития;

         . если в обществе более 50%  населения  занято  в  сфере   информационных услуг,  общество стало информационным.

     В ряде публикаций отмечается, что США  вступили в  постиндустриальный  период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел  этот  рубеж  еще  в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.

     Признавая  несомненность  достижений  США   и   других   стран   в   области информатизации,    необходимо    понимать,     что     определенная     доля “информационности” этих стран создана за  счет  выноса  ряда  материальных, нередко экологически вредных, производств в другие страны мира, за счет  так называемого “экологического колониализма”.

     По  подсчетам  науковедов,  с  начала  нашей   эры   для   удвоения   знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье -  к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека  в 8-10 раз. Причем  эта тенденция все более  усиливается,  так  как  объем знаний  в  мире  к  концу  ХХ  века  возрастет  вдвое,  а  объем  информации увеличится  более,  чем  в  30  раз.  Это   явление,   получившее   название “информационный взрыв”, указывается  среди  симптомов,  свидетельствующих  о начале века информации и включающих:

         . быстрое сокращение времени  удвоения объема накопленных  научных знаний;

         . превышение материальными затратами  на хранение, передачу и переработку

           информации аналогичных расходов  на энергетику;

         . возможность впервые реально  наблюдать человечество из космоса  (уровни радиоизлучения Солнца  и Земли  на  отдельных   участках  радиодиапазона сблизились)

     Данная  тема является актуальной, так как на сегодняшний день существует множество проблем связанных с информатизацией общества, которые нужно решать.

     Целью работы является изучить проблемы информационного  общества и попытаться решить эти  проблемы.

     Основными задачами данной работы:

    • Проблемы, возникающие в информационном обществе и пути их решения;      
    • Общецивилизационные проблемы развития информационного общества в России и их национальная специфика.   

     Глава 1. Исследование предметной области

     Проблемы, возникающие в информационном обществе и пути их решения

     Информационное  общество характеризуется не только бурным развитием и кардинальными  изменениями технической и технологической инфраструктуры коммуникаций, но и резким ростом объёмов (по разным оценкам, они удваиваются каждые 3-5 лет) и скорости передачи производимой и потребляемой информации. Всё большая доля приходится на информацию, которая рождается, существует, циркулирует, хранится и потребляется только в электронном виде. Особенно это касается научной информации [2]. На этом фоне происходит изменение характера и направлений информационных потоков, информационных потребностей людей, в результате чего изменяется их поведение, характер и способы взаимодействия, сами связи, структура общества, содержание и принципы управления.

     Информационное  общество не только сохраняет все  проблемы, которые были характерны для предыдущих этапов развития человеческой цивилизации, но и порождает новые.

     Одна  из таких новых проблем получила название «информационно-цифровой разрыв». Это разрыв в уровне возможностей доступа к знаниям и информации. Информационно-цифровой разрыв существует между континентами и странами внутри одного континента, различными регионами внутри страны, различными типами поселений, различными территориями, различными социальными слоями [3].

     Разумеется, такие разрывы существовали и  ранее. Некоторое время назад  считалось, что развитие информационных технологий будет способствовать стиранию этих различий, но жизнь показала, что происходит совсем наоборот.

     Бурное  развитие информационных технологий приводит к расширению и углублению информационного разрыва.

     Помимо  того, что человека нужно с самого детства обучать компьютерной грамоте, прививать соответствующие навыки, существует проблема формирования самой информационной политики, нацеленной на развитие интеллектуального и нравственного потенциала человека. Это большая проблема для всех стран мира. В формировании политики как национальной, так и международной участвуют представители различных профессий и социальных слоев. Понимание гуманитарных основ этой политики естественным образом свойственно, прежде всего, гуманитариям.

     Одна  из проблем, например, заключается в  том, что все больше и больше научной  информации существует только в электронном  виде. Отдельные ученые сейчас не в состоянии подписываться на все источники научной информации, необходимые им для работы, поскольку таких источников становится всё больше, а каждый из них - всё дороже.

     Все происходящее в рамках технических  и технологических процессов  непосредственно влияет на жизнь людей, меняет природу социума и его приоритеты. Поэтому так актуальны исследования процессов, связанных со становлением информационного общества. Важно понять тенденции общественных перемен, подготовить социальные институты к грядущим изменениям, оказать помощь людям в процессе адаптации к стремительно изменяющимся условиям жизни, иначе «шок от будущего» неминуем.

     К сожалению, очень часто в процессах  формирования и реализации информационной политики доминируют люди из сферы бизнеса, имеющие, как правило, техническое или экономическое образование, далекие от гуманитарных идей и идеалов. Поэтому нередко реальная политика игнорирует очень важные новые проблемы и вызовы времени.

     Во  многих странах мира, особенно развивающихся (в данном вопросе Россия - не исключение), реальная политика учитывает, в основном, технические или технологические аспекты развития инфраструктуры - например, прокладывание кабеля (без этого, конечно, невозможно), запуск спутников и развитие беспроводной связи, производство и установку необходимого оборудования [3]. Гораздо реже можно услышать о развитии программного обеспечения. При этом из поля зрения выпадают две другие главные составляющие информационной политики: само содержание информации (контент) и конечный потребитель (он же и создатель) информации - человек.

     В условиях нарастания объема информации в электронной среде изменяются не просто информационные потоки, но и  сами способы отслеживания появления  новой информации, способы ее отбора, хранения, классификации, индексации и предоставления в доступ. Вокруг этого возникают новые области права, новая экономика. Человечество стоит перед необходимостью создания новых структур, которые обеспечивали бы решение новых проблем.

     Анализом  процессов формирования глобального  информационного общества занимаются множество структур на международном и национальном уровнях. Но только одна международная организация - ЮНЕСКО - последовательно изучает культурные, правовые, моральные, этические и социальные последствия этих процессов [2].

     Позиция ЮНЕСКО заключается в активном продвижении концепции общества знаний, а не просто идей глобального информационного общества, т.к. простое  увеличение  информационных  потоков   совсем  не  обязательно приводит к появлению новых возможностей для развития. В связи с этим необходимы более сложное, всестороннее и цельное видение и ясные перспективы развития.

     Предложения, выдвинутые ЮНЕСКО, отражают реакцию  на три основные вызова современности, связанные с формированием глобального  информационного общества. В этом контексте ЮНЕСКО считает, что:

     во-первых, необходимо предпринимать все возможные  меры к тому, чтобы сузить цифровую пропасть, усиливающую неравномерность развития и лишающую целые социальные группы и страны преимуществ, предоставляемых знанием и информацией;

     во-вторых, гарантировать свободное движение и справедливый доступ к накопленным знаниям и информации, в том числе о накопленном передовом опыте;

     в-третьих, достичь согласия относительно необходимых  норм и принципов в международном  масштабе.

     ЮНЕСКО  сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является непременным условием развития справедливого общества знаний[2]:

  • Культурное и лингвистическое разнообразие;
  • Равный доступ к образованию;
  • Всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием;
  • Свобода самовыражения.

     Соблюдение  прав человека и основных свобод, включая  свободу самовыражения, должно стать  прочным фундаментом обществ  знания. Общества знаний должны также обеспечить полную реализацию права на образование и всех культурных прав. В обществах знаний доступ к информации, являющейся всеобщим достоянием, и к накопленному знанию, осуществляемый в образовательных и культурных целях, должен быть как можно более широким. Предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной. Важнейшим принципом обществ знания должно быть разнообразие культур и языков.

       Таким образом, информационные  и коммуникационные технологии - это всего лишь инструменты, и без людей, которые знают, как их использовать и применять, информационное общество останется для подавляющего большинства либо пустым звуком, либо недостижимой мечтой. 
 

     Общецивилизационные проблемы развития информационного общества в России и их национальная специфика

     Одной из главных проблем, стоящих перед  Россией на пути к новому типу цивилизации является ее географическая специфика. Развитие ИКТ в нашей стране трудно регулируется рыночными механизмами. Огромные территории требуют вложения колоссальных средств в развитие инфраструктуры, а низкий уровень дохода населения не способствует развитию информационных сервисов и быстрой окупаемости вложений. С нашей точки зрения на современном этапе только государственное вмешательство способно кардинально изменить ситуацию и создать в России условия для развития информационного общества.

     Тот факт, что эффективное управление в России возможно только при условии сильной централизованной власти, создает на пути развития ИО одно важное противоречие. Для формирования информационного общества в России необходимо вмешательство государства, т.к. развитие ИКТ и сопутствующих сервисов на огромной территории страны возможно только при условии целенаправленной и жесткой политики, государственного давления и контроля, что возможно только при достаточно жесткой и централизованной власти. В тоже время информационное общество – это сетевое общество, а сетевое общество подразумевает и сетевую форму власти, распределенную структуру государственных учреждений, самостоятельность локальных социальных структур. Как эта дилемма может быть решена в России, сложный вопрос. Наиболее оптимальным нам видится сценарий, когда в России создается жесткая централизованная вертикаль власти, целенаправленно ставящая своей целью развитие ИКТ инфраструктуры. Когда же такая инфраструктура будет создана, власть должна так же целенаправленно начать самореформирование в направлении распределенной сетевой организации управленческих структур. И главная проблема здесь в том, сможет ли власть в России добровольно и безболезненно для общества отказаться от части полномочий с одной стороны, и взять на себя ответственность за управление локальными социумами с другой стороны.

     В то же время нельзя забывать, что  информатизация страны и развитие информационных сервисов не означает перехода к информационализации. Сейчас в России действует несколько безусловно важных и прогрессивных программ: ФЦП «Электронная Россия», всероссийская программа развития новых информационных технологий «Цифровой город», ГАС (государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами) и другие. Однако, наличие компьютерной техники, выхода в Интернет, электронных представительств власти и госструктур в сети – это обязательное, но недостаточное условие информационного общества.

Информация о работе Проблемы, возникающие в информационном обществе и пути их решения