Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
 изучить сущность, причины и социально-экономические последствия бедности;
 изучить сущность социальной политики и особенности проведения социальной политики в странах с переходной экономикой;
 изучить социальную политику в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.

Содержание

Введение 3
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5
2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой 10
3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 30

Работа содержит 1 файл

ГР - проблема бедности и социальная защита населения.docx

— 77.34 Кб (Скачать)

      В части пенсионного обеспечения  Договор основан на принципе «пропорциональности», согласно которому каждое государство  назначает и выплачивает пенсию или ее часть, соответствующую стажу  работы на его территории с уплатой  взносов на пенсионное страхование.

      Закон Республики Беларусь «О ратификации  Договора между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения  принят Палатой представителей Национального  собрания Республики Беларусь и одобрен  Советом Республики Национального  собрания Республики Беларусь. Закон  вступит в силу после его подписания Президентом Республики Беларусь.

Заключение

 

     На  основании изученного материала  можно сделать следующие выводы.

     Социальная  политика — это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе. Цель реализации социальной политики для трудоспособного населения состоит в создании благоприятных условий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетворить свои потребности путем трудового участия, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку.

     Основополагающим  принципом реализации социальной политики является обеспечение социальной справедливости: с одной стороны, государство должно предоставить гражданам равенство стартовых условий существования, с другой — наиболее активные члены общества должны получать за свой труд больший объем благ и услуг. Основными направлениями социальной политики являются политика доходов, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная защита уязвимых слоев населения, развитие отраслей социальной инфраструктуры.

     Бедность  — это состояние длительного  вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Основным инструментом ее измерения служит граница (черта) бедности. В нашей стране в качестве таковой выступает бюджет прожиточного минимума. Крайним проявлением бедности является нищета.

     В целях устранения необоснованной дифференциации доходов и реализации принципа социальной справедливости государство осуществляет политику перераспределения доходов. При этом возникает дилемма эффективности и справедливости: передача доходов от богатых к бедным может повлечь за, собой снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других, что приведет к снижению экономической эффективности и уменьшению общественного благосостояния. В свою очередь чрезмерная поляризация доходов опасна накоплением социального недовольства и способна привести к социальному взрыву. В рамках социал-демократической, консервативной и либеральной моделей социальной политики находят свое выражение различные подходы к решению данной проблемы.

     Осуществляя перераспределительную политику, государство дифференцирует налоговые ставки, изменяет систему налогообложения, предоставляет налоговые льготы. С этой же целью применяется индексирование доходов в связи с инфляцией и осуществляются компенсационные выплаты.

     Система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании условий, обеспечивающих права людей в ситуации социальных рисков, называется социальной защитой. Основные ее направления — социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание. Социальное страхование компенсирует населению последствия социальных рисков и основывается на взносах работников, работодателей и в некоторых случаях государства. Наиболее важными его направлениями являются пенсионное обеспечение и выплата пособий по безработице.

     Социальная  помощь оказывается отдельному человеку или категориям людей, не имеющих  других источников существования. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и натуральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается социальная поддержка в виде предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.

Список  использованных источников

  1. Агапова ТА., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. / Под общ, ред. А.В. Сидоровича. 5-е-изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2002.   С. 232-254.
  2. Бондарь Н.Н., ТерлиженкоА.И. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2005.
  3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002. С, 387—421.
  4. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
  5. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В. Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 343 с.
  6. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э. А. Лутохина [и др.]; под ред. Э. А. Лутохиной. — Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. — 400 с.
  7. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994, С. 141—198, 540—570,
  8. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика: Пер. с англ. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. С. 569—589, 681—698.
  9. Социальная политика. Учеб. для вузов экон. и незкон. спец. /' Под общ. ред. Н.А. Волгина. М.: Экзамен, 2002.
  10. Социальная политика: Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2002.
  11. Социальная политика, уровень и качество жизни: Слов. М.: Изд-во ВЦУЖ, 2001.
  12. Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь: Совместный проект программы развития ООН и Правительства Республики Беларусь
  13. Специфика формирования социального государства в России и Белоруссии, Минск—Москва, 2002. С. 4—5
  14. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. М., 2001. С. 100
  15. http://www.mintrud.gov.by/gsp/
  16. http://www.belstat.gov.by/

Приложение 1

Таблица 1. Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей  на 2008 год (в рубл.) 

Виды  пособий с 01.11.2007

по 31.01.2008

с 01.01.2008

по 31.01.2008

с 01.02.2008

по 30.04.2008

с 01.05.2008

по 31.07.2008

с 01.08.2008

по 31.10.2008

с 01.11.2008

по 31.10.2008

постановление Минтруда и соцзащиты от 31.10.2007 № 140 постановление Минтруда и соцзащиты от 04.01.2008 № 6 постановление Минтруда и соцзащиты от 04.02.2008 № 24 постановление Минтруда и соцзащиты от 30.04.2008 № 75 постановление Минтруда и соцзащиты от 23.07.2008 г. № 115  
   1 2 3 4 5 6 7
Пособие в связи с рождением ребенка (единовременное)

   при рождении первого ребенка

   при рождении второго и последующих  детей

 
 
 
 
 
928350 
 
 

1299690

   
 
 
 
 
1000400 
 
 

1400560

 
 
 
 
 
 
1048400 
 
 

1467760

 
 
  
 

1123500 
 
 
 

1572900 

 
Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных  организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное)  
 
 
 
 
185670
   
 
 
 
 
200080
 
 
 
 
 
209680
 
 
 
 
 
224700
 
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное)  
 
120690
 
 
148540
 
 
160060
 
 
167740
 
 
179760
 
Продолжение таблицы 1
   1 2 3 4 5 6 7
   с надбавкой 75% 211210 259950 280110 293550 314580  
   с надбавкой 40% 168970 207960 224080 234840 251660  
Пособие на детей старше 3 лет (ежемесячное)  
55700
   
60020
 
62900
      

67410

 
   с надбавкой 40% 77980   84030 88060 94370  
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в  возрасте до 18 лет (ежемесячное)  
 
120690
   
 
130050
 
 
136290    
 
 
146060  
 
Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное)  
 
83550
   
 
90040
 
 
94360  
 
 
101120
 
 

    
 

      Совокупный  доход на члена семьи в месяц  за 2007 год: для 100 % пособия – 111400 рублей, для 50 % пособия – 148540 рублей.

Приложение 2

 
 

Таблица 2. Информация о размерах пенсий. Статистические показатели

 
Пенсия Средний размер(руб.) превышение  (%)
ноябрь2008 за период:
2007 январь - ноябрь 2008 январь - ноябрь
Всех  видов 389 410 283 359 361 553 125,8%
Трудовая 394 147 290 955 366 161 125,8%
  по возрасту 408 327 301 624 379 854 125,9%
    минимальная по возрасту(с учетом доплаты к ней) 226 444 171 511 211 024 123,0%
  по инвалидности 357 170 265 597 332 265 125,1%
  по случаю потери кормильца 239 020 177 978 221 985 124,7%
  за выслугу  лет 540 671 399 587 503 381 126,0%
  за особые заслуги перед республикой 601 044 451 384 559 787 124,0%
Социальная 169 770 117 825 148 521 126,1%
Источник: статистическая отчетность по форме 94-РИК
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2. Информация о размерах пенсий. Расчетные показатели
     
Пенсия Размер Примечание
(руб.)
минимальная по возрасту 56 175 применяется при исчислении социальных пенсий, надбавок к пенсиям, повышений пенсий
(25 процентов бюджета прожиточного  минимума в среднем на деше  населения)
максимальная  по возрасту        
  для работающих пенсионеров 460 390 при стаже  работы 45 (40) лет и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 1,3 и выше
  для неработающих пенсионеров 634 240    
  для неработающих пенсионеров из числа бывших шахтеров:        
      808 090 при стаже  подземной работы не менее 10 лет  у мужчин и 7,5 лет у женщин
      981 940 при стаже  работы на отдельных видах подземных  и открытых горных работ не менее 25(20) лет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  3

Таблица 3. Начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь по областям 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     На  промышленных предприятиях средняя  заработная плата в декабре 2008 г. составила 1088,1 тыс. рублей; в строительных организациях – 1352,9 тыс. рублей; на предприятиях транспорта – 1114,2 тыс. рублей; в организациях сельского хозяйства – 643,8 тыс. рублей; торговли и общественного питания  – 872,6 тыс. рублей; здравоохранения  – 847,8 тыс. рублей, в том числе  врачей – 1447,4 тыс., среднего медицинского персонала – 820,9 тыс., младшего медицинского персонала – 522,4 тыс. рублей; в учреждениях  образования – 724,3 тыс. рублей, в  том числе педагогических работников – 759,5 тыс., учителей –795,1 тыс., профессорско-преподавательского состава – 1784,3 тыс. рублей. 

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь