Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, реферат
Данное социологическое исследование посвящено осуществлению мониторинга состояния и тенденций развития системы общего среднего образования в Санкт-Петербурге путем проводения анкетирования педагогов по проблемам реформирования школы и выявляя отношения к данным проблемам. Результаты данного исследования, отражающие конкретную ситуацию в Санкт-Петербурге, позволят представить в какой-то мере общую картину процессов, происходящих в сфере образования Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………….3
Практические исследования по проблеме реформирования средней школы….5
Программа исследования………………………………………………………….11
Описание результатов исследования……………………………………………..12
Вывод……………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………...24
Приложение
На основе проведенного анализа литературы, можно выделить следующие наиболее частые показатели для составления анкеты по изучению проблемы реформирования средней школы:
программа
исследования
Исследование проблемы реформирования средней школы в России среди населения имеет большую актуальность и существенное научно-практическое значение. Актуальность данного исследования является очевидной, по следующим причинам: результаты исследования, отражающие конкретную ситуацию в Санкт-Петербурге, позволят представить в какой-то мере общую картину процессов, происходящих в сфере образования России.
Изучение общественного мнения педагогов по всем рассмотренным в данном социологическом исследовании вопросам позволит лучше понять их настроения, характер и степень осознания ими проблем, стоящих перед системой образования. Это мнение - своеобразное зеркало, в котором отражается их восприятие реформ, осуществляемых в данной системе, отношение к различным аспектам происходящих здесь преобразований.
Объектом данного исследования является средняя школа.
Предметом работы является реформирование средней школы в Санкт-Петербурге.
Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию работы. Цель работы - осуществить мониторинг состояния и тенденций развития системы общего среднего образования в Санкт-Петербурге, проводя анкетирование педагогов по проблемам реформирования школы и выявляя отношения к данным проблемам.
В соответствии с данной целью в данном социологическом исследовании решаются следующие задачи:
В ходе проведения данного исследования был использован такой метод опроса, как анкетирование. Выборка для проведения опроса была проведена с помощью стихийного метода отбора респондентов.
Данное
исследование посвящено анализу мнений
преподавателей школ о состоянии современной
школы, причин трудностей, переживаемых
ею, задач, которые стоят перед ней в настоящее
время, перспективных путей дальнейших
преобразований. Она базируется на результатах
опросов педагогов, проведенных в школах
в городе Санкт-Петербурге в апреле 2011
года.
Описание
результатов исследования
Каково происходящее реформирование системы образования в России, а в частности – средней школы в Санкт-Петербурге? Как оценивается оно школьными педагогами?
Обратимся к анализу данных, полученных в ходе исследования.
Подавляющее большинство из опрошенных учителей (77%) были совершенно не удовлетворены состоянием школы, считая, что она «находится в глубоком кризисе и требует коренных изменений», 22% из них полают, что школа «нуждается в частичных изменениях» и только 1% опрошенных признавал, что она «удовлетворяет образовательным потребностям общества». Это говорит о том, что оценки кризисной ситуации в российской школе весьма тревожные. Дело в том, что система школьного образования, хотя и зависит от состояния общества в целом, обладает относительной самостоятельностью.
Несмотря
на существенно возросшие
Представляют интерес мнения педагогов о причинах и конкретных проявлениях кризисного состояния школы, о факторах, его порождающих. В соответствующем вопросе анкеты предлагалось на выбор опрашиваемых 13 подобных факторов, причем каждый респондент мог отметить не более 5 наиболее важных, по его мнению. Сопоставление изменений, которые произошли в оценках этих факторов за последние годы, позволяет с известной степенью достоверности судить об эволюции самой системы образования, о том, какие проблемы в её развитии усугубляются, какие трудности в определенной мере преодолеваются в процессе реформирования школы.
Говоря о главных причинах нынешних трудностей в развитии образования, больше всего опрошенных (73%) указали на «недостаточное финансовое и материальное обеспечение школы». Эта причина и раньше занимала видное место. Не приходится говорить, что резкое ухудшение материального положения страны в целом и системы образования в особенности в последние годы имело здесь решающее значение. На второе место (66%), выдвинулась причина также социального характера – «ослабление дисциплины и порядка в стране». Беспокоит наших респондентов и «низкий престиж учительской профессии». На это при опросе указали 63% опрошенных.
К числу наиболее тревожных пяти факторов, ухудшающих положение в школе, более половины педагогов (57%) относят «самоустранение семьи от воспитания детей». В одном ряду с этой причиной находится и такой социальный фактор, как «негативное влияние на детей обстановки в семье и в обществе». На него указали 44% опрошенных как учителей.
37%
опрошенных педагогов
К числу важных причин нынешних трудностей в работе общеобразовательной школы пятая часть наших респондентов (20%) относит «падение престижа образования в обществе в целом. Преподаватели констатируют действительный факт, который многим кажется парадоксальным: широкие слои российского общества - несмотря на неблагоприятные кризисные явления в стране - сохраняют уважение к знаниям, культуре, квалификации, стремятся в меру своих возможностей дать детям хорошее образование.
Педагоги страдают и от «слабой социальной защищенности педагогических кадров» (19%). Объясняется это скорее всего тем, что за годы перехода к рыночной экономике существенно снизилась социальная защищенность практически всех слоев населения, всех профессиональных групп, и на этом фоне положение учительства уже не кажется особенно ущербным.
Примечательна тенденция снижения жалоб петербугских педагогов на «пассивность, незаинтересованность учащихся в усвоении знаний, умений и навыков» (11%). Как объяснить это, казалось бы, неожиданное, на первый взгляд, явление? Надо, очевидно, иметь в виду, что опрашивались, как отмечалось, преимущественно педагоги, преподающие в старших классах. Учащиеся этих классов, видимо, начинают в большей мере осознавать, что в обстановке растущей проблемы занятости уровень образованности повышает конкурентоспособность человека, его шансы на достойное будущее. Жива среди молодых людей и тяга к знанию, к постижению окружающего мира, человеческих отношений. Возможно и то, что все большая часть учителей понимает: ссылаться на пассивность учащихся бесперспективно, от самих педагогов, от постановки обучения и воспитания в школе в решающей мере зависит степень заинтересованности их воспитанников.
Снижение доли респондентов, указывающих на опасность для школы некоторых негативных явлений, говорит скорее не об улучшении положения в той или иной сфере, а об утрате относительной значимости этих факторов по сравнению с другими, более существенными, по их мнению. К таким явлениям можно отнести, например, «недостаточное развитие альтернативной (негосударственной) системы образования» (1%), а также то, что «лучшие учителя и педагоги уходят из системы образования» (8%). Притерпелись педагоги и к такому давно наблюдавшемуся явлению, как «феминизация учительской профессии»(15%). Многие теперь, очевидно, считают, что тяжкий труд школьного учителя при скудной и несвоевременно выплачиваемой зарплате - неизбежная женская доля.
Отметим, наконец, что петербургскому учительству не чужда и известная самокритичность по отношению к собственной социально-профессиональной группе. 14% признают в качестве одного из основных факторов, тормозящих прогресс школьного образования, «консерватизм части учителей, их нежелание и неспособность существенно обновить методы и формы своей работы». Учителя городских школ, где реформирование образования осуществляется более последовательно, по всей видимости, острее ощущают значимость данной проблемы.
Решая проблемы, связанные с задачами школы на нынешнем этапе ее развития, респонденты должны были ответить на вопрос: «Как вы считаете, что в первую очередь должна давать школа современному школьнику?» При этом предлагалось выбрать не более трех позиций из перечисленных в анкете восьми вариантов.
Согласно результатам опроса, задачи школы по степени предпочтения, которое им отдают педагоги, распределились следующим образом. По мнению учителей, школа должна дать своим воспитанникам прежде всего «прочные знания». Эту задачу включили в число трех наиболее важных 72% опрошенных учителей. Далее в порядке предпочтительности следуют: «помощь в развитии своих способностей» (соответственно - 57%), «подготовка к осознанному выбору профессии (42%), «опыт социального взаимодействия и общения»(38%), «весомый культурный багаж» (34%), «необходимая подготовка для поступления в институт» (22%), «хорошая профессиональная подготовка» (12%), «опыт общественной деятельности» (6%).
Данные показатели выявляет заметную эволюцию взглядов учителей. Главное ее направление - снижение требований педагогов к школе по большинству перечисленных в анкете задач.
В целом, как представляется, указанная тенденция говорит о более реалистичном подходе к нынешней ситуации в системе образования, о сближении взглядов учителей по ряду позиций с более прагматичными по своему характеру намерениями и ожиданиями старшеклассников и их родителей.
Особый интерес представляют мнения учителей относительно наиболее целесообразных путей повышения уровня образования в школе. Благодаря своему опыту и хорошему знанию школы они могут выступать здесь в качестве своеобразных экспертов. В анкете был поставлен вопрос: «Каким бы мерам вы отдали предпочтение, чтобы повысить уровень образования в школе?». Далее предлагались на выбор 10 мер подобного рода и, предлагалось в случае необходимости дополнить этот перечень.
На первое место по числу сторонников вышло такое мероприятие, как «дифференцированный подход и отбор учащихся в самом начале учебы» (45% опрошенных).
Второе место заняло «совершенствование системы повышения квалификации учителей» (его отнесли к предпочтительным мерам в общей сложности 40% респондентов). Педагоги хорошо понимают, что именно от них в первую очередь зависит повышение уровня образования в школе.
На третье место они поставили «создание классов, специализированных по учебным предметам» (36%).
Другие перечисленные в анкете меры повышения уровня образования в школе располагаются по степени их предпочтительности для педагогов в таком порядке: «более жесткие требования к учебе и дисциплине» (на этом настаивают 30% опрошенных); «возможность выбора преподавателя и учебных дисциплин» - 19%; «широкое использование дополнительных платных образовательных услуг по выбору учащихся и родителей» - 18%; «разделение средних учебных заведений на гуманитарные и технические»- 16%; «введение ранней специализации учащихся»- 13%; «демократизация отношений в учебных заведениях»- 13%; «появление большого количества "авторских" школ» - 7%.
Приведенный здесь перечень уже сам по себе красноречиво говорит о том значении, которое придают учителя тем или иным мероприятиям, направленным на повышение уровня образования.
Мнения петербургских учителей о мерах по повышению уровня образования в целом конкретизируются и дополняются их представлениями относительно совершенствования содержания образования. В анкете с целью выявления этих представлений был поставлен вопрос: «В каком направлении в первую очередь необходимо совершенствовать содержание образования?». Респондентам предлагалось отметить не более 5 из 11 перечисленных вариантов ответов.
Призовые места, по оценкам опрошенных педагогов, с довольно высокими показателями заняли такие направления совершенствования содержания образования, как «дифференциация обучения» (54% опрошенных); «введение разноуровневых учебных курсов по каждому предмету» - 48%; «индивидуализация обучения» - 41%. Далее в порядке предпочтительности следуют: «целостность содержания образования» - 33%; «гуманизация содержания образования» - 31%; «пересмотр фактологического содержания предметов» - 31%; «введение единого базового компонента в каждый предмет» - 26%; «интеграция учебных предметов» - 25%; «введение новых, нетрадиционных предметов» - 21%; «упрощение содержания образования» - 18%; «гуманитаризация содержания образования» - 15%.