Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
 изучить сущность, причины и социально-экономические последствия бедности;
 изучить сущность социальной политики и особенности проведения социальной политики в странах с переходной экономикой;
 изучить социальную политику в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития.

Содержание

Введение 3
1. Бедность: сущность, причины и социально-экономические последствия 5
2. Социальная политика. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой 10
3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложения 30

Работа содержит 1 файл

ГР - проблема бедности и социальная защита населения.docx

— 77.34 Кб (Скачать)

     В своей деятельности социальное государство опирается на ряд основополагающих принципов:

     экономическая свобода человека и признание  прав предпринимателей и их объединений, наемных работников и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

     внедрение государства в «игру рыночных сил» и создание благоприятных условий для обеспечения благоденствия своих граждан на основе регулирующей роли рынка;

     социальная  справедливость и социальная солидарность общества;

     участие работников в управлении производством и распределении доходов, в общественной и государственной жизни.

     Общие характеристики целей, задач и функций  социального государства определяются в ряде документов, признанных мировым  сообществом: Всеобщей Декларации прав человека (ООН (1948 г.), конвенции и рекомендации МОТ, декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском социальном саммите (1995 г.), и др.[13, 14]

     Социальная  политика, проводимая различными странами, многообразна, В ее рамках можно  выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры; социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. Все направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики.

     Перераспределением  называется процесс изменения существующей в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако этот процесс может повлечь за собой снижение производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным способна привести к снижению стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

     Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их выполнения. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая положения бедных. Суть утечки из «дырявого ведра» заключается в следующем: из каждых 350 дол., взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в процессе борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, вследствие чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным.

     Итак, неоправданное неравенство подрывает  социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

     Образцом  успешного решения проблемы нахождения равновесия между социальной справедливостью и экономической эффективностью стала социал-демократическая, или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полно реализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечение и получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорных отношений между объединениями работодателей и работников при постоянном контроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложения перераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальная социальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан, способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, стимулируя тем самым экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются как народные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны из бюджета по достижении им пенсионного возраста, и трудовые, зависящие от успешности трудовой деятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости — уравнительного и распределительного.

     В результате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странах  созданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, а шведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместе с тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в области обеспечения роста экономической эффективности.

     Консервативную  модель социальной политики часто называют институциональной или континентальной европейской. Она построена на принципе обязательного трудового участия и зависимости степени социального обеспечения от эффективности и продолжительности труда человека. Наиболее полно модель реализована в Германии, где в 1880 г. впервые в мире было введено медицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размер страховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносы распределялась в равной степени между нанимателями и работниками. В финансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данной модели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально, сохраняются и сегодня.

     В консервативной модели социальной политики реализуется распределительный тип социальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выражены слабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественном производстве[5, с.189].

     Либеральная модель социальной политики функционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечивает благополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует создание негосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Кроме того, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов за счет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственного пособия — малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тыс. программ, социальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальном уровнях, а критерии их выдачи варьируются от штата к штату. Существует реальная возможность получения социальной помощи одновременно по нескольким программам. Величина этих пособий незначительна, однако в совокупности они позволяют человеку, находящемуся в затруднительном положении, улучшить свое благосостояние.

     Помимо  перечисленных выше существует модель социальной политики в центрально-управляемых экономиках. Здесь государство сосредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и является единственным ее субъектом.

3. Социальная политика в Республике Беларусь: особенности реализации и перспективы развития

 

     Современный этап развития системы социальной защиты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями – программно-целевой характер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаимодействие при оказании помощи.

     Социальная  поддержка отдельных категорий  населения: одиноких и одиноко проживающих  пожилых людей, инвалидов, ветеранов  осуществляется также путем реализации государственных социальных программ:

     Комплексной программы по совершенствованию  системы социальной работы с одинокими  гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года;

     Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов  и лиц, пострадавших от последствий  войн, на 2006-2010 годы;

     Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 годы;

     Государственной программы о безбарьерной среде  жизнедеятельности физически ослабленных  лиц на 2007 – 2010 годы.

     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» наиболее нуждающимся, малообеспеченным семьям и гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.

     Совершенствуется  система социального обслуживания населения – один из ведущих и  динамично развивающихся компонентов  социальной сферы.

     В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» в республике повсеместно внедрена система социальных стандартов по обслуживанию населения, которая охватывает всю социальную сферу и включает 44 норматива в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, культуры, связи, транспорта, здравоохранения, социального обслуживания, торговли и бытового обслуживания.

     Нормативом  государственного социального стандарта  в области социального обслуживания является обеспеченность населения  центрами социального обслуживания населения – один центр на административный район. Стандарт обеспечивает оказание максимальной разносторонней и качественной помощи нуждающимся категориям граждан  и семей, в том числе проживающим  в отдаленных населенных пунктах, делает социальную поддержку адресной, своевременной  и эффективной.

     На  учете центрах состоит 1533,9 тыс. граждан, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации. Отделениями социальной помощи на дому обслуживается 79 тыс. пожилых  и нетрудоспособных граждан, нуждающихся  в уходе. Такой вид обслуживания позволяет таким людям максимально  долго оставаться в привычной  обстановке, и только после того, как все возможности нестационарных форм социального обслуживания будут  исчерпаны – поселяться в дома-интернаты.

     С целью перевода социального стандарта  в области социального обслуживания населения на более высокий качественный уровень планомерно развивается  структура территориальных центров  социального обслуживания населения. За 2007 год в целом число структурных  подразделений центров увеличилось  с 656 до 710. В среднем на один центр  приходится 4 – 5 подразделений.

     Оптимизированы  формы социального обслуживания. Путем создания в центрах отделений  дневного пребывания для инвалидов, реабилитационно-трудовых мастерских, кружков по интересам обеспечивается преемственность перехода выпускников  ЦКРОиР в ТЦСОН. На сегодняшний день функционируют 78 таких отделений  и 51 мастерская[15].

     Особое  внимание уделяется обеспечению  доступности социального обслуживания для сельских жителей. Сеть социальных пунктов центров значительно  расширена: если в 2005 году функционировало 47 социальных пунктов, то по состоянию  на 1 апреля 2008 г. – 401 социальный пункт.

     Дальнейшему развитию социального стандарта, его  переводу на более высокий качественный уровень будет способствовать реализация мероприятий Программы развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания до 2010 года.

     Одним из приоритетных направлений государственной  социальной политики является социальная защита инвалидов. В республике проживает  более 508 тыс. инвалидов, в том числе  около 28 тысяч детей-инвалидов. Реабилитационные учреждения – Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр и Республиканский  реабилитационный центр для детей-инвалидов  – осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Нуждающиеся обеспечиваются (бесплатно или на льготных условиях) протезно-ортопедическими изделиями, изделиями лечебного протезирования, техническими средствами реабилитации.

     Осуществляемые  мероприятия по социальной реабилитации и адаптации инвалидов позволили  в I полугодии улучшить показатели обеспеченности нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации.

     Республиканским унитарным предприятием «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный  центр» (РУП БПОВЦ) за 4 месяца 2008 года выпущено товарной продукции на сумму 6007,2 млн. рублей, что составляет 100,3 % к аналогичному периоду прошлого года.

     По  состоянию на 1 апреля 2008 г. численность участников ВОВ составила 42,6 тыс. человек, в т.ч. инвалидов ВОВ I и II групп - 12,8 тыс.; членов семей погибших в годы войны – 5,9 тыс.; лиц, награжденных орденами или медалями за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы войны – 12,8 тыс.; бывших узников фашизма – 51,0 тыс. человек

     Социальным  обслуживанием на дому охвачено более 4,5 тыс. ветеранов Великой Отечественной  войны. Инвалиды из числа ветеранов  войны полностью обеспечены инвалидными  креслами-колясками, протезами и  другими средствами реабилитации. Практически  решены вопросы предоставления им жилья, телефонизации квартир. Одиноким гражданам  пенсионного возраста за счет средств  местных бюджетов устанавливаются  индивидуальные пожарные извещатели, приборы учета расхода воды.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения в Республике Беларусь