Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, причины и социально-экономические последствия бедности;
изучить сущность социальной политики и особенности проведения социальной политики в странах с переходной экономикой;
изучить социальную политику в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.
Введение 3
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5
2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой 10
3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 30
В части пенсионного обеспечения Договор основан на принципе «пропорциональности», согласно которому каждое государство назначает и выплачивает пенсию или ее часть, соответствующую стажу работы на его территории с уплатой взносов на пенсионное страхование.
Закон
Республики Беларусь «О ратификации
Договора между Республикой Беларусь
и Латвийской Республикой о сотрудничестве
в области социального
На
основании изученного материала
можно сделать следующие
Социальная политика — это система мер, направленных на достижение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социальной стабильности в обществе. Цель реализации социальной политики для трудоспособного населения состоит в создании благоприятных условий для предпринимательства и труда. Для тех, кто в силу объективных обстоятельств не имеет возможности удовлетворить свои потребности путем трудового участия, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку.
Основополагающим принципом реализации социальной политики является обеспечение социальной справедливости: с одной стороны, государство должно предоставить гражданам равенство стартовых условий существования, с другой — наиболее активные члены общества должны получать за свой труд больший объем благ и услуг. Основными направлениями социальной политики являются политика доходов, политика в сфере труда и трудовых отношений, социальная защита уязвимых слоев населения, развитие отраслей социальной инфраструктуры.
Бедность — это состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Основным инструментом ее измерения служит граница (черта) бедности. В нашей стране в качестве таковой выступает бюджет прожиточного минимума. Крайним проявлением бедности является нищета.
В целях устранения необоснованной дифференциации доходов и реализации принципа социальной справедливости государство осуществляет политику перераспределения доходов. При этом возникает дилемма эффективности и справедливости: передача доходов от богатых к бедным может повлечь за, собой снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других, что приведет к снижению экономической эффективности и уменьшению общественного благосостояния. В свою очередь чрезмерная поляризация доходов опасна накоплением социального недовольства и способна привести к социальному взрыву. В рамках социал-демократической, консервативной и либеральной моделей социальной политики находят свое выражение различные подходы к решению данной проблемы.
Осуществляя
перераспределительную
Система принципов, нормативов и мер, используемых государством при создании условий, обеспечивающих права людей в ситуации социальных рисков, называется социальной защитой. Основные ее направления — социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание. Социальное страхование компенсирует населению последствия социальных рисков и основывается на взносах работников, работодателей и в некоторых случаях государства. Наиболее важными его направлениями являются пенсионное обеспечение и выплата пособий по безработице.
Социальная помощь оказывается отдельному человеку или категориям людей, не имеющих других источников существования. Она выплачивается независимо от уплаты взносов, носит адресный характер и может иметь как денежную, так и натуральную форму. Социальным обслуживанием охватываются члены общества, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается социальная поддержка в виде предоставления бытовых, медицинских, психолого-педагогических услуг.
Таблица
1. Размеры государственных
пособий семьям, воспитывающим
детей на 2008 год (в рубл.)
Виды пособий | с 01.11.2007
по 31.01.2008 |
с 01.01.2008
по 31.01.2008 |
с 01.02.2008
по 30.04.2008 |
с 01.05.2008
по 31.07.2008 |
с 01.08.2008
по 31.10.2008 |
с 01.11.2008
по 31.10.2008 |
постановление Минтруда и соцзащиты от 31.10.2007 № 140 | постановление Минтруда и соцзащиты от 04.01.2008 № 6 | постановление Минтруда и соцзащиты от 04.02.2008 № 24 | постановление Минтруда и соцзащиты от 30.04.2008 № 75 | постановление Минтруда и соцзащиты от 23.07.2008 г. № 115 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пособие
в связи с рождением ребенка
(единовременное)
при рождении первого ребенка при рождении второго и последующих детей |
928350 1299690 |
1000400 1400560 |
1048400 1467760 |
1123500 1572900 |
||
Пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности (единовременное) | 185670 |
200080 |
209680 |
224700 |
||
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (ежемесячное) | 120690 |
148540 |
160060 |
167740 |
179760 |
|
Продолжение таблицы 1 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
с надбавкой 75% | 211210 | 259950 | 280110 | 293550 | 314580 | |
с надбавкой 40% | 168970 | 207960 | 224080 | 234840 | 251660 | |
Пособие на детей старше 3 лет (ежемесячное) | 55700 |
60020 |
62900 |
67410 |
||
с надбавкой 40% | 77980 | 84030 | 88060 | 94370 | ||
Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (ежемесячное) | 120690 |
130050 |
136290 |
146060 |
||
Пособие на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ежемесячное) | 83550 |
90040 |
94360 |
101120 |
Совокупный доход на члена семьи в месяц за 2007 год: для 100 % пособия – 111400 рублей, для 50 % пособия – 148540 рублей.
Таблица 2. Информация о размерах пенсий. Статистические показатели
Пенсия | Средний размер(руб.) | превышение (%) | ||||
ноябрь2008 | за период: | |||||
2007 январь - ноябрь | 2008 январь - ноябрь | |||||
Всех видов | 389 410 | 283 359 | 361 553 | 125,8% | ||
Трудовая | 394 147 | 290 955 | 366 161 | 125,8% | ||
по возрасту | 408 327 | 301 624 | 379 854 | 125,9% | ||
минимальная по возрасту(с учетом доплаты к ней) | 226 444 | 171 511 | 211 024 | 123,0% | ||
по инвалидности | 357 170 | 265 597 | 332 265 | 125,1% | ||
по случаю потери кормильца | 239 020 | 177 978 | 221 985 | 124,7% | ||
за выслугу лет | 540 671 | 399 587 | 503 381 | 126,0% | ||
за особые заслуги перед республикой | 601 044 | 451 384 | 559 787 | 124,0% | ||
Социальная | 169 770 | 117 825 | 148 521 | 126,1% | ||
Источник: статистическая отчетность по форме 94-РИК | ||||||
Таблица 2. Информация о размерах пенсий. Расчетные показатели | ||||||
Пенсия | Размер | Примечание | ||||
(руб.) | ||||||
минимальная по возрасту | 56 175 | применяется при исчислении социальных пенсий, надбавок к пенсиям, повышений пенсий | ||||
(25
процентов бюджета | ||||||
максимальная по возрасту | ||||||
для работающих пенсионеров | 460 390 | при стаже работы 45 (40) лет и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 1,3 и выше | ||||
для неработающих пенсионеров | 634 240 | |||||
для неработающих пенсионеров из числа бывших шахтеров: | ||||||
808 090 | при стаже подземной работы не менее 10 лет у мужчин и 7,5 лет у женщин | |||||
981 940 | при стаже работы на отдельных видах подземных и открытых горных работ не менее 25(20) лет |
Приложение 3
Таблица
3. Начисленная среднемесячная заработная
плата работников Республики Беларусь
по областям
На
промышленных предприятиях средняя
заработная плата в декабре 2008 г.
составила 1088,1 тыс. рублей; в строительных
организациях – 1352,9 тыс. рублей; на предприятиях
транспорта – 1114,2 тыс. рублей; в организациях
сельского хозяйства – 643,8 тыс. рублей;
торговли и общественного питания
– 872,6 тыс. рублей; здравоохранения
– 847,8 тыс. рублей, в том числе
врачей – 1447,4 тыс., среднего медицинского
персонала – 820,9 тыс., младшего медицинского
персонала – 522,4 тыс. рублей; в учреждениях
образования – 724,3 тыс. рублей, в
том числе педагогических работников
– 759,5 тыс., учителей –795,1 тыс., профессорско-
Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь