Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 17:47, курсовая работа
Актуальность темы. Российское общество за последнее десятилетие пережило глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отразились и на молодом поколении: численность молодежи сокращается, общество стареет. Процессы, происходящие в молодежной среде, в социальном аспекте неоднозначны и противоречивы.
Введение.
Раздел 1. Социальная адаптация молодежи: понятие, содержание, структура.
Раздел 2. Факторы социальной адаптации молодежи монопромышленного города.
Раздел3. Основные направления оптимизации социальной адаптации молодежи монопромышленного города в современных условиях.
Введение.
Раздел 1. Социальная адаптация молодежи: понятие, содержание, структура.
Раздел 2. Факторы социальной адаптации молодежи монопромышл
Раздел3. Основные направления оптимизации социальной адаптации молодежи монопромышленного города в современных условиях.
Введение:
Актуальность темы. Российское общество за последнее десятилетие пережило глубокие социально-экономические и политические трансформации, которые отразились и на молодом поколении: численность молодежи сокращается, общество стареет. Процессы, происходящие в молодежной среде, в социальном аспекте неоднозначны и противоречивы. Социальная адаптация молодежи в нашем обществе носит двусторонний характер: с одной стороны, молодежи необходимо принять существующие объективные условия общественной и производственной жизни, а, с другой, происходит ряд социальных преобразований, которые вызывают изменения некоторых субъективных установок в сознании молодого поколения. Современное общество обновляется за счёт вхождения в социальную и производственную жизнь молодого поколения. При этом меняются формы социального взаимодействия, как на межличностном уровне, так и на уровне отдельных социальных групп и социальных институтов.
В целом, некоторые проблемы молодежи (наркомания, преступность, трудоустройство, получение образования и т.п.), возникающие в процессе её социальной адаптации, стали предметом специального изучения, однако не всегда находятся пути их рационального решения в обществе. Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью осмысления про
• блем социальной адаптации молодежи монопромышленного гор
Анализ и рассмотрение проблем молодежи монопромышленного города позволит определить основные направления оптимизации процесса социальной адаптации в современных условиях. Перед городом как сложным социальным образованием стоит задача посредством научно обоснованной молодежной и социально-экономической политики обеспечить благоприятные предпосылки для социальной адаптации и использования возможностей молодежи в определении и реализации своих социальных устремлений, потребностей, жизненных перспектив.
Для достижения успеха социальной адаптации молодежи необходимо изучение и использование позитивных факторов, заложенных в современных общественных отношениях монопромышленного города, при учете и нейтрализации негативных явлений, которые мешают рассматриваемому процессу. Наряду с различными способами приспособления к новым условиям жизни, важную роль выполняют собственная оценка ценностей и норм поведения самой молодежи, ориентация на традиционные или новые нормы взаимодействия в социальной среде.
Степень изученности темы исследования. Изучение проблемы социальной адаптации отдельных возрастных, профессиональных и других групп молодежи к различным условиям социальной среды относится к междисциплинарной проблематике и затрагивают вопросы: социологии личности, экономической социологии, социологии культуры, труда, города, образования и других дисциплин, связанных с исследованием взаимосвязи между различными факторами адаптации и поведением человека в обществе.
Проблемы социальной адаптации в рамках социологической науки соприкасаются с вопросами социализации личности, изучением социальной среды и поведения людей в социальных группах, в которых индивид реализует себя. Так, проблемы социального взаимодействия и социализации членов общества разрабатывались в трудах М. Вебера, Р.Мертона, А. Маслоу, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Э.Дюркгейма1.
Использование деятельностного подхода при изучении проблемы социальной адаптации важно в целях осмысления всех аспектов поведения личности молодого человека, формальных и неформальных взаимодействий с окружающими его людьми. Л.С.Выготский рассматривает человека как дея-тельностное существо, преследующее свои цели и задачи1, и утверждает, что поведение и поступки человека (в том числе и в трудовой среде) нельзя объяснить только с точки зрения рациональности, в основе личности лежит прежде всего богатство связей человека с другими людьми, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.
В отечественной науке, определяя место и роль молодежи, ученые прежде всего выделяли ее как особую социально-демографическую группу в общественной системе. Это работы С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, И.С. Кона .
Проблемы социальной адаптации молодёжи всё чаще обсуждаются на научно-практических конференциях и вызывают большой интерес в научных кругах России. Так, например, материалы международной научно-практической конференции "Молодежь в условиях социально-экономических реформ", проведенной в Санкт-Петербургском государственном университете в 1995 году, стали основой первого в России учебника "Социология молодежи" под редакцией В.Т. Лисовского, в котором анализируются социальные проблемы российской молодежи на рубеже XX и XXI веков.
Отдельные аспекты социальной адаптации, влияющие на включение молодежи в общественную жизнь, представлены в монографии А.З. Гильманова, В.К. Саматова «Воспроизводство конкурентоспособной рабочей силы: социальные потребности и экономические условия», где молодежь рассматривается как источник пополнения конкурентоспособной рабочей сильАнализ социологической литературы по проблемам молодежи показывает, что, действительно, молодежь сегодня является самой изучаемой возрастной категорией населения. Более трети всех социологических исследований, проводимых в нашей стране, так или иначе затрагивают проблемы молодежи . За последние десять лет в РФ и в РТ по проблемам молодежи, детей и семьи защищены более тысячи диссертаций . Некоторые работы посвящены анализу проблем социальной адаптации молодежи в современных условиях, разработке методологических подходов к исследованию процесса адаптации как важного условия общественного развития, обеспечивающий участие последующего молодого поколения в социуме и воспроизводство его качественных свойств.
См.: Гильманов А.З. Воспроизводство конкурентоспособной рабочей силы: социальные потребности и экономические условия / А.З. Гильманов, В.К. Саматов. - Казань, 1995.
2См.: Волков Ю.Г. Социология молодежи: учеб. пособие / Ю.Г. Волков [и др.]. - М., 2001.
3 См.: Луков В.А. Теоретические и методологические основы изучения молодежного и детского движения // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. Сборник докладов и выступлений / В.А. Луков. - М., 2002.
Различные аспекты функционирования города, как социальной среды в условиях которого непосредственно происходит процесс социальной адаптации, рассмотрены такими учеными, как: Ж.Т.Тощенко, Н.А. Аитов, Г.Д. Ку-цев, Ф.С. Файзуллин, Г. Киселева, Н.В. Юхнева, О.Н. Яницкий, М.Н. Меже-вич, В.В. Трушков, В.О. Рукавишников, В.И. Пароль1. Ученые отмечали необходимость создания благоприятных жизненных условий, которые в значительной степени определяются путями и методами решения социально-экологических проблем, а также жилищным, торгово-бытовым и коммунальным обслуживанием, возможностями рациональной организации досуга.
Несмотря на то, что многие авторы исследовали в своих работах процессы социальной адаптации, взаимодействие личности и общества, изучали потребности, интересы, ценности личности и другие социально-экономические проблемы, возникающие в процессе адаптации, в известных разработках почти не рассматривается воздействие условий монопромышленного города на характер протекания изучаемого процесса. Однако данный аспект представляется в достаточной мере важным и актуальным, так как молодежь живет в условиях монопромышленного города, и в свою очередь данная социальная среда обитания создает определенные условия, которые сказываются на процессе социальной адаптации молодежи.
Объектом исследования является молодёжь монопромышленного города.
1 См.: Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. / Ж.Т. Тощенко. - М., 1999;Аитов Н.А. Новый промышленный центр и село / Н.А. Аитов, Р.Б. Камаев. - М., 1983; Куцев Г. Ф. Новые города: (Социологический очерк на материалах Сибири) / Г. Ф. Куцев. — М., 1982; Файзуллин Ф.С.Социологические проблемы города/ Ф.С. Файзуллин. - Саратов, 1981; Киселева Г. Рост городов и система расселения / Г. Киселева. - М., 1975; Юхнева Н.В. Изучение города как этнографическая проблема. Сб. Этнографические исследования Северо-Запада СССР / Н.В. Юхнева. - Л., 1978; ЯницкийО.Н. Экологическая перспектива города / О.Н. Яницкий. - М., 1987; Межевич М.Н. Город: социальные проблемы / М.Н. Межевич. - М., 1981; Трушков В.В. Город и культура / В.В. Трушков. - Свердловск, 1976;Рукавишников В.О. Население города: Социальный состав, развитие, оценка городской среды / В.О. Рукавишников. - М., 1980; Пароль В.И. Социалистический город: Урбанизация, процесс и образ жизни горожан / В.И. Пароль. - Таллин, 1982.
Предметом исследования является процесс социальной адаптации молодёжи в условиях монопромышленного города.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью данного исследования является выявление особенностей процесса социальной адаптации молодёжи в условиях монопромышленного города и выработка направлений оптимизации изучаемого процесса на современном этапе.
Достижению заявленной цели способствовало решение ряда поставленных задач:
- представить и систематизировать направления исследования процесса социальной адаптации молодёжи в социологической науке;
- выявить жизненные интересы, ценности и образ жизни современной молодёжи;
- создать социальный портрет молодежи монопромышленного города на основе анализа социально-экономических, страт
- дать оценку объективных и субъективных факторов социальной адаптации молодёжи в условиях монопромышленного города; определить влияние особенностей социокультурной среды города на формирование ценностных представлений и ориентаций молодежи в условиях трансформации общества;
- разработать комплекс мер по оптимизации процесса социальной адаптации молодёжи монопромышленного города на современном этапе.
Теоретико-методологической основой исследования выступают следующие социологические подходы: структурно-функциональный подход (Т.Парсонс, М.Вебер, Э.Дюркгейм) - при изучении молодёжи как специфической социальной группы, важнейшего элемента в общественной структуре, при анализе функций молодёжи в процессе социальной адаптации, при изучении структуры формальных и неформальных взаимодействий молодёжи в ходе её социальной адаптации; системный подход (Г.Спенсер, А.Богданов) - при рассмотрении социальной адаптации как специфической подсистемы в обществе, при изучении влияния подсистемы социальной адаптации на эффективность функционирования общественной системы в целом. В то же время системный подход позволяет представить адаптацию как особую социальную систему, эффективность которой зависит от совокупности элементов: характера взаимодействия адаптируемого с окружением, отношения социального окружения к адаптируемому; деятельностный подход (JI.C. Выготский, А. Г. Здравомыслов, В.А. Ядов) - при рассмотрении процесса социальной адаптации молодежи в ходе включения её в социально-трудовую деятельность, при изучении мотивов и стимулов деятельности молодёжи в период социальной адаптации, исследовании целей и задач деятельности молодёжи в условиях монопромышленного города.
Эмпирическую базу настоящего диссертационного исследования составили: результаты анкетного опроса молодежи г.Набережные Челны (численность опрошенных 540 чел.); материалы исследования Центра информации для молодежи г.Набережные Челны за период с 2002 по 2004 гг., где было опрошено 1714 человек, из которых 75% являются молодыми людьми в возрасте от 14 до 30 лет; результаты контент-анализа информационно-аналитического бюллетеня «Молодёжный вестник Татарстана»; результаты экспертного опросы специалистов по работе с молодежью, директоров молодежных центров, психологов Молодежного Телефона Доверия и социально-психологического центра «Диалог», руководителей и членов молодежных общественных организаций г.Набережные Челны, г.Казани, г.Нижнекамска; вторичный социологический анализ результатов исследований по данной проблематике за последнее десятилетие, проведенных Институтом молодежи, Управлением экономического и социологического анализа администрации г. Набережные Челны; анализ документов государственных органов РФ и РТ по молодежной политике.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
- представлены теоретико-методологические подходы исследования процесса социальной адаптации молодёжи в социологической науке;
- создан социальный портрет молодежи монопромышленного города на основе анализа социально-экономических, стратификационных критериев и приоритетных форм жизнедеятельности современной молодежи, в том числе во внепроизводственной и культурно-досуговой сферах; дана оценка объективных и субъективных факторов социальной адаптации молодёжи в условиях монопромышленного города; определено влияние особенностей социокультурной среды города на формирование ценностных представлений и ориентаций молодежи в условиях трансформации общества;
- разработан комплекс мер по оптимизации процесса социальной адаптации молодёжи монопромышленного города на современном этапе.
Исследование социальной адаптации молодежи монопромышленного города позволило сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Среди представленных в работе теоретических направлений исследования социального процесса адаптации наиболее продуктивными для осмысления проблемы социальной адаптации молодёжи являются структурно-функциональный подход (Т.Парсонс, М.Вебер, Э.Дюркгейм), системный подход (Г.Спенсер, А.Богданов) и деятельностный подход (J1. Выготский, А. Г. Здравомыслов, В.А. Ядов). На основе указанных подходов представляется возможным определить социальную адаптацию молодёжи как комплексный функциональный процесс, который происходит в ходе включения молодежи в какую-либо общественную социальную деятельность. На микроуровне (в отдельных социальных коллективах и группах: семье, на работе и т.п.) функции молодых людей более конкретизированы, так как здесь они находятся в большей зависимости от своего социального окружения. На макроуровне появляются возможности к объединению в специфические молодёжные организации, союзы и ассоциации в зависимости от потребностей, мотивов, ценностей и т.п. Здесь расширяются границы социальной деятельности.