Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа
Актуальность темы. Российское общество за последнее десятилетие пережило глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отразились и на молодом поколении: численность молодежи сокращается, общество стареет. Процессы, происходящие в молодежной среде, в социальном аспекте неоднозначны и противоречивы.
Введение.
Раздел 1. Социальная адаптация молодежи: понятие, содержание, структура.
Раздел 2. Факторы социальной адаптации молодежи монопромышленного города.
Раздел3. Основные направления оптимизации социальной адаптации молодежи монопромышленного города в современных условиях.
2. В целом в стране и, соответственно, в монопромышленном городе, происходят динамичные изменения социальных характеристик молодого поколения, влияющие на процесс социальной адаптации. При этом проявляются региональные, демографические, социально-экономические особенности различных слоев и возрастных групп молодежи.
3. Монопромышленный город представляет собой определенную социальную среду, в которой градообразующее предприятие и город взаимосвязаны и взаимозависимы, при этом предприятие несет на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку, в преобладающей мере обеспечивая социальные условия жизнедеятельности молодого поколения.
4. Недостаток культурных и спортивных учреждений, а также ограниченный набор предоставляемых услуг этими учреждениями в монопромышленном городе объективно суживают выбор занятий в свободное время и нередко служит толчком к асоциальному поведению.
5. Среди значимых объективных факторов, влияющих на процесс социальной адаптации молодёжи монопромышленного города выделяются такие, как государственная молодёжная политика, наличие и функционирование молодёжных служб занятости, общественных молодёжных организаций. К числу субъективных факторов относятся - личностные и профессиональные качества молодых людей, желание молодёжи реализоваться в условиях общественной и производственной жизни города, внутренние социальные установки и ценности, жизненные ориентиры молодого поколения.
6. К числу наиболее важных направлений оптимизации процесса социальной адаптации молодёжи монопромышленного города следует отнести: создание благоприятных условий для образования и творческого развития молодёжи; выявление потенциала молодого поколения; формирование конструктивной молодёжной политики, ориентированной на оптимизацию интересов города и молодёжи, живущей в нем; проведение молодёжных программ, способствующих повышению социальной активности молодёжи и включению в общественную и производственную жизнь города.
Научно-практическая значимость. Полученные результаты внедрены в работе Управления по делам молодежи г. Набережные Челны при подготовке Городской молодежной программы в 2002-2004 гг., а также в работе Государственного учреждения - Молодежного центра г. Набережные Челны при создании Городского центра молодежных и общественных организаций. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке и реализации молодежной политики монопромышленного города, в научно-практической работе социально-досуговых учреждений, в учебных курсах по проблемам адаптации, социологии молодежи, социологии города, в научных исследованиях и разработках по проблемам молодежи, при проектировании социальных изменений в процессе реформирования современных систем и структур по работе с молодежью.
Апробация результатов исследования. Проблема, исследуемая в диссертационной работе, обсуждалась в отделе социологии Института социально-экономических и правовых наук АНТ, на научно-практических конференциях г. Казани и г. Набережные Челны в 2000-2004 гг. По теме исследования имеется шесть публикаций: в сборниках научных трудов ИСЭПН АНТ, в научно-практическом журнале «Исследования и проекты» Института Управления г. Набережные Челны. Результаты исследования докладывались на семинаре по теме «Система информационного обеспечения молодежной политики: перспективы и направления развития» (г.Москва, 2002), на республиканском семинаре «Проблемы формирования системы информационного обеспечения молодежи в РТ» (г.Набережные Челны, 2002), на республиканском семинаре по теме «Информационная культура специалистов социально-молодежной сферы» (г.Казань, 2003), на III межрегиональной конференции «Молодежные информационные ресурсы: информационные ресурсы: опыт и сотрудничество» (г.Пермь, 2003), на круглом столе, посвященном десятилетию реализации молодежной политики в РТ (г.Альметьевск, 2004), на итоговых конференциях ИСЭПН АНТ в 2002-2004 гг.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.
Заключение:
Результаты исследования дают представление о необходимости дополнительной информации для молодежи. Воздействие информации как фактора социальной адаптации молодежи почти так же велико как, влияние ближайшего окружения. Благодаря различным источникам информации молодежь воспринимает ролевые модели, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде. Существенным каналом социальной адаптации является средства массовой информации (телевидение- 46,5%; пресса - 28%; радио - 22%), поскольку их деятельность влияет непосредственно на сознание и поведение молодых людей. Структура СМИ претерпела существенные изменения, с одной стороны, выросло их общее количество, с другой стороны практически исчезли передачи научно-популярного характера, сократилось количество образовательных программ, передач о культуре. В различных журналах, газетах, а также телевидении большое количество материалов и передач содержит жестокий и агрессивный характер. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на процессы формирования определенных ценностей и образцов поведения. Под влиянием ряда программ могут формироваться не только стандарты поведения, но и негативные эффекты, ведь не случайно основным источником информации о наркотиках являются средства массовой информации, именно такой ответ дали 59% респондентов. Социальная адаптация не является процессом пассивного усвоения, она связана с активным, деятельным участием молодежи, выражающийся в непрерывном процессе выбора информации из обстоятельств, возможностей и способов, предложенных жизнью.
Появление глобальных информационных сетей подобных Интернет существенно меняет традиционное отношение к информации, не просто пассивного ее потребления и в какой-то мере ограниченности выбора, а возможности активного поиска самого различного рода и удовлетворения своих информационных потребностей. Для молодежи открываются не только новые возможности в удовлетворении своих потребностей, но и новые интересы, ценности, связанные с глобально сетью-паутиной. Распространение новых информационных технологий и их проникновение во все сферы жизнедеятельности предопределяет необходимость поиска нового подхода к подготовке пользователей информации. Потенциал информационных ресурсов, зачастую остается невостребованным из-за низкой информационной культуры, неумения правильно выразить свою информационную потребность, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, представив ее рациональным способом. Как бы не совершенствовались технические и программные средства информации, уровень информационной культуры человека определяли и будут определять основопологающие (базовые) знания и умения в области поиска и обработки информации, Именно эти знания и умения, обеспечат эффективную информационную деятельность, а значит повысят степень адаптивности. Необходимость подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают проблеме формирования информационной культуры молодежи особую актуальность. Возникает масштабная задача - подготовить потребителя информации, способного не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование профессиональной деятельности, развития науки, техники, культуры, образования
В этих целях в городе требуется создание условий для расширения информационного обслуживания молодых граждан не только посредством поддержки печатных изданий и иных средств массовой информации, библиотек, музеев, других учреждений культуры, но и создания специализированных информационных систем, информационных служб для молодежи.
Одним из подобных учреждений стал Центр информации для молодежи (ЦИМ), открытый в 2001 году при Управлении по делам молодежи был создан Центр информации для молодежи (ЦИМ). В июне 2002 года в целях формирования системы информационного обеспечения в Республике Татарстан ЦИМу присвоен статус Регионального Центра информации для молодёжи Закамского региона с выполнением функций методического руководства молодёжными информационными службами.
Основными информационными ресурсами ЦИМ являются электронные базы данных по следующим направлениям: молодежная политика, здоровье, труд и занятость, жилье, предпринимательство, социальная защита, образование, отдых, досуг, спорт, армия, безопасность, общественные организации и объединения, наука. В настоящее время фактографическая база данных содержит около 2,5 тысяч записей, из которых половина составляет информация об услугах, предоставляемых учреждениями образования, досуга, спорта, здравоохранения. С каждым годом количество информационных запросов увеличивается, в 2002 г. -570 обращений, в 2003 г. - 940 обращений, в 2004 г. - 1870. В июне 2003 года при участии ЦИМ был создан официальный сайт Управления по делам молодежи, на котором размещены информационные ресурсы Центра информации.
Однако, опыт работы Центра показывает, что лишь единицы из молодых людей, обращающихся за помощью, способных сформулировать свой информационный запрос. Региональная молодежь, в отличие от столичной, не включена в интенсивные информационные потоки. Отставание в развитии телекоммуникационных технологий в городах и селах республики, ограниченный доступ к Интернет, на сегодняшний день имеется огромный разрыв между развитием телекоммуникационных технологий и способность рядового населения использовать эти результаты научно-технического прогресса. Несоответствие между информационными потребностями и наличной информацией: если в столичных городах актуальная информация собирается, издается и распространяется коммерческими предприятиями (справочники вузов, газеты по поиску работы, «Желтые страницы» и проч.), в малых городах из-за нехватки ресурсов и малым объемом потенциальных пользователей такая информационная инфраструктура не создается. Сегодня информационные процессы являются важнейшей составляющей в жизнедеятельности общества. Деятельность отдельных людей, группы, общностей, организаций всё в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Как следствие, в новом потоке информации ориентироваться становится всё труднее. Особенность информации состоит в том, что, несмотря на непрерывно возрастающее её использование, она постоянно накапливается в увеличивающихся объёмах. Создание и развитие специализированных информационных служб для молодежи, обеспечение ее необходимой информацией выступает одним из основных условий оптимизации социальной адаптации молодежи.
Важным направлением деятельности Управления по делам молодежи становится корректировка молодежной политики, с целью улучшения жизни подрастающего поколения и, в конечной итоге, оптимизации процесса социальной адаптации молодежи монопромышленного гор
В современных условиях, учитывая специфику монопромышленного города в целях оптимизации процесса социальной адаптации молодёжи представляется необходимым выявлять реальные потребности данной социальной группы. Молодёжь сегодня должна иметь максимальные возможности для собственной реализации. В том случае, если молодёжные городские программы не будут способствовать реализации конструктивных потребностей молодых людей город рискует потерять потенциал молодых людей — самые активные найдут возможности реализоваться в другом месте, менее активные окажутся незадействованными в общественно-производственной жизни города.
1 Автором проанализировано 17 выпусков бюллетеня за 1995-2000 гг.
В настоящее время представляется необходимым нахождение равновесия между объективными и субъективными факторами, влияющими на процесс социальной адаптации молодёжи, создание в городе таких объективных условий, при которых было бы возможно реализоваться. Современный город должен поддерживать позиции молодёжи на социальное продвижение и лич-ностно-профессиональную реализацию в имеющихся условиях. Для этого представляется необходимым проведение плановой экономической и социокультурной политики в молодёжной среде, направленной на формирование у молодого человека чувства собственной значимости и необходимости, формирование чувства уверенности в собственных силах.
На современном этапе достаточно важным является нахождение новых возможностей для выявления истинных мотивов молодежи и формирование таких условий социально-экономической деятельности, которые были бы ориентированы на внутриличностную мотивацию молодого поколения или, по крайней мере, не противоречили ей. С другой же стороны необходимо совершенствовать систему образования и условия социализации подростков в целом, которые во многом влияют на ценностные установки и образцы молодежного поведения в общественной и производственной жизни. Сегодня на макро- и микро- социальном уровнях необходимо формировать у молодежи установки на легитимные жизненные позиции, без которых невозможно ожидать успешной социальной адаптации.
Рассмотрев направления оптимизации процесса социальной адаптации молодежи, возникает необходимость рассмотрения некоторых преобразований.
На уровне РФ и ее субъектов (на примере РТ) целесообразно: - разработка и внедрение федерального закона о молодежи и государственной молодежной политики, законов субъектов Российской Федерации об основах региональной государственной молодежной политики с учетом и разграничением полномочий, компетенции и ответственности между уровнями власти;
- проведение и финансирование научных исследований о молодежи, разработка системы работы с молодежью на научной основе;