Проблемы развития социально-трудовых отношений в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Рынок труда в основе своей явление объективное в том смысле, что определяется оно характером социально-экономических отношений в обществе независимо от воли людей. Если рабочая сила в условиях данного общества является товаром и само соединение факторов производства (наемной рабочей силы и средств производства) опосредуется куплей-продажей труда, то рынок труда налицо. Уровень же развитости рынка труда (его цивилизованности) зависит от того, в какой степени сложилась инфраструктура этого рынка, в какой степени она содержит разнообразные институты, способствующие функционированию рынка труда

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОК ТРУДА КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 4
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ТРУДА ОРГАНИЗАЦИИ 6
2. СТАТИСТИКА РЫНКА ТРУДА 11
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 11
ДИНАМИКА РЫНКА ТРУДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Социология тема37.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

    Реализация  целей государственной политики занятости предполагает, среди прочего, и прогнозирование потребности в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе. В настоящее время нередко встречается непонимание различия целей и методов прогнозирования профессионально-квалификационной структуры спроса на рабочую силу на микроуровне (отдельное предприятие, учреждение профессионального образования) и макроуровне (федеральные и региональные органы занятости или управления профессиональным образованием). В частности, прогнозы на макроуровне отождествляют с практикой планово-административного распределения выпускников учебных заведений, существовавшей в советский период. Утверждают также, что прогноз на макроуровне нереален ввиду невозможности собрать необходимую информацию. Поэтому представляется целесообразным остановиться на различии целей, объектов и методов прогнозов на макро- и микроуровнях.

    Учреждению  профессионального образования (в  особенности, начального или среднего) необходимо представлять себе перспективы  спроса на рабочую силу на узко очерченном как в профессиональном, так и территориальном отношении сегменте рынка труда. В той же ситуации находятся и большинство предприятий. Поэтому на микроуровне важен прогноз ситуации на достаточно узком сегменте рынка труда. Такой прогноз должен быть детализирован до уровня отдельных профессий и квалификаций.

    На  макроуровне ситуация является в  известном смысле противоположной. Органам управления образованием и  службам занятости необходимо представлять себе ситуацию на региональном или общероссийском рынке труда в целом. Прогноз такой ситуации является инструментом политики развития системы профессионального образования в регионе, обоснованного выбора приоритетов в расходовании бюджетных средств, выделяемых на профессиональное образование. Для решения этой задачи достаточен прогноз в разрезе укрупненных профессионально-квалификационных групп. Существующие информационные технологии уже сейчас позволяют решать эту задачу.

    Важную  роль в проведении региональной политики занятости в Санкт-Петербурге играет петербургская Служба занятости. В ее работе произошли существенные изменения, связанные с переходом от страхового к бюджетному принципу финансирования деятельности Службы. В своей деятельности Служба занятости исходит из следующих принципов:

  • динамизм в деятельности - максимальный учет социально-экономического состояния региона и готовность оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, упреждать негативные события на рынке труда;
  • приоритетность услуг социально незащищенным группам населения при оказании конкретной помощи всем, кто обращается в Службу занятости;
  • комплексность подхода в решении проблем занятости и регулирования рынка труда, который предусматривает учет всех факторов, способствующих обеспечению продуктивной занятости населения;
  • инициативность и активное участие в разработке нормативно-правовых актов, определяющих порядок государственного регулирования рынка труда;
  • заинтересованность в координации усилий с негосударственными организациями, действующими на рынке труда;
  • стимулирование развития механизмов саморегулирования рынков труда и образовательных услуг;
  • эффективность использования финансовых средств, направляемых на реализацию программных действий и конкретных мер по содействию занятости;
  • открытость деятельности Службы занятости;
  • целенаправленное использование передового мирового и отечественного опыта деятельности в сфере занятости.

    Механизм  реализации стратегии Службы занятости  включает следующие составляющие;

  • использование программно-целевого метода реализации политики занятости;
  • разработку региональной программы содействия занятости населения на основе оценки состояния и прогноза развития рынка труда;
  • обеспечение единства целей и задач политики занятости в общей региональной экономической политике;
  • участие Департамента в проведении социальных экспертиз региональных программ социально-экономического развития, инвестиционных программ и иных программных решений, оказывающих воздействие на занятость населения;
  • совершенствование организационной структуры социального партнерства в обеспечении занятости горожан;
  • развитие нормативно-правовой базы регулирования занятости на региональном уровне.

    Развитие  институтов рынков труда и образовательных  услуг принято относить к заслуживающим  внимания, но тем не менее вторичным  проблемам экономики. Сформировались устойчивые стереотипы экономического мышления, согласно которым корень экономических бед может находиться где угодно, но только не в области человеческих ресурсов. Логические построения такого рода оказывают мощное давление на мышление экономистов. Между тем они, как и любые абстракции, существенно упрощают и огрубляют реальность.

    Спросим себя, пойдет ли капитал туда, где  отсутствуют институты, способные  обеспечить его прибыльное функционирование? Туда, где рабочей силы, отвечающей его требованиям, то ли нет, то ли она спрятана так глубоко, что для ее поиска требуются невероятные усилия? Туда, где отсутствует эффективная система подготовки и переподготовки рабочей силы в соответствии с быстро меняющимися требованиями современного производства? Возможна ли социальная стабильность там, где система образования не дает населению знаний и умений, необходимых для цивилизованного производительного труда? Откуда, наконец, возьмется платежеспособный спрос, если население не имеет навыков, необходимых для производства (да и потребления тоже) продукции, конкурентоспособной в современном мире?

 

заключение

    В настоящее время отказ от проведения политики занятости и подмена  ее политикой смягчения последствий  безработицы выглядит анахронизмом. Роль человеческого капитала в современной экономике возрастает с каждым годом, и государство не может оставить его функционирование без внимания. Иллюзией является и убеждение в том, что при увеличении притока инвестиций проблемы в сфере занятости решатся сами собой.

    Современная политика занятости должна охватывать сферу занятости в целом. Только подобный подход обеспечит возможность системного регулирования как самой этой сферы, так и тех воздействий, которые она оказывает на жизнь общества. Политика занятости должна быть инструментом реализации целей общей стратегии реформирования экономики страны, и в конечном счете - создания экономики постиндустриального типа. Эффективность политики занятости должна определяться не только и не столько показателями, характеризующими уровень безработицы, сколько системой индикаторов, характеризующих различные аспекты занятости. Важнейшей задачей политики занятости в современных условиях является ее ориентация на формирование и развитие институтов и механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование рынков труда и образовательных услуг. Реализация политики занятости, отвечающей этим требованиям, позволит существенно ускорить переход экономики Санкт-Петербурга в постиндустриальную фазу развития.

 

список  литературы

  1. Волгин  Н. Усиление социальной направленности экономики России. М.: РАГС, 2009.
  2. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистка. М.: Финансы и статистика, 2009.
  3. Карташов С., Одегов Ю. Рынок труда: проблемы формирования и управления. М.: Финстатинформ, 2008.
  4. Кашепов А. Экономика и занятость. М.: ИМЭИ, 2009.
  5. Никифирова А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 2009.
  6. Рофе А., Збышко Б., Ишин В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: МИК, 2008.
  7. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М.: Экономический факультет МГУ; ТЕИС, 2008.
  8. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие. /Под ред. н. Волгина. М.: Филинъ, 2007.
  9. Костин Л. По поводу некоторых понятий теории рынка труда. //Человек и труд. – 2006. - № 12. С. 35.
  10. Котляр А. О понятии рынка труда. //Вопросы экономики. – 2006. - № 1. С. 33.
  11. Нижегородцев Р. Рынок труда: иллюзии равновесия и проблемы переходной экономики. //Проблемы теории и практики управления. – 2008. - № 4. С. 89-95.
  12. Одегов Ю., Руденко Г. Внутренний рынок труда в системе социально-трудовых отношений. //Вопросы экономики. – 2008. - № 3. С. 105-114.
  13. Российский рынок труда. //Логинфо. – 2007. - № 11. С. 11-13.
  14. Чернейко Д.С., Клупт М.А., Перекрест В.Т. Рынок труда г. Санкт-Петербурга: динамика, проблемы, решения. //Вопросы статистики. – 2008. - № 9. С. 31-34.

Информация о работе Проблемы развития социально-трудовых отношений в России