Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, причины и социально-экономические последствия бедности;
изучить сущность социальной политики и особенности проведения социальной политики в странах с переходной экономикой;
изучить социальную политику в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.
Введение 3
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5
2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой 10
3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 30
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах социальной поддержки населения» наиболее нуждающимся семьям и гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь (ГАСП) в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам при условии, если их среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала (критерий нуждаемости).
Размер ежемесячного социального пособия на одного получателя составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина).
Указанное социальное пособие назначается с месяца обращения, как правило, на три месяца, и не более двух раз в течение календарного года. В исключительных случаях, если семьи (граждане) в течение трех и более месяцев находятся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, такое пособие может быть назначено более двух раз в течение календарного года либо на срок до одного года.
Ежемесячное социальное пособие не предоставляется семье (гражданину), если член семьи (гражданин):
имеет в частной собственности более одного жилого помещения (квартиры);
сдает по договору найма (поднайма) жилое помещение;
сдает по договору аренды иное недвижимое имущество (дачу, гараж);
является
собственником имущества
осуществлял за счет собственных средств выездной туризм в течение последних двенадцати месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия;
обучается в учреждении образования за счет собственных средств;
имеет
земельный участок для ведения
личного подсобного хозяйства или
коллективного садоводства, но не использует
его для получения
Единовременное социальное пособие может быть предоставлено семье или гражданину, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, если их среднедушевой доход, не превышает 120 процентов критерия нуждаемости.
Размер
единовременного социального
Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право на получение государственной адресной социальной помощи устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, центра с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.
Указанное социальное пособие назначается не более одного раза в течение календарного года.
Заявление о назначении государственной адресной социальной помощи установленной формы подается любым совершеннолетним членом семьи, а также несовершеннолетними членами семьи, вступившими в брак до достижения возраста 18 лет или имеющими детей, в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Бланк заявления выдается этим органом.
Решение о назначении государственной адресной социальной помощи принимается постоянно действующей комиссией, созданной районным (городским) исполнительным комитетом. Обеспечение деятельности комиссии осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите.
Согласно оперативным данным, по состоянию на 1 июня 2008 г. в органы по труду занятости и социальной защите обратилось около 69 тыс. заявителей. Решение о назначении помощи принято по 62,5 тыс. обращений (90,6 процента от числа всех обращений). Необходимую поддержку государства получили 177,1 тыс. человек на сумму 29,4 млрд. рублей. Основными получателями ГАСП являются многодетные и неполные семьи – 59,3 процента от всех получателей, в том числе представители многодетных семей составляют 29,2 процента (51,7 тыс. человек), неполных семей – 30,1 процента (53,3 тыс. человек). Семьи, воспитывающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, в общем числе получателей составили 2 процента (3,6 тыс. человек). Государственная адресная социальная помощь назначена 7,2 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов I и II группы, что составляет 4,1 процента от общего числа получателей. Остальные категории получателей составляют 34,5 процента (61,2 тыс. человек).
В целях исключения иждивенческих настроений среди получателей ГАСП (в ситуации, когда трудоспособные члены семьи не стремятся к увеличению своего дохода) комиссии принимают решения о назначении помощи в виде ежемесячного социального пособия на период менее трех месяцев. При этом семье (гражданину) предлагается содействие в трудоустройстве, даются конкретные рекомендации по повышению доходов. Так, по 2157 обращениям (3,4 процента от общего числа обращений, рассмотренных положительно) комиссией приняты решения о назначении ГАСП сроком на один месяц.
Во всех административных районах республики созданы постоянно действующие комиссии по оказанию государственной адресной социальной помощи, деятельность которых осуществляется на основании Положений, утвержденных решениями гор(рай)исполкомов (администраций районов в городах).
При
вынесении решения о назначении
ГАСП, ее формах и видах, о размере
помощи и периоде выплаты (для
ежемесячного социального пособия)
комиссия принимает во внимание факторы
и причины, по которым семья имеет
низкий доход, а также проявляемые
трудоспособными членами семьи
инициативу и конкретные действия по
улучшению материального
Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» установлена правовая основа определения минимальной заработной платы и ее применения. Минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.
Размер минимальной заработной платы является обязательным в качестве низшей границы оплаты труда работников.
Размер
минимальной заработной платы устанавливается
ежегодно с 1 января исходя из показателей
бюджета Республики Беларусь, утвержденного
на очередной бюджетный (финансовый)
год. В течение года минимальная
заработная плата подлежит индексации
в порядке, предусмотренном
С 1 января 2009 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2008 г. № 2020 месячная минимальная заработная плата установлена в размере 229700 руб.
Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.
Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение закреплено в Законе Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», других законодательных актах[10, с. 42].
Законом
«О пенсионном обеспечении» предусматривается
предоставление трудовых пенсий (по возрасту,
по инвалидности, по случаю потери кормильца,
за выслугу лет, за особые заслуги
перед республикой) и социальных
пенсий. Право на трудовую пенсию обусловлено
предварительной уплатой
Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия.
Право на пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет.
Отдельным категориям граждан установлены дополнительные гарантии в виде досрочных пенсий, льготного исчисления стажа работы, надбавок и повышений к пенсиям и другие.
Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Такое повышение осуществляется путем пересмотра их размеров с учётом роста средней заработной платы в республике и изменения бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В результате произведенных в 2007 году перерасчетов пенсии в сравнении с 2006 годом увеличились на 17,9 процентов, а рост реальной пенсии по возрасту составил 108,7 процента. Соотношение среднемесячной пенсии по возрасту и заработной платы работников (коэффициент замещения) достигло 44 процента; среднемесячной минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума пенсионера - 109,7 процента.
Средний размер пенсии по возрасту в декабре 2007 г. составил 345,4 тыс. рублей.
В 2008 году сохраняется тенденция роста пенсий. По решениям Главы государства с 1 февраля и 1 августа произведены перерасчеты трудовых пенсий, основанные на росте средней заработной платы работников в республике. С 1 февраля, 1 мая и 1 августа в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума перерасчитаны минимальные трудовые и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.
С 1 июля 2008 г. на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 13 июня 2008 г. № 12 «Об установлении размеров социальных пенсий» увеличены социальные пенсии. Реализация положений Декрета позволила обеспечивать их выплаты на уровне не ниже 50 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В результате указанных перерасчетов рост пенсий в текущем году по отношению к декабрю 2007 года в среднем составил 118,7 процента.
В январе – сентябре 2008 г. относительно соответствующего периода 2007 года среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 26,5 процента, а её реальный показатель - на 10,1 процента.
Повышаются минимальные пенсионные выплаты и их «наполненность». Рост среднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту за январь – сентябрь 2008 г. к аналогичному периоду 2007 года составил 123,1 процента, а его соотношение с бюджетом прожиточного минимума пенсионера - 113,8 процента.
Работа по повышению уровня пенсионного обеспечения будет продолжена. В целом, к концу 2010 года ожидается увеличение пенсий в два раза, а в реальном выражении – в полтора раза (к уровню 2005 г.).
Одним
из значимых решений в области
пенсионного обеспечения в 2008 году
явилось принятие Закона Республики
Беларусь «О профессиональном пенсионном
страховании», предусматривающего формирование
отдельного источника финансирования
досрочных пенсионных выплат работникам,
занятым в неблагоприятных
В целях обеспечения реализации социальных прав граждан Республика Беларусь развивает сотрудничество в области пенсионного (социального) обеспечения с другими государствами.
В республике действует ряд международных договоров и соглашений: с Россией, Украиной, Арменией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Молдовой, Литвой. В них регулируются вопросы пенсионного обеспечения граждан при переселении с территории одного государства на территорию другого.
29 февраля 2008 г. в г. Минске подписан Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения. Договор направлен на решение вопросов социальной защиты граждан Беларуси и Латвии, проживающих на территориях этих государств.
Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь